ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
О РЕГИСТРАЦИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Письмо от 21.12.2011 г. № 17-10/1040-6806
Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> и в пределах компетенции сообщает.
Органы Государственной казначейской службы Украины регистрируют обязательства распорядителей бюджетных средств с учетом положений статьи 48 Бюджетного кодекса Украины и в соответствии с требованиями Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Государственного казначейства Украины от 09.08.2004 г. № 136, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 30.08.2004 г. под № 1068/9667.
При осуществлении регистрации обязательств и проведении оплаты за коммунальные и другие услуги распорядителями бюджетных средств (арендодателями) нужно руководствоваться разъяснениями, которые предоставлялись письмом Государственного казначейства Украины от 03.05.2007 г. № 3.4-06/1115-5385.
С целью решения вопросов регистрации обязательств и расчетов за потребленные коммунальные и другие услуги распорядитель бюджетных средств (арендодатель) должен предусматривать в договоре отдельно стоимость коммунальных услуг, которые должны быть потреблены им, и стоимость услуг, которые должны быть возмещены арендаторами, а также условия расчетов в течение бюджетного периода.
Заместитель Председателя Л. Гизатулина
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ОСОБЕННОСТИ ОПЛАТЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ АРЕНДЕ
Бюджетные учреждения, которые предоставляют недвижимое имущество в аренду, постоянно сталкиваются в вопросами относительно правильности расчета и своевременности получения арендной платы и коммунальных услуг от арендаторов.
В этом случае бюджетное учреждение-арендодатель получает от арендатора:
— арендную плату на основании Типового договора аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденного приказом ФГИУ от 23.08.2000 г. № 1774.
Размер, условия и сроки внесения арендной платы определяются непосредственно в договоре аренды и устанавливаются с учетом требований Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 37);
— возмещение стоимости потребленных коммунальных услуг (электроэнергия, теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, газ, услуги по уборке территории и др.) на основании Примерного договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставлении коммунальных услуг арендатору, утвержденного приказом ФГИУ от 23.08.2000 г. № 1774. Стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, не включается в арендную плату, а должна оплачиваться арендатором отдельно.
Как правило, чаще всего стороны договариваются о том, что арендодатель полностью оплачивает стоимость коммунальных услуг, а арендатор компенсирует арендодателю соответствующие расходы (в части коммунальных услуг, потребленных арендатором). Для того чтобы ни у одной из сторон договора аренды не возникало вопросов относительно правомерности уплаты тех или иных сумм, рекомендуем эти вопросы урегулировать еще на этапе заключения такого договора.
Итак, если непосредственные расчеты с поставщиками жилищно-коммунальных услуг осуществляет арендодатель, то расходы на оплату коммунальных услуг он осуществляет по КЭКР 1160 «Оплата коммунальных услуг».
В этом случае средства, получаемые от арендатора, арендодатель отражает как возмещение осуществленных расходов и относит на восстановление своих кассовых и фактических расходов. Связано это с тем, что арендная плата согласно ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относится к третьей подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений, в то время как суммы, возмещенные арендатором за коммунальные услуги, к собственным поступлениям бюджетных учреждений не относятся, а направляются на восстановление расходов арендодателя.
При поступлении средств от арендатора указанные суммы поступают на регистрационные счета арендодателя по КЭКР 0000. После получения средств от арендатора в качестве возмещения расходов по уплате коммунальных услуг, бюджетное учреждение-арендодатель подает в орган Госказначейства данные о распределении поступивших сумм по соответствующим КЭКР для правильного восстановления своих расходов.
Также нужно учесть, что арендатор должен возмещать стоимость потребленных им коммунальных услуг на тот счет (общего фонда или специального), с которого бюджетное учреждение-арендодатель осуществило расходы на их оплату. На этот момент обращал внимание специалист контрольно-ревизионной службы в своей консультации (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 8, с. 12).
Выбрав такой вариант расчетов за коммунальные услуги, распорядители бюджетных средств (арендодатели) должны принимать меры по своевременному получению первичных документов, подтверждающих возникновение финансовых обязательств. Одной из таких мер является указание в договорах (соглашениях) сроков предоставления таких первичных документов до завершения отчетного периода (см. письмо Госказначейства от 12.05.2011 г. № 17-06/1195-6460 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 21; письмо Госказначейства от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30).
Также напоминаем, что наличие графика документооборота в учреждении будет способствовать оптимизации и своевременному осуществлению расчетов и недопущению возникновения задолженности за коммунальные услуги.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик