МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
О ВЕДЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Письмо от 16.11.2011 г. № 31-08420-06-25/28307
Департамент налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины <…> сообщает.
В соответствии с абзацем вторым части второй статьи 56 Бюджетного кодекса Украины бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Министерством финансов Украины.
Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007 — 2015 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 16.01.2007 г. № 34, предусмотрено применение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе начиная с 2013 года.
На сегодняшний день порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями урегулирован нормативно-правовыми актами Государственного казначейства Украины. Они действуют до того времени, пока в установленном порядке не будут признаны утратившими силу.
При необходимости внесения изменений в упомянутые выше нормативно-правовые акты Министерством финансов Украины будут приняты приказы по таким вопросам, которыми, в том числе, будет определена утрата силы соответствующих нормативно-правовых актов Государственного казначейства Украины.
Директор Департамента налоговой, таможенной политики
и методологии бухгалтерского учета
Н. Чмерук
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ НЕОБХОДИМО РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ БЮДЖЕТНЫМ
УЧРЕЖДЕНИЯМ ПРИ ВЕДЕНИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Прежде всего отметим, что согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) полномочия по регулированию вопросов методологии бухгалтерского учета и отчетности об исполнении бюджетов в настоящий момент имеет исключительно Минфин. Напомним, что эти полномочия предоставлены Минфину Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 07.07.2011 г. № 3614-VI (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 33), вступившим в силу 07.08.2011 г., за исключением отдельных положений.
Итак, с целью реализации предоставленных полномочий Минфин в комментируемом письме разъясняет, какими документами необходимо руководствоваться бюджетным учреждениям при ведении бухгалтерского учета. Срок действия этих документов можно разделить на следующие периоды: до 2013 и с 2013 года.
Такое разделение связано с тем, что начиная с 2013 года бюджетные учреждения обязаны будут вести бухгалтерский учет согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и другим нормативно-правовым актам по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином. Кстати, эта норма предусмотрена абз. 2 ч. 2 ст. 56 БКУ.
Так, Минфином уже утвержден ряд положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, вступающих в силу с 01.01.2013 г., а именно:
1) приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 утверждены:
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы»;
2) приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629 утверждены:
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 102 «Консолидированная финансовая отчетность»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 103 «Финансовая отчетность по сегментам»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменения учетных оценок и исправление ошибок»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 126 «Аренда»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 127 «Уменьшение полезности активов»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 128 «Обеспечения, непредусмотренные обязательства и непредусмотренные активы»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 129 «Инвестиционная недвижимость»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Подача финансовой отчетности» (с изменениями, внесенными приказом Минфина от 29.12.2011 г. № 1798);
3) приказом Минфина от 11.08.2011 г. № 1022 утверждено Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 «Влияние изменений валютных курсов»;
4) приказом Минфина от 29.12.2011 г. № 1798 утверждены:
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 131 «Строительные контракты»;
— Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 132 «Выплаты работникам»;
5) приказом Минфина от 25.01.2012 г. № 52 утверждено Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 105 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции».
Это далеко не полный перечень стандартов, которые начнут действовать с 2013 года. Минфин продолжает работать над разработкой новых национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе.
Таким образом, начиная с 01.01.2013 г. бюджетные учреждения будут вести бухгалтерский учет, руководствуясь указанными выше документами.
Что касается сегодняшней нормативно-правовой базы по вопросам ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, то, как отметил Минфин в комментируемом письме, такой порядок урегулирован нормативно-правовыми актами Государственного казначейства. Кстати, на с. 16 этого номера газеты в материале «Особенности учета доходов и расходов местных бюджетов» приведен перечень основных документов по вопросам бухгалтерского учета и составления бюджетной и финансовой отчетности, которыми бюджетные учреждения руководствуются в настоящее время. Эти документы действуют до тех пор, пока Минфином не будут приняты соответствующие приказы о том, что они утратили силу.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик