Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам оценки имущества

Редакция ББ
Постановление от 07.12.2011 г. № 1253

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ ПО ВОПРОСАМ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА

Постановление от 07.12.2011 г. № 1253

 

Кабинет Министров Украины постановляет:

Внести в постановления Кабинета Министров

Украины по вопросам оценки имущества изменения (прилагаются).

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 07.12.2011 г. № 1253

Изменения, которые вносятся в постановления Кабинета Министров Украины по вопросам оценки имущества

 

1. В Порядке определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 22 января 1996 г. № 116:

1) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки. При определении размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, размер убытков определяется в соответствии с методикой оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины.»;

2) пункты 3 — 9 исключить.

2. В Порядке возврата в государственную собственность объектов приватизации при расторжении или признании недействительными договоров купли-продажи таких объектов, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 18 января 2001 г. № 32:

1) в пункте 7 слова и цифры «Методикой оценки имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2003 г. № 1891» заменить словами «методикой оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины»;

2) пункт 9 изложить в следующей редакции:

«9. При выявлении убытков, нанесенных государству покупателем объекта приватизации за время владения им, их размер определяется согласно методике оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины.».

3. В Методике оценки имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10 декабря 2003 г. № 1891:

1) пункт 1 после абзаца восьмого дополнить новым абзацем следующего содержания:

«определение размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, в случае необходимости обоснования наличия или установления фактов хищения, недостачи, уничтожения (порчи) имущества.».

В связи с этим абзац девятый считать абзацем десятым;

2) подпункт 7 пункта 6, абзац пятый пункта 12 и подпункт 3 пункта 51 дополнить после слов «(органа, уполномоченного управлять государственным имуществом)» словами «или уполномоченным им лицом»;

3) четвертое предложение абзаца третьего пункта 10 после слов «руководителем государственного органа приватизации» дополнить словами «или уполномоченным им лицом»;

4) в пункте 18:

абзац первый после слов «органа местного самоуправления» дополнить словами «или уполномоченного им лица»;

в абзаце втором слова «другого уполномоченного на это» заменить словами «уполномоченного им»;

5) подпункт 5 пункта 28 после слов «руководителями этих органов» дополнить словами «или уполномоченными ими лицами»;

6) второе предложение пункта 49 после слов «(руководителем органа, уполномоченного управлять государственным имуществом)» дополнить словами «или уполномоченным им лицом»;

7) пункт 56, четвертое предложение абзаца второго пункта 79, пункт 100 после слов «руководителем государственного органа приватизации» дополнить словами «или уполномоченным им лицом»;

8) третье предложение абзаца первого пункта 61 после слов «его руководителем» дополнить словами «или уполномоченным им лицом»;

9) дополнить Методику разделом следующего содержания:

«Определение размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба

103. Положения настоящего раздела применяются для определения размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству в лице государственных органов, государственных предприятий; территориальной громаде в лице органов местного самоуправления, коммунальных предприятий или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале (далее — лицо, которому нанесены убытки), при необходимости обоснования наличия либо установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) имущества (далее — поврежденное имущество).

104. Определение размера убытков осуществляется путем проведения независимой оценки. Если государственный орган или орган местного самоуправления является заказчиком проведения такой оценки, исполнитель оценки избирается на конкурсных началах в порядке, устанавливаемом Фондом государственного имущества.

105. Дата оценки определяется с учетом положений части третьей статьи 225 Хозяйственного кодекса Украины.

Государственный орган или орган местного самоуправления принимают решение о размере убытков с использованием отчета об оценке убытков при условии наличия положительного заключения рецензента такого отчета.

106. Исходными данными для оценки являются материалы инвентаризации, документы по бухгалтерскому учету, оценке поврежденного имущества, проводившейся с целью, в частности, его приватизации (корпоратизации), аренды, проектно-сметная документация, документы бюро технической инвентаризации на недвижимое имущество, землеустроительная документация на земельный участок в случае возврата в государственную собственность объекта приватизации, который был продан вместе с земельным участком, на котором он расположен, документы со сведениями о физическом состоянии и технических характеристиках имущества, финансовая отчетность, материалы аудиторских проверок, финансово-экономического анализа, а также другие документы.

При оценке может использоваться другая информация, необходимая для оценки убытков, в частности результаты анализа рынка, подобного поврежденному имущества.

107. Оценка убытков проводится с применением любого из методических подходов, наиболее полно соответствующего цели оценки. Обоснование применения методических подходов и отдельных оценочных процедур в процессе оценки с учетом статьи 22 Гражданского кодекса Украины указывается в отчете об оценке убытков.

Оценка убытков проводится на основании принципов, определенных пунктами 4 — 10 Национального стандарта № 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10 сентября 2003 г. № 1440, и предположения о типичном характере использования имущества.

108. При невозможности физического восстановления поврежденного имущества или когда стоимость его восстановительного ремонта с учетом физического износа его составляющих, подвергшихся повреждению, и износа, который не подлежит устранению во время ремонта, в сумме не меньше рыночной стоимости такого имущества до нанесения имущественного ущерба, размер реальных убытков равняется рыночной стоимости неспециализированного имущества, определенной с применением сравнительного и (или) доходного подходов, либо остаточной стоимости воссоздания (замещения) специализированного имущества, определенной с применением расходного подхода, исходя из его состояния до хищения, недостачи, уничтожения (порчи). При условии возврата поврежденного имущества лицу, которому нанесены убытки, размер реальных убытков равняется стоимости такого имущества, определенной на дату оценки исходя из его состояния до хищения, недостачи, уничтожения (порчи), уменьшенной на стоимость поврежденного имущества, определенную исходя из его состояния после хищения, недостачи, уничтожения (порчи).

В противном случае, если поврежденное имущество подлежит физическому восстановлению и при этом стоимость его восстановительного ремонта с учетом физического износа его составляющих, подвергшихся расхищению, недостаче, уничтожению (порче), и износа, который не подлежит устранению при ремонте, в сумме не превышают его рыночную стоимость до хищения, недостачи, уничтожения (порчи), размер реальных убытков равняется сумме стоимости его восстановительного ремонта с учетом физического износа его составляющих, подвергшихся расхищению (недостаче, уничтожению, порче), и износу, который не подлежит устранению. При этом стоимость восстановительного ремонта с учетом физического износа его составляющих определяется путем применения метода прямого воссоздания.

Оценка реальных убытков, являющихся следствием хищения, недостачи, уничтожения (порчи) колесных транспортных средств, проводится согласно методике, утвержденной Минюстом и Фондом государственного имущества.

109. При объективной невозможности использования имущества лицом, которому нанесены убытки в результате нарушения его прав, или неправомерного использования его имущества, сделавшего невозможным самостоятельное использование имущества таким лицом, или получения дохода от его использования другим лицом определяется размер упущенной выгоды.

Оценка упущенной выгоды проводится путем применения:

оценочной процедуры накопления или калькулирования чистого операционного дохода (чистого денежного потока, прибыли), не полученного лицом, которому нанесены убытки, начиная с установленной даты невозможности собственного использования им имущества до даты оценки;

оценочной процедуры дисконтирования чистого операционного дохода (чистого денежного потока, прибыли), не полученного лицом, которому нанесены убытки, от даты возмещения убытков в размере стоимости имущества, определенной исходя из состояния имущества до хищения (недостачи, уничтожения, порчи), или даты, с которой такое использование будет возможным, до даты оценки, с учетом абзаца второго части третьей статьи 22 Гражданского кодекса Украины (в случае предположения о невозможности использования имущества лицом после даты оценки);

других оценочных процедур по определению размера упущенной выгоды.

В таких случаях размер убытков равняется размеру реальных убытков, определенному в соответствии с пунктом 108 настоящей Методики, и размеру упущенной выгоды.

Отчет об оценке убытков должен содержать четкое обоснование примененных оценочных процедур по определению размера реальных убытков и упущенной выгоды.

110. Стандартизированная оценка убытков проводится в следующих случаях:

отсутствие исходных данных, которые содержат информацию о поврежденном имуществе до и после его хищения (недостачи, уничтожения, порчи), кроме данных бухгалтерского учета;

невозможность личного осмотра поврежденного имущества исполнителем оценки, что не дает ему возможности получить сведения о состоянии имущества до и после хищения (недостачи, уничтожения, порчи);

нанесение имущественного ущерба в результате неправомерных действий с денежными средствами.

При невозможности проведения независимой оценки убытков в случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оценка убытков заключается в увеличении балансовой остаточной стоимости поврежденного имущества, определенной по состоянию на дату оценки, установленную для приватизации (корпоратизации) или передачи его в аренду; последнюю отчетную дату баланса предприятия — балансодержателя поврежденного имущества до хищения (недостачи, уничтожения, порчи), на коэффициент, равный произведению индексов цен производителей промышленной продукции по отраслям промышленности или индексов цен на строительно-монтажные работы по типам зданий и сооружений, определяемых Госстатом, за период с даты, на которую была определена балансовая остаточная стоимость имущества, до даты оценки убытков. При отсутствии информации об остаточной балансовой стоимости имущества или если такая стоимость равна нулю на дату оценки, установленную для приватизации (корпоратизации) или передачи его в аренду; последнюю отчетную дату баланса предприятия — балансодержателя поврежденного имущества до хищения (недостачи, уничтожения, порчи), увеличению подлежит первоначальная (переоцененная) балансовая стоимость такого имущества, уменьшенная на 50 процентов.

Результаты оценки отражаются в акте оценки убытков, составленном по форме согласно приложению 20.

В случае нанесения имущественного ущерба в результате неправомерных действий с денежными средствами оценка убытков проводится путем увеличения суммы денежных средств на коэффициент, который рассчитывается на основании установленных Национальным банком учетных ставок за период, начиная с даты нанесения имущественного ущерба до даты оценки.

Результаты оценки отражаются в акте оценки убытков, составленном по форме согласно приложению 21.

Акт оценки убытков подлежит рецензированию в соответствии с законодательством об оценке и оценочной деятельности и при условии наличия положительного заключения рецензента утверждается органом государственной власти (органом местного самоуправления) в соответствии с пунктом 18 настоящей Методики.

При оценке убытков, нанесенных государству в лице государственных предприятий; территориальной громаде в лице коммунальных предприятий; субъектам хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, акт оценки составляется комиссией, созданной на предприятии (у субъектов хозяйствования), который по поручению органа, уполномоченного управлять имуществом такого предприятия (субъекта), при наличии положительного заключения рецензента акта оценки утверждается руководителем предприятия (субъекта) или уполномоченным им лицом.»;

10) приложения 1, 2, 4, 6, 17 к Методике после слов «(органа, уполномоченного управлять государственным имуществом)» дополнить словами «или уполномоченным им лицом»;

11) приложения 7, 16, 18, 19 к Методике после слов «должность руководителя государственного органа приватизации» дополнить словами «или уполномоченного им лица»;

12) дополнить Методику приложениями 20 и 21 следующего содержания:

 

img 1

 

img 2

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИМУЩЕСТВА И ОПРЕДЕЛЕНИЮ УБЫТКОВ ОТ ХИЩЕНИЯ,
НЕДОСТАЧИ (ПОРЧИ) СУЩЕСТВЕННо ИЗМЕНЕНы

Необходимость проведения оценки имущества возникает в случаях, установленных законодательством Украины, международными соглашениями, на основании договора, а также по требованию одной из сторон соглашения и с согласия сторон. Основным документом, определяющим правовые принципы осуществления оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине, ее государственного и общественного регулирования, обеспечения создания системы независимой оценки имущества с целью защиты законных интересов государства и других субъектов правоотношений в вопросах оценки имущества, имущественных прав и использования ее результатов, является Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658).

Ситуации, когда проведение оценки имущества является обязательным, указаны в ст. 7 Закона № 2658. Также в этой статье определено, что проведение независимой оценки имущества является обязательным, в частности, в случае определения убытков или размера возмещения и в других случаях, определенных законодательством или с согласия сторон.

С целью проведения качественной независимой оценки убытков субъекты хозяйствования руководствуются общими нормами гражданского и хозяйственного права, а именно:

1) ст. 22 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ), где отмечено, что лицо, которому нанесены убытки в результате нарушения его гражданского права, имеет право на их возмещение.

При этом убытками являются:

— потери, которые лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо сделало или должно сделать для восстановления своего нарушенного права (реальные убытки);

— доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы его право не было нарушено (упущена выгода);

2) ст. 226 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ), в которой установлены условия и порядок возмещения убытков, в том числе права и обязанности обеих сторон хозяйственного обязательства, а также негативные последствия их невыполнения.

Так, ч. 1 ст. 226 ХКУ установлены следующие обязанности участника хозяйственных отношений, совершившего хозяйственное правонарушение: принять необходимые меры по предотвращению убытков в хозяйственной сфере других участников хозяйственных отношений или по уменьшению их размера; если убытки нанесены другим субъектам, — возместить их по требованию этих субъектов в добровольном порядке в полном объеме, если законом или договором сторон не предусмотрено возмещение убытков в другом объеме.

Однако отсутствие на сегодняшний день в Украине нормативно-правовых актов, которые бы осуществляли методическое регулирование оценки убытков, обязательность независимой оценки которых установлена ст. 7 Закона № 2658, обусловило принятие комментируемого постановления КМУ от 07.12.2011 г. № 1253 (далее — постановление № 1253).

Так, с целью проведения качественной независимой оценки убытков согласно требованиям ХКУ и положениям ГКУ постановлением № 1253 внесены изменения в некоторые документы по вопросам оценки имущества, а именно:

Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116 (далее — Порядок № 116);

Порядок возврата в государственную собственность объектов приватизации в случае расторжения или признания недействительными договоров купли-продажи таких объектов, утвержденный постановлением КМУ от 18.01.2001 г. № 32 (далее — Порядок № 32);

Методику оценки имущества, утвержденную постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891 (далее — Методика № 1891).

Рассмотрим эти изменения.

Во-первых, что касается изменений в Порядок № 116. Этот Порядок в основном используется для определения убытков, в частности, применяется для исчисления размера выявленных убытков во время:

— возврата в государственную собственность объекта приватизации, отчужденного по результатам продажи на аукционе, по конкурсу или путем выкупа;

— возврата арендованного государственного имущества в сферу управления уполномоченного органа управления после окончания срока действия договора аренды;

— проверки состояния содержания, хранения и использования государственного имущества, которое в процессе приватизации не вошло в уставный капитал хозяйственного общества, но осталось у него на балансе.

Что касается бюджетных учреждений, то они руководствуются Порядком № 116 при расчете суммы убытков, нанесенных учреждению, в результате выявления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей. Добавим, что необходимость применения самого Порядка № 116 при возмещении сумм убытков, нанесенных учреждению, предусмотрена п. 6.17 Инструкции по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 26.12.2003 г. № 242, а также п.п. 4.6.7 Практических рекомендаций по проведению ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (по отдельным вопросам программы), одобренных Методологическим советом ГлавКРУ 04.08.2009 г., протоколом № 9 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 35).

Таким образом, согласно обновленной редакции п. 2 Порядка № 116 размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется:

путем проведения независимой оценки согласно национальным стандартам оценки (если убыток нанесен обычному субъекту хозяйствования);

согласно методике оценки имущества, утвержденной Кабинетом Министров Украины (в случае определения размера убытков, нанесших имущественный ущерб государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале).

Напомним, что предыдущей редакцией п. 2 этого Порядка было предусмотрено, что размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определялся по балансовой стоимости таких ценностей (за вычетом амортизационных отчислений), но не ниже 50 % балансовой стоимости на момент установления такого факта с учетом индексов инфляции, определяемых ежемесячно Госкомстатом, соответствующего размера налога на добавленную стоимость и размера акцизного сбора по соответствующей формуле.

Таким образом, если раньше размер убытков субъекты хозяйствования, в том числе бюджетные учреждения, определяли самостоятельно, руководствуясь специальной формулой, то теперь в этом вопросе учреждениям необходимо руководствоваться непосредственно Методикой № 1891.

Во-вторых, наряду с указанными изменениями Порядка № 116 комментируемым постановлением внесены соответственно изменения в Методику № 1891. Так, в п. 1 этой Методики определено, что этот документ применяется, в частности, для проведения оценки имущества в случае определения размера убытков, нанесших имущественный ущерб государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, в случае необходимости обоснования наличия или установления фактов хищения, недостачи, уничтожения (порчи) имущества.

Также Методика № 1891 дополнена новым разделом, в котором установлен порядок определения размера убытков, нанесших имущественный ущерб. К наиболее интересным моментам можно отнести следующие:

1) определение размера убытков осуществляется путем проведения независимой оценки, осуществляемой субъектами оценочной деятельности. Перечень таких субъектов, их права, обязанности и ответственность установлены прежде всего Законом № 2658.

Методологические подходы, согласно которым проводится оценка убытков, определены в пп. 107 — 109 Методики № 1891. Результаты проведения независимой оценки оформляются отчетом об оценке убытков. Методикой № 1891 не определено, по какой форме должен составляться такой отчет, а указано только, что этот документ должен содержать четкое обоснование примененных оценочных процедур по определению размера реальных убытков и упущенной выгоды. Считаем, что такой документ должен также соответствовать требованиям пп. 56 — 59 Национального стандарта № 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного постановлением КМУ от 10.08.2003 г. № 440;

2) в Методике № 1891 появилось такое понятие, как стандартизированная оценка убытков.

Как определено в п. 2 указанной Методики, стандартизированная оценка — это оценка, которая осуществляется самостоятельно государственными органами приватизации (органами, уполномоченными управлять государственным имуществом) с использованием стандартной методологии и стандартного набора исходных данных, по результатам которой определяется оценочная стоимость.

Перечень случаев, когда разрешено проводить стандартизированную оценку убытков, а также особенности ее проведения приведены в п. 110 Методики № 1891.

Результаты такой оценки отражаются в актах оценки убытков, формы которых приведены в новых приложениях 20 и 21 к Методике № 1891. В случае оценки убытков, нанесенных государству в лице государственных предприятий; территориальной громаде в лице коммунальных предприятий; субъектам хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (составном) капитале, акт оценки составляется комиссией, созданной на предприятии (у субъектов хозяйствования).

Также обратите внимание на то, что Методика № 1891 предусматривает обязательное рецензирование акта оценки убытков. Процедура рецензирования отчетов об оценке имущества проводится согласно требованиям ст. 13 Закона № 2658. При условии наличия положительного заключения рецензента такой акт утверждается органом государственной власти (органом местного самоуправления) согласно п. 18 Методики № 1891 или руководителем предприятия (субъекта) либо уполномоченным им лицом.

Как видим, нововведения, внесенные в порядок определения убытков, достаточно существенны и требуют более детального рассмотрения, а также официальных разъяснений со стороны уполномоченных органов.

Комментируемый документ вступил в силу 16.12.2011 г.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше