ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБОБЩАЮЩЕЙ НАЛОГОВОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ НАЛОГУ, ВЗИМАЕМОМУ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
Приказ от 16.12.2011 г. № 258
(извлечение)
Руководствуясь статьей 52 Налогового кодекса Украины, приказываю:
1. Утвердить Обобщающую налоговую консультацию по экологическому налогу, взимаемому за размещение бытовых отходов (прилагается).
<…>
Председатель А. Клименко
Утверждена приказом Государственной налоговой службы Украины от 16.12.2011 № 258
Обобщающая налоговая консультация по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов
В Обобщающей налоговой консультации по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов, употребляются следующие сокращения:
Налоговый кодекс Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI — Кодекс;
Закон Украины от 5 марта 1998 года № 187/98-ВР «Об отходах» — Закон;
Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 года № 452/2011, — Положение.
Плательщиками экологического налога являются субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную (предпринимательскую) деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов (включая выполняющих агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей), во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны осуществляется, в частности, размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья (п.п. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Кодекса).
Размещение отходов — хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами (п.п. 14.1.223 п. 14.1 ст. 14 Кодекса).
Бытовые отходы — отходы, которые образуются в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (твердые, крупногабаритные, ремонтные, жидкие, кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используются по месту их накопления (Закон).
Специально отведенные места или объекты — места или объекты (места размещения отходов, хранилища, полигоны, комплексы, сооружения, участки недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченных органов на удаление отходов или осуществление других операций с отходами (Закон).
Специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами являются специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и его органы на местах, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины, другие органы исполнительной власти согласно компетенции (ст. 22 Закона).
Выдача разрешений на хранение и удаление отходов в установленном Кабинетом Министров Украины порядке относятся к компетенции специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и его органов на местах в сфере обращения с отходами (п. «р» ст. 23 Закона).
Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере обращения с отходами является Министерство экологии и природных ресурсов Украины (п. 1 Положения).
Согласно письму Минприроды Украины от 06.12.11 № 23982/07/10-11 основное назначение специально отведенных мест или объектов — удаление отходов путем захоронения или обезвреживания, т. е. проведение окончательных операций удаления. Согласно статье 21 Закона решение об отводе (отведении) земельных участков для размещения отходов и строительства объектов обращения с отходами принимают органы местного самоуправления, поскольку само размещение отходов является наиболее опасным фактором влияния на состояние окружающей природной среды окружающих земельных участков, в частности почв.
Места временного хранения отходов, например для временного хранения опасных отходов перед передачей на обезвреживание или утилизацию специализированным организациям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.
Таким образом, плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или его органов на местах.
Директор Департамента налогообложения юридических лиц А. Любченко
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ЭКОНАЛОГ ЗА ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ОТХОДОВ ПЛАТИТЬ НЕ НУЖНО — НОВАЯ ПОЗИЦИЯ ГНСУ
Наверное, в это сложно поверить, но ГНСУ решила сменить гнев на милость в вопросе уплаты эконалога на временное хранение бытовых отходов.
Как известно, практически весь прошлый год ГНСУ придерживалась мнения о том, что за виды отходов, в том числе опасные, бытовые и другие, которые образовались в процессе деятельности субъектов хозяйствования и хранились до момента передачи специализированному предприятию (независимо от срока их хранения), такие субъекты, в том числе и бюджетные учреждения, должны уплачивать эконалог (см. письма от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817, от 17.05.2011 г. № 9126/6/15-0816, от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 29 и письмо от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117).
Противостоять этой позиции пыталось Минприроды, о чем свидетельствуют письма от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11 и от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11, а также Минрегионстрой — письмо от 04.08.2011 г. № 7/12-8463.
И вот, наконец-то ГНСУ признала, что места временного хранения отходов, например для временного хранения опасных отходов перед передачей на уничтожение или утилизацию специализированным предприятиям, контейнеры или урны для сбора бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам.
Поэтому если бюджетные учреждения на своей территории временно хранят бытовые отходы (в специально предназначенных для этих целей контейнерах или урнах), различные виды небезопасных отходов (например, люминесцентные лампы, отработанные шины и аккумуляторы, медицинские термометры и пр.) до передачи их специализированным предприятиям, то места их временного хранения не относятся к специально отведенным местам или объектам, и соответственно уплачивать эконалог за такие отходы не нужно.
В результате в комментируемом документе ГНСУ пришла к выводу о том, что плательщиками эконалога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают такие отходы в специально отведенных для этого местах или объектах. При этом на использование таких мест должно быть получено разрешение уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или его органов на местах.
В связи с таким поворотом дел наверняка у многих читателей возник вопрос: а можно ли суммы уплаченного эконалога вернуть? Да, можно. Такие суммы считаются ошибочно уплаченными денежными обязательствами (п.п. 14.1.182 НКУ), к которым относятся суммы средств, поступившие на определенную дату в соответствующий бюджет от юридических лиц или физических лиц, не являющихся плательщиками таких денежных обязательств.
Условия возврата таких сумм определены в ст. 43 НКУ, а именно:
1) обязательным условием для возврата ошибочно уплаченных сумм денежных обязательств является подача налогоплательщиком заявления об их возврате. Срок подачи такого заявления — 1095 дней со дня перечисления таких сумм в бюджет;
2) заявление подается в произвольной форме, в котором указывается направление перечисления средств:
— на текущий счет налогоплательщика;
— в счет погашения денежного обязательства (налогового долга) по другим платежам, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, независимо от вида бюджета;
— возврата наличными средствами по чеку;
3) налоговый орган не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания 20-дневного срока со дня подачи налогоплательщиком заявления готовит заключение о возврате соответствующих сумм из бюджета и подает его в орган Госказначейства;
4) орган Госказначейства в течение 5 рабочих дней осуществляет возврат указанных сумм налогоплательщикам. Процедура возврата таких сумм определена Порядком взаимодействия органов государственной налоговой службы, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденным приказом ГНАУ, Минфина и Госказначейства от 21.12.2010 № 974/1597/499.
В заключение стоит обратить внимание на то, что те бюджетные учреждения, которые используют для обогрева административных, складских и других помещений бытовые газовые котлы, в результате чего осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, являются плательщиками эконалога. Особенности уплаты этого налога бюджетными учреждениями рассматривались в статье «Экологический налог от «А» до «Я»» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 47).