Темы статей
Выбрать темы

Порядок финансирования и проведения выборов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПОРЯДОК ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Каким образом следует осуществлять финансирование и проведение досрочных выборов депутата поселкового совета в случае добровольного сложения им своих полномочий в связи с переходом на должность заместителя поселкового головы?

(Донецкая обл.)

Основные принципы, организация и порядок проведения выборов депутатов Верховной Рады АР Крым, областных, районных, городских, районных в городах, сельских, поселковых советов и сельских, поселковых, городских голов определяется Законом Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10.07.2010 г. № 2487-VI (далее — Закон № 2487). В частности, согласно ч. 1 ст. 2 этого Закона местные выборы являются свободными и происходят на основе гарантированного Конституцией Украины и этим Законом общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования.

Выборы депутатов сельских, поселковых советов проводятся по мажоритарной системе в отношении большинства в одномандатных избирательных округах, на которые делится территория соответственно села (нескольких сел, жители которых добровольно объединились в сельскую громаду), поселки.

Согласно ст. 14 Закона № 2487 местные выборы делятся на: очередные, внеочередные, повторные, промежуточные и первые, которые проводятся в случае формирования новых местных советов.

Промежуточные выборы депутата назначаются территориальной избирательной комиссией в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе (ч. 5 ст. 14 Закона № 2487). Таким образом, досрочные выборы депутата поселкового совета в связи с добровольным сложением им своих полномочий, очевидно, следует рассматривать как промежуточные выборы.

Следует отметить, что согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 2487 промежуточные выборы депутата назначаются на последнее воскресенье 60-дневного срока со дня принятия решения об их назначении, а избирательный процесс начинается за 50 (календарных) дней до дня промежуточных местных выборов. Решение же о назначении промежуточных выборов депутата принимается территориальной избирательной комиссией не позднее чем в десятидневный срок со дня досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в соответствующем одномандатном мажоритарном избирательном округе.

Орган, принявший решение о назначении промежуточных местных выборов, не позднее чем на третий день со дня его принятия публикует решение в печатных средствах массовой информации или, в случае невозможности, обнародует другим определенным им способом, а также сообщает указанное решение Центральной избирательной комиссии (далее — ЦИК) в этот же срок.

Вопросы финансового и материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов регулируются нормами разд. ІХ Закона № 2487. Так, ч. 1 ст. 60 Закона № 2487 предусмотрено, что расходы на подготовку и проведение очередных, внеочередных и первых местных выборов осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на осуществление ЦИК руководства и управления в сфере проведения выборов и референдумов, средств соответствующего местного бюджета, полученных как целевая субвенция из Государственного бюджета Украины, а также средств собственных избирательных фондов местных организаций партий, кандидат в депутаты от которых зарегистрирован в соответствующих избирательных округах.

При этом все другие виды местных выборов (в том числе промежуточные местные) проводятся за счет средств соответствующих местных бюджетов и средств собственных избирательных фондов местных организаций партий, кандидатов в депутаты в одномандатных, одномандатных мажоритарных избирательных округах.

Однако средства для проведения досрочных выборов депутата поселкового совета в бюджете соответствующего поселка, вероятнее всего, не запланированы.

Поэтому напомним, что согласно п. 23 ч. 1 ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) утверждение местного бюджета и внесение изменений в него относится к исключительной компетенции сельских, поселковых и городских советов. Причем ч. 7 ст. 78 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI определено, что решение о внесении изменений в решение о местном бюджете принимается соответствующим местным советом на основании официального заключения местного финансового органа о перевыполнении или недовыполнении доходной части общего фонда, об объеме остатка средств общего и специального фондов (кроме собственных поступлений бюджетных учреждений) соответствующего бюджета.

Таким образом, отчитываться об использовании средств, выделенных из местного бюджета для проведения досрочных выборов, придется перед сельским, поселковым или городским советом, на основании решения которого были внесены изменения в местный бюджет, поскольку согласно п. 11 ч. 1 ст. 26 Закона № 280 заслушивание отчетов постоянных комиссий, руководителей исполнительных органов совета и должностных лиц, назначаемых или утверждаемых соответствующим советом, осуществляется исключительно на пленарных заседаниях такого совета.

Что же касается формирования и использования избирательных фондов, то согласно ч. 1 ст. 62 Закона № 2487 местная организация партии, кандидат в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе не позднее чем за 18 дней до дня местных выборов могут открыть счет собственного избирательного фонда. Основанием для открытия такого счета является копия решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты соответственно в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе.

Счет избирательного фонда открывается в учреждении банка Украины, определяемом территориальной избирательной комиссией, по местонахождению соответствующей избирательной комиссии. Местная организация партии, кандидаты в депутаты имеют право открыть только один счет, исключительно в национальной валюте.

Следует иметь в виду, что использование средств со счета избирательного фонда осуществляется исключительно в безналичной форме. Использование средств со счета избирательного фонда прекращается за день до дня местных выборов.

Местная организация партии, кандидаты в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе определяют из числа своих соответственно уполномоченных и доверенных лиц распорядителей избирательного фонда, которые вместе с руководителем местной организации партии, кандидатом в депутаты несут ответственность за использование средств соответствующего избирательного фонда согласно законам Украины (ч. 1 ст. 63 Закона № 2487). В частности, распорядители средств избирательного фонда обязаны вести учет поступления и использования средств собственного избирательного фонда, на основании данных которого не позднее чем на пятый день после дня местных выборов они должны подать в соответствующую территориальную избирательную комиссию финансовый отчет по форме, установленной постановлением ЦИК «О форме финансового отчета о поступлении и использовании средств избирательного фонда местной организации политической партии, кандидаты в депутаты от которой зарегистрированы в многомандатном избирательном округе, кандидата в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе, кандидата на должность сельского, поселкового, городского головы и порядке его составления» от 03.09.2010 г. № 338 не позднее чем за 40 дней до дня местных выборов.

Статьей 64 Закона № 2487 также предусмотрено, что избирательный фонд кандидата в депутаты в одномандатном, одномандатном мажоритарном избирательном округе формируется за счет его собственных средств, добровольных взносов физических лиц, а также за счет средств соответствующей местной организации партии.

Собственные средства местной организации партии и кандидата в депутаты, перечисляемые на счет избирательного фонда, не подлежат ограничению по сумме и количеству перечислений, в то время как размер добровольного взноса одного физического лица в один избирательный фонд не может превышать десяти минимальных заработных плат. При этом запрещается делать добровольные взносы в избирательный фонд:

1) иностранцам, лицам, имеющим двойное гражданство, и лицам без гражданства;

2) анонимным жертвователям.

Выборочный контроль за поступлением, учетом и использованием средств избирательного фонда осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией и учреждением банка, в котором открыт счет избирательного фонда. Отметим, что Рекомендации по порядку контроля за поступлением, учетом и использованием средств избирательных фондов местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе, кандидатов в депутаты в одномандатных, одномандатных мажоритарных избирательных округах, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы утверждены постановлением ЦИК от 20.09.2010 г. № 356.

Финансовые отчеты о поступлении и использовании средств избирательного фонда местной организации партии, кандидата в депутаты подлежат обнародованию территориальной избирательной комиссией в местных печатных средствах массовой информации в пятидневный срок со дня поступления таких отчетов в избирательную комиссию.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше