Темы статей
Выбрать темы

Об уплате ЕСВ за лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах

Редакция ББ
Письмо от 08.06.2012 г. № 225/18/153-12

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ОБ УПЛАТЕ ЕСВ ЗА ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТАХ

Письмо от 08.06.2012 г. № 225/18/153-12

 

Департаментом социального страхования и партнерства рассмотрено письмо <…> о применении норм законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании и сообщается.

В соответствии с пунктом 3 Порядка использования средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и осуществления контроля при организации оплачиваемых общественных работ для безработных, утвержденного постановлением правления Фонда от 16.10.2008 г. № 69, средства Фонда могут быть использованы, в частности, для выплаты основной и дополнительной заработной платы, определенной в соответствии с частями первой и второй статьи 2 Закона Украины «Об оплате труда», уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности безработных лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах.

Уплата единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в течение всего периода занятости безработных лиц на оплачиваемых общественных работах производится Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, в том числе если в этот период безработное лицо болеет.

 

Заместитель директора Департамента социального
 страхования и партнерства — начальник отдела
 М. Зацерковный

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ТРУДА ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТАХ

В комментируемом письме Минсоцполитики предоставило разъяснения по следующему вопросу нашего читателя:

«Между сельсоветом и центром занятости заключен договор об организации оплачиваемых общественных работ, согласно которому центром занятости в сельсовет направлено лицо для трудоустройства.

В период выполнения таких работ работник заболел и болел до увольнения в связи c окончанием срока действия договора.

Согласно договору центр занятости финансирует расходы на выплату заработной платы и оплату первых 5 дней временной нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности начиная с 6-го дня оплачивается за счет средств ФССВПТ.

За счет каких средств (сельсовета или центра занятости) следует перечислять единый социальный взнос с сумм больничных?».

Прежде чем прокомментировать ответ Минсоцполитики, рассмотрим основные положения нормативных документов, регламентирующих порядок организации и финансирования общественных работ.

Оплачиваемые общественные работы — это общедоступные виды неквалифицированных работ, а также квалифицированные работы, которые организуются с целью предоставления дополнительной социальной поддержки и обеспечения временной занятости лиц, ищущих работу.

Согласно п.п. 7 п. «б» ч. 1 ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР организация проведения оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, а также ученической и студенческой молодежи в свободное от занятий время на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к коммунальной собственности, а также по договорам — на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к другим формам собственности, относится к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.

Положение о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ утверждено постановлением КМУ от 10.09.2008 г. № 839 (далее — Положение № 839).

Согласно п. 9 этого Положения оплачиваемые общественные работы организуются работодателями независимо от формы собственности на договорной основе.

Для проведения оплачиваемых общественных работ (независимо от источников их финансирования) между городским, районным, районным в городе или горрайонным центром занятости и работодателями заключается договор об организации и проведении оплачиваемых общественных работ. Договоры об организации и проведении оплачиваемых общественных работ заключаются в пределах одного календарного года.

 

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОПЛАЧИВАЕМЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Согласно п. 5 ст. 23 Закона Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803-XII (далее — Закон № 803) финансирование общественных работ осуществляется за счет местного бюджета с привлечением средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее — ФССБ) (в части организации таких работ для безработных) и предприятий, учреждений и организаций, для которых эта работа выполняется по договорам.

Порядок использования средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и осуществления контроля во время организации оплачиваемых общественных работ для безработных утвержден постановлением ФССБ от 16.10.2008 г. № 69 (далее — Порядок № 69).

Согласно п. 2 этого Порядка финансирование оплачиваемых общественных работ за счет средств ФССБ осуществляется для безработных лиц, которые не получают пособие по безработице.

Для безработных лиц независимо от получения ими пособия по безработице финансирование оплачиваемых общественных работ за счет средств ФССБ осуществляется в случаях:

— ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, экологической и техногенной катастрофы, не связанных с риском для жизни;

— обращения местной государственной администрации или исполнительного органа соответствующего совета по организации работ, которые имеют общественно полезную направленность, отвечают потребностям общества, региона и способствуют их социальному развитию.

Согласно п. 3 Порядка № 69 при финансировании оплачиваемых общественных работ за средства ФССБ такие средства могут быть использованы для:

выплаты основной и дополнительной заработной платы, определенной в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда), уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ), оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности безработных лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах;

— оплаты услуг по перевозке безработных лиц или их проезду к местам проведения работ и в обратном направлении на основании поданных центру занятости документов;

— приобретения инвентаря (стоимостью до 1 тыс. грн. за единицу), его ремонта и обслуживания;

— приобретения хозяйственных материалов, других материальных ресурсов (стоимостью до 1 тыс. грн. за единицу), учитываемых в составе запасов, которые могут использоваться для организации и проведения оплачиваемых общественных работ у юридических лиц государственной или коммунальной форм собственности или неприбыльных организаций.

При организации оплачиваемых общественных работ за счет средств работодателя вышеуказанные расходы финансируются работодателем.

Далее рассмотрим порядок оплаты общественных работ, финансируемых за счет средств ФССБ.

 

ОФОРМЛЕНИЕ НА РАБОТУ И СОЦИАЛЬНЫЕ  ГАРАНТИИ ДЛЯ ЛИЦ, ЗАНЯТЫХ НА ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТАХ

С лицами, занятыми на оплачиваемых общественных работах, работодатели в соответствии с законодательством о труде заключают в письменной форме срочные трудовые договоры (п. 10 Положения № 839). Напомним, что виды срочных трудовых договоров определены в пп. 2, 3 ч. 1 ст. 23 КЗоТ. В случае оплачиваемых общественных работ это будет трудовой договор, заключаемый на определенный срок, установленный по соглашению сторон.

Согласно п. 6 Положения № 839 оплачиваемые общественные работы проводятся исключительно на специально созданных для этого временных рабочих местах. Это значит, что при заключении трудового договора не могут использоваться под оплачиваемые общественные работы вакантные должности, утвержденные штатным расписанием учреждения.

Рабочее время. Согласно п. 12 Положения № 839 продолжительность рабочего времени лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах, устанавливается в соответствии с законодательством о труде. Например, если безработный принят на общественные работы подсобным работником в сельсовет, то продолжительность его рабочей недели будет такой, как установлено законодательством для данной категории работников. т. е. 40 часов в неделю.

Кроме того, к оплачиваемому рабочему времени безработного, занятого на оплачиваемых общественных работах, добавляется 2 часа в неделю, предназначенных для поиска подходящей работы и посещения центра занятости. Финансирование расходов на заработную плату за это время осуществляется за счет источника оплаты труда таких лиц.

Период участия в общественных работах зачисляется в трудовой стаж с записью в трудовой книжке, поэтому учреждениям, принимающим работника на общественные работы, следует внести в трудовую книжку работника соответствующую запись.

Оплата труда. Что касается оплаты труда, то оклад работнику устанавливают в зависимости от тех заданий, которые он будет выполнять. Так, если безработный принят на общественные работы подсобным рабочим в сельсовет, ему утверждают оклад, установленный для данной категории работников. Кроме того, работнику могут быть установлены доплаты и надбавки к окладу в соответствии с законодательством наравне со штатными работниками.

На лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах, распространяются социальные гарантии, включая право на пенсионное обеспечение, выплату пособия по временной нетрудоспособности (абз. 2 п. 4 ст. 23 Закона об оплате труда).

Следовательно, лица, занятые на общественных работах, имеют право на отпуск. Согласно ст. 6 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР временным работникам (общественные работы относятся к временным) ежегодный отпуск предоставляется пропорционально отработанному ими времени. При этом поскольку трудовые отношения с лицом, занятым на общественных работах, должны быть прекращены строго в день окончания срока действия трудового договора, то невозможно предоставить такому лицу неиспользованный отпуск с последующим увольнением. При увольнении ему должна быть выплачена компенсация за ежегодный основной отпуск, продолжительность которого рассчитывается пропорционально отработанному им времени.

Поскольку сумма денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении согласно Закону об оплате труда относится к дополнительной заработной плате, то она также финансируется за счет средств ФССБ (п. 3 Порядка № 69).

Больничные. При наступлении страхового случая лица, занятые на общественных работах, имеют право на оплату листка нетрудоспособности. При этом оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности осуществляется за счет средств ФССБ (п. 3 Порядка № 69), а начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или до установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности, выплачивается пособие по временной нетрудоспособности за счет ФССВПТ.

Увольнение. Если безработный, который работал на оплачиваемых общественных работах, увольняется в последний день действия срочного договора, который с ним заключен, его увольняют по п. 2 ст. 36 КЗоТ (в связи с истечением срока трудового договора). Во избежание недоразумений, тем более рассмотрения трудовых споров в судебном порядке, следует не допускать нарушений трудового законодательства относительно несвоевременного увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора. Так, работник должен быть уволен строго в день окончания срока трудового договора, даже если он в этот день болеет. Увольнение на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ не относится к увольнению по инициативе работодателя, а поэтому к нему не применяется запрет на расторжение трудового договора в период болезни, предусмотренное ст. 40 КЗоТ.

Если срочный трудовой договор с работником расторгается досрочно, работодатель имеет право уволить такого работника по п. 1 ст. 36. КЗоТ (по соглашению сторон) или по ст. 38 КЗоТ (по собственному желанию) или согласно другим статьям КЗоТ в зависимости от причины расторжения срочного трудового договора.

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Прежде всего рассмотрим порядок налогообложение зарплаты лиц, занятых на общественных работах.

ЕСВ. Согласно п.п. 2.1.8 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, оплата труда работников, которые не находятся в штате (при условии, что расчеты проводятся непосредственно с работниками) за выполнение работ согласно договорам между предприятиями и безработными о выполнении общественных работ, входит в фонд основной заработной платы. Поэтому заработная плата таких работников облагается ЕСВ как в части начислений, так и в части удержаний.

При финансировании оплачиваемых общественных работ за счет средств ФССБ уплата ЕСВ на протяжении всего периода занятости безработного на оплачиваемых общественных работах осуществляется за счет средств ФССБ, в том числе, если в этот период безработный болеет. Это следует из п. 3 Порядка № 69 и подтверждается разъяснениями Минсоцполитики, приведенными в комментируемом письме.

При организации оплачиваемых общественных работ за счет средств работодателя сумма ЕСВ уплачивается работодателем.

НДФЛ . При начислении заработной платы лицам, занятным на общественных работах, учреждение как налоговый агент обязано удержать с суммы такого дохода налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) на основании п. 164.1 ст. 164 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI и уплатить его в бюджет в порядке, установленном ст. 168 этого Кодекса, учитывая особенности предоставления налоговой социальной льготы.

В Налоговом расчете по форме № 1 ДФ заработная плата работников, занятных на общественных работах, отражается с признаком дохода «101».

 

Порядок оплаты общественных работ

Согласно п. 4 Порядка № 69 центр занятости осуществляет перечисление средств ФССБ работодателям, с которыми заключены договоры об организации и проведении оплачиваемых общественных работ, на выплату основной и дополнительной заработной платы, уплату ЕСВ, оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности, на основании поданных работодателем удостоверенных копий документов: табеля учета использования рабочего времени, ведомости о начислении заработной платы, листка временной нетрудоспособности (в случае болезни безработных во время участия в оплачиваемых общественных работах).

В письме от 10.09.2010 г. № 17-06/2250-17162 Госказначейство разъяснило следующее: средства, которые получают бюджетные учреждения на оплату общественных работ, относятся ко второй группе собственных поступлений как «Суммы по поручениям» и зачисляются на соответствующие счета, которые предназначены для зачисления собственных поступлений распорядителей бюджетных средств.

Платежи, которые относятся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета, зачисляются на аналитические счета, открытые в органах Госказначейской службы по балансовому счету 3125 «Счет для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений бюджетных учреждений» (гл. 11 Порядка казначейского обслуживания доходов и прочих поступлений государственного бюджета, утвержденного приказом Госказначейства от 19.12.2000 г. № 131).

Собственные поступления распорядителей, которые содержатся за счет средств местных бюджетов, зачисляются на соответствующие счета, открытые в органах Госказначейской службы по месту обслуживания распорядителя средств бюджета по балансовому счету 3542 «Регистрационные счета распорядителей по средствам специального фонда местного бюджета» (п. 5.3 Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Госказначейства от 04.11.2002 г. № 205).

Распорядители бюджетных средств осуществляют расходы на оплату общественных работ за счет средств специального фонда бюджета исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд в соответствии со сметами с учетом внесенных в них изменений.

Как правило, средства на оплату общественных работ учреждениями, которые заключают договоры об организации и проведении оплачиваемых общественных работ, не планируются. После поступления средств для оплаты общественных работ от ФССБ учреждение вносит изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям согласно требованиям Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Рассмотрим порядок действий работодателя, связанных с оплатой общественных работ. Итак, работодатель должен:

1. Начислить заработную плату лицам, занятым на общественных работах.

2. Подать в соответствующий центр занятости удостоверенные копии документов: табеля учета использования рабочего времени, ведомости о начислении заработной платы, листка временной нетрудоспособности (в случае болезни безработных во время участия в оплачиваемых общественных работах). Подчеркнем, что работодатель должен запросить:

— начисленную сумму зарплаты, не уменьшенную на сумму удержаний ЕСВ и НДФЛ;

— средства на уплату ЕСВ в части начислений за весь период занятости безработного на оплачиваемых общественных работах, в том числе за период его временной нетрудоспособности;

— средства на оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности (в случае болезни безработных во время участия в оплачиваемых общественных работах).

На основании поданных работодателем документов центр занятости осуществляет финансирование.

3. Средства, поступившие от центра занятости и зачисленные на вышеуказанные счета (3125 или 3542), расходовать по КЭКР 1111 «Заработная плата» и 1120 «Начисления на заработную плату».

4. Выплатить работнику, занятому на общественных работах, заработную плату путем перечисления средств на картсчет работника (или наличными через кассу) и перечислить сумму удержаний за счет поступивших средств.

Покажем на условном примере, как в бухгалтерском учете отражается начисление заработной платы работникам, выполняющим общественные работы, а также поступление средств от ФССБ на оплату труда таких работников.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Начислена заработная плата за выполненные оплачиваемые общественные работы

812

661/1*

1120,00

* Рекомендуем учет зарплаты работников, выполняющих в учреждении общественные работы, вести отдельно от зарплаты штатных работников.

2

Начислен ЕСВ (1120,00 х 36,3 %)

812

651

406,56

3

Удержан ЕСВ (1120,00 х 3,6 %)

661/1

651

40,32

4

Удержан НДФЛ ((1120,00 - 40,32) х 15 %)

661/1

641

161,95

5

Поступили средства от ФССБ на оплату труда работников, выполнявших оплачиваемые общественные работы (1120,00 + 406,56)

324

712

1526,56

6

Поступили в кассу средства для оплаты труда работников, выполнявших оплачиваемые общественные работы

301

324

917,73

7

Выплачена заработная плата за выполненные общественные работы (1120,00 - 40,32 - 161,95)

661/1

301

917,73

8

Перечислен ЕСВ (406,56 + 40,32)

651

324

446,88

9

Перечислен НДФЛ

641

324

161,95

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше