Темы статей
Выбрать темы

Приобретение комплектующих для компьютера: как учесть расходы

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМПЛЕКТУЮЩИХ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРА: КАК УЧитывать РАСХОДЫ

 

Ирина НЕСТРУГИНА, начальник Харьковской государственной объединенной финансовой инспекции

 

Учреждение планирует приобрести комплектующие для изготовления собственными силами персонального компьютера.

Можно ли приобрести такие комплектующие по КЭКР 1131, если в дальнейшем собранный компьютер будет учитываться на субсчете 104? Каков порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете? Обязательно ли нужно составлять смету на изготовление компьютера собственными силами?

Кроме того, в целях модернизации персонального компьютера учреждение планирует приобрести материнскую плату. По какому КЭКР ее необходимо приобретать и на каком субсчете учитывать?

Слышали от коллег, что в случае изменения технических характеристик компьютера нужно провести его дооценку до цены нового компьютера с аналогичными параметрами или на сумму расходов, связанных с проведением модернизации. Действительно ли это так?

(г. Хмельницкий)

 

С ситуацией, когда в условиях нехватки бюджетных ассигнований на капитальные расходы бюджетные учреждения пытаются приобрести компьютерную технику по запчастям за счет текущих расходов для изготовления компьютеров собственными силами, специалисты Государственной финансовой инспекции периодически сталкиваются в ходе проведения ревизий. Поэтому сразу обращаем внимание на то, что осуществление такой операции бюджетным учреждением не соответствует требованиям действующего бюджетного законодательства. Объясним почему.

Как известно, любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета бюджетные учреждения могут осуществлять только при наличии соответствующего бюджетного назначения. При этом распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами, с учетом необходимости выполнения бюджетных обязательств прошлых лет.

Под бюджетным обязательством понимается любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем. Основные правила взятия бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств определены ст. 23 и 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).

Кроме того, в п. 5 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, определено, что учреждения имеют право брать бюджетные обязательства расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения, заведения здравоохранения, предоставляющие первичную медицинскую помощь, —также в пределах, установленных утвержденными планами использования бюджетных средств, и помесячными планами использования бюджетных средств. В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), расходы на приобретение основных средств, к которым относится и компьютерная техника, необходимо осуществлять по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования».

При осуществлении расходов на приобретение основных средств бюджетным учреждениям необходимо соблюдать ограничения, установленные постановлением КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оснащения и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332. Так, этим документом предусмотрено, что предельная сумма расходов на приобретение персонального компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, манипулятор «мышь») составляет 7200 грн.

Согласно п. 2.1 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), к основным средствам относятся материальные активы, используемые учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без налога на добавленную стоимость и других платежей превышает 1000 грн. за единицу (комплект).

Единицей учета основных средств является объект основных средств — законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему; конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций; обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, имеющих для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно; другой актив, соответствующий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая учреждением.

Учитывая то, что после изготовления компьютер должен быть отражен учреждением в учете на субсчете 104 «Машины и оборудование», расходы на приобретение комплектующих для его сборки могут быть проведены только по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» (аналогичная ситуация рассматривалась в письме Госказначейства от 07.05.2010 г. № 13-06/987-7875// «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 22).

Таким образом, если учреждение приобретет комплектующие для создания персонального компьютера не по КЭКР 2110, а по любому другому КЭКР, оприходовав собранный собственными силами компьютер как объект основных средств по дебету субсчета 104 «Машины и оборудование», то такие действия будут классифицированы проверяющими как нецелевое расходование бюджетных средств и нарушение положений указанных выше нормативных актов.

Так, нецелевым использованием бюджетных средств согласно ст. 119 БКУ является их расходование на цели, не соответствующие:

— бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете;

— направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы (при применении программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования средств;

— бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, смете, плану использования бюджетных средств).

За нарушение бюджетного законодательства, в частности за нецелевое использование бюджетных средств, ст. 117 БКУ предусмотрены следующие меры воздействия:

— предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении такого нарушения;

— остановка операций с бюджетными средствами;

— приостановление бюджетных ассигнований;

— уменьшение бюджетных ассигнований.

Кроме того, нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой привлечение соответствующих должностных лиц к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, определенном законами Украины.

Административная ответственность за такое нарушение предусмотрена ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. Этой статьей предусмотрено, что нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 70 до 85 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1445 грн.).

Те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 85 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1445 до 1700 грн.).

Что касается второй ситуации, когда бюджетные учреждения приобретают запасные части и комплектующие для ремонта и модернизации компьютерной техники, которая уже числится на балансе и расходы на приобретение которой были осуществлены ранее по КЭКР 2110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования», то такие операции являются достаточно распространенными.

Оприходование запчастей и комплектующих необходимо осуществлять по дебету субсчета 238 «Запасные части к транспортным средствам, машинам и оборудованию», на котором согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, учитываются запасные части, предназначенные для ремонта и замены сработанных частей машин (медицинских, электронно-вычислительных и т. п.), оборудования, тракторов, комбайнов, транспортных средств (моторы, автомобильные шины, включая покрышки, камеры и ободные ленты и т. п.), независимо от их стоимости. На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 01.09.2011 г. № 17-08/180-1071 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 38).

Следовательно, запасные части и комплектующие, приобретенные для замены изношенных механизмов и деталей к различному оборудованию, в том числе и компьютерной технике, бюджетные учреждения зачисляют в состав запасов (независимо от стоимости) и учитывают в порядке, предусмотренном Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125.

Расходы на приобретение запчастей для ремонта и модернизации компьютеров собственными силами учреждения согласно Инструкции № 333 осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

В этом случае учреждение составляет смету на проведение ремонта или модернизации собственными силами, акт о списании материальных ценностей, использованных для ремонта или модернизации, а также вносит соответствующие записи в инвентарную карточку учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) о проведенных мероприятиях по улучшению технических характеристик такого объекта в случае его модернизации.

Следует помнить о том, что при проведении ремонта необоротных активов (в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией), который привел к замене запчастей, их стоимость не относится на увеличение стоимости необоротных активов, а относится на расходы по соответствующим КЭКР.

Если же необоротный актив, в частности, компьютер, был модернизирован, (т. е. в связи с заменой его комплектующих, запчастей улучшились технические характеристики такого необоротного актива), то стоимость комплектующих и запчастей, использованных для модернизации, относится на увеличение стоимости компьютера.

Теперь, что касается необходимости проведения дооценки. Действительно, п. 1.10 Инструкции № 64 предусмотрено, что если стоимость отдельных видов необоротных активов после индексации существенно отличается от аналогичных новых образцов, то стоимость таких необоротных активов необходимо привести в соответствие со стоимостью аналогичных новых образцов, действующей на дату проведения индексации на такие виды активов.

Как видим, данный пункт обязывает бюджетные учреждения устанавливать одинаковые цены на однотипные объекты. Однако должны заметить, что вышеуказанная норма Инструкции № 64 касается тех объектов, первоначальная стоимость которых изменилась в результате проведения индексации.

Как известно, по данным Госкомстата, индекс инфляции за 2011 год составил 104,6 %, т. е. коэффициент индексации (0,946) не превышает единицы*. Поэтому индексация первоначальной (восстановительной) стоимости групп необоротных активов в 2012 году за 2011 год бюджетными учреждениями не осуществляется.

* Коэффициент индексации определяется по формуле

Кi = [I(а - 1) - 10] : 100,

где I(а - 1) — индекс инфляции года, по результатам которого осуществляется индексация.

Если значение Кi не превышает единицы, индексация не осуществляется.

Вопросы, касающиеся проведения таких мероприятий, как индексация и переоценка необоротных активов, детально рассматривались в статье «Переоценка необоротных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 38).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше