ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МЕБЕЛИ
Екатерина ЛОПАТКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На каком субсчете необходимо учитывать мебель (стулья, столы и др.), стоимость которой не превышает 1000,00 грн.?
(г. Мукачево)
Прежде всего отметим, что согласно п. 6 п. 3.3 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), предметы конторского и хозяйственного обустройства, конторское оборудование, переносные барьеры, вешалки, гардеробы, шкафы разные, диваны, столы, кресла стоимостью до 1000 грн. (без НДС), относятся к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА).
В соответствии с абз. «е» п.п. 7.1.3.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на приобретение мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.) осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».
Кроме того, при приобретении мебели необходимо соблюдать стоимостные ограничения, установленные постановлением КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оснащения и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332 (далее — постановление № 332). Напомним, что причиной появления данного постановления явилось стремление обеспечить более экономное расходование бюджетных средств и усилить борьбу с различными противоправными действиями в социально-экономической сфере (Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по усилению борьбы с коррупцией, другими противоправными действиями в социально-экономической сфере и обеспечению экономного расходования государственных средств» от 16.11.2000 г. № 1242/2000).
Итак, постановлением № 332 уставлены следующие предельные суммы расходования бюджетных средств на приобретение мебели для оборудования рабочих мест работников бюджетной организации:
Вид мебели для оборудования рабочих мест сотрудников | Сумма, гривень за единицу |
Стол письменный | 600 |
Стол приставной | 200 |
Кресло мягкое | 300 |
Стул | 150 |
Шкаф для одежды | 700 |
Шкаф для бумаг | 700 |
Сейф | 1500 |
Стол для компьютера | 500 |
Отметим, что из всего приведенного перечня мебели для оборудования рабочих мест работников только сейф относится не к МНМА, а к основным средствам (в случае превышения предельного стоимостного порога в 1000 грн.). Остальные же приведенные в таблице предметы интерьера следует учитывать как МНМА по правилам, указанным ниже.
Так, в соответствии с Инструкцией № 64 и Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114 (далее — План счетов), для учета малоценных необоротных активов, срок эксплуатации которых превышает 1 год, а стоимость за единицу не превышает 1000 грн. (без НДС) предусмотрен субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы».
При отражении операций по поступлению и движению МНМА на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться нормами Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61.
Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1.20 Инструкции № 64 учет всех необоротных активов (в том числе и малоценных) ведется в полных гривнях, без копеек. Сумма копеек, уплаченных при приобретении необоротных активов, относится на расходы учреждения.
Документальное оформление операций с МНМА проводится так же, как и для всех необоротных активов согласно п. 6.3 Инструкции № 64. Принятие необоротных активов (в том числе МНМА) в бюджетных учреждениях осуществляется на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет), который составляется на каждый отдельный объект, поступающий путем приобретения или безоплатной передачи от других учреждений или организаций. Для приемки объектов приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая составляет акт в 2-х экземплярах: один — для сдающего, второй — для принимающего учреждения. Акт утверждается руководителем учреждения.
Для оформления приемки нескольких объектов однотипных необоротных активов, имеющих одинаковую стоимость (хозяйственный инвентарь, инструменты, оборудование, белье, постельные принадлежности и др.), может составляться общий акт приемки необоротных активов.
Кроме того, разрешается оформление приемки отдельных предметов необоротных активов непосредственно на основании документов, которые служат основанием для получения ценностей (счетов-фактур, накладных и т. п.).
Следует помнить об обеспечения контроля за сохранностью МНМА, которые по месту хранения должны находиться на ответственном хранении у материально ответственных лиц.
Согласно п. 6.13 Инструкции № 64 для учета МНМА в бухгалтерии учреждения ведутся Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет) для учета однородных активов. В инвентарных карточках учет ведется в разрезе материально ответственных лиц, предметов одного наименования, качества материала и цены с указанием номенклатурного номера. Так, для МНМА устанавливаются номенклатурные номера, имеющие 7 знаков. Первые 3 знака обозначают субсчет, 4 — подгруппу и 3 последних знака — порядковый номер предмета в подгруппе. При этом предметам одного наименования, количества, материала и цены устанавливается один номенклатурный номер. Предметы маркируются специальным штампом несмывающейся краской, который содержит наименование учреждения, год и месяц выдачи предмета в эксплуатацию. Номенклатурные номера, присвоенные объектам необоротных активов, сохраняются за ними в течение всего периода нахождения их в соответствующем учреждении.
Напомним, что срок хранения инвентарных карточек после ликвидации необоротных активов составляет 3 года (согласно приказу Главного архивного управления при КМУ «Об утверждении Перечня типовых документов» от 20.07.98 г. № 41).
Следует также обратить внимание на особенности начисления износа на МНМА. Так, п. 7.7 Инструкции № 64 предусмотрено, что износ МНМА начисляется в первом месяце передачи в использование такого объекта в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости — в месяце его ликвидации (списания с баланса). Документальное оформление данных операций отражается в Ведомостях начисления износа на основные средства типовой формы № ОЗ-12 (бюджет).
Для учета износа прочих необоротных активов (в том числе МНМА) Планом счетов предусмотрен субсчет 132 «Износ прочих необоротных материальных активов».
Выдача МНМА со склада производится по накладным (требованиям), которые выписываются в одном экземпляре и подписываются руководителем учреждения (п. 6.28 Инструкции № 64).
Списание МНМА в результате их выбытия (ликвидации, реализации и т. п.) осуществляется при одновременном оформлении Акта на списание основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).
Документы аналитического учета МНМА систематизируются по датам осуществления операций и оформляются мемориальным ордером № 9 (форма № 438 (бюджет)), который является накопительной ведомостью о выбытии и перемещении необоротных активов. Также для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости по каждой группе субсчетов, а итоги оборотов и остатков каждого субсчета в указанных ведомостях сверяются с итоговыми данными по соответствующим синтетическим счетам книги «Журнал-главная».