Темы статей
Выбрать темы

Особенности учета мебели

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА МЕБЕЛИ

 

Екатерина ЛОПАТКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На каком субсчете необходимо учитывать мебель (стулья, столы и др.), стоимость которой не превышает 1000,00 грн.?

(г. Мукачево)

 

Прежде всего отметим, что согласно п. 6 п. 3.3 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), предметы конторского и хозяйственного обустройства, конторское оборудование, переносные барьеры, вешалки, гардеробы, шкафы разные, диваны, столы, кресла стоимостью до 1000 грн. (без НДС), относятся к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА).

В соответствии с абз. «е» п.п. 7.1.3.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на приобретение мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.) осуществляются по КЭКР 1131 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь, в том числе мягкий инвентарь и обмундирование».

Кроме того, при приобретении мебели необходимо соблюдать стоимостные ограничения, установленные постановлением КМУ «О предельных суммах расходов на приобретение автомобилей, мебели, другого оснащения и оборудования, мобильных телефонов, компьютеров государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного и местных бюджетов» от 04.04.2001 г. № 332 (далее — постановление № 332). Напомним, что причиной появления данного постановления явилось стремление обеспечить более экономное расходование бюджетных средств и усилить борьбу с различными противоправными действиями в социально-экономической сфере (Указ Президента Украины «О дополнительных мерах по усилению борьбы с коррупцией, другими противоправными действиями в социально-экономической сфере и обеспечению экономного расходования государственных средств» от 16.11.2000 г. № 1242/2000).

Итак, постановлением № 332 уставлены следующие предельные суммы расходования бюджетных средств на приобретение мебели для оборудования рабочих мест работников бюджетной организации:

 

Вид мебели для оборудования рабочих мест сотрудников

Сумма, гривень за единицу

Стол письменный

600

Стол приставной

200

Кресло мягкое

300

Стул

150

Шкаф для одежды

700

Шкаф для бумаг

700

Сейф

1500

Стол для компьютера

500

 

Отметим, что из всего приведенного перечня мебели для оборудования рабочих мест работников только сейф относится не к МНМА, а к основным средствам (в случае превышения предельного стоимостного порога в 1000 грн.). Остальные же приведенные в таблице предметы интерьера следует учитывать как МНМА по правилам, указанным ниже.

Так, в соответствии с Инструкцией № 64 и Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114 (далее — План счетов), для учета малоценных необоротных активов, срок эксплуатации которых превышает 1 год, а стоимость за единицу не превышает 1000 грн. (без НДС) предусмотрен субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

При отражении операций по поступлению и движению МНМА на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться нормами Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 1.20 Инструкции № 64 учет всех необоротных активов (в том числе и малоценных) ведется в полных гривнях, без копеек. Сумма копеек, уплаченных при приобретении необоротных активов, относится на расходы учреждения.

Документальное оформление операций с МНМА проводится так же, как и для всех необоротных активов согласно п. 6.3 Инструкции № 64. Принятие необоротных активов (в том числе МНМА) в бюджетных учреждениях осуществляется на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет), который составляется на каждый отдельный объект, поступающий путем приобретения или безоплатной передачи от других учреждений или организаций. Для приемки объектов приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая составляет акт в 2-х экземплярах: один — для сдающего, второй — для принимающего учреждения. Акт утверждается руководителем учреждения.

Для оформления приемки нескольких объектов однотипных необоротных активов, имеющих одинаковую стоимость (хозяйственный инвентарь, инструменты, оборудование, белье, постельные принадлежности и др.), может составляться общий акт приемки необоротных активов.

Кроме того, разрешается оформление приемки отдельных предметов необоротных активов непосредственно на основании документов, которые служат основанием для получения ценностей (счетов-фактур, накладных и т. п.).

Следует помнить об обеспечения контроля за сохранностью МНМА, которые по месту хранения должны находиться на ответственном хранении у материально ответственных лиц.

Согласно п. 6.13 Инструкции № 64 для учета МНМА в бухгалтерии учреждения ведутся Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет) для учета однородных активов. В инвентарных карточках учет ведется в разрезе материально ответственных лиц, предметов одного наименования, качества материала и цены с указанием номенклатурного номера. Так, для МНМА устанавливаются номенклатурные номера, имеющие 7 знаков. Первые 3 знака обозначают субсчет, 4 — подгруппу и 3 последних знака — порядковый номер предмета в подгруппе. При этом предметам одного наименования, количества, материала и цены устанавливается один номенклатурный номер. Предметы маркируются специальным штампом несмывающейся краской, который содержит наименование учреждения, год и месяц выдачи предмета в эксплуатацию. Номенклатурные номера, присвоенные объектам необоротных активов, сохраняются за ними в течение всего периода нахождения их в соответствующем учреждении.

Напомним, что срок хранения инвентарных карточек после ликвидации необоротных активов составляет 3 года (согласно приказу Главного архивного управления при КМУ «Об утверждении Перечня типовых документов» от 20.07.98 г. № 41).

Следует также обратить внимание на особенности начисления износа на МНМА. Так, п. 7.7 Инструкции № 64 предусмотрено, что износ МНМА начисляется в первом месяце передачи в использование такого объекта в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости — в месяце его ликвидации (списания с баланса). Документальное оформление данных операций отражается в Ведомостях начисления износа на основные средства типовой формы № ОЗ-12 (бюджет).

Для учета износа прочих необоротных активов (в том числе МНМА) Планом счетов предусмотрен субсчет 132 «Износ прочих необоротных материальных активов».

Выдача МНМА со склада производится по накладным (требованиям), которые выписываются в одном экземпляре и подписываются руководителем учреждения (п. 6.28 Инструкции № 64).

Списание МНМА в результате их выбытия (ликвидации, реализации и т. п.) осуществляется при одновременном оформлении Акта на списание основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).

Документы аналитического учета МНМА систематизируются по датам осуществления операций и оформляются мемориальным ордером № 9 (форма № 438 (бюджет)), который является накопительной ведомостью о выбытии и перемещении необоротных активов. Также для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости по каждой группе субсчетов, а итоги оборотов и остатков каждого субсчета в указанных ведомостях сверяются с итоговыми данными по соответствующим синтетическим счетам книги «Журнал-главная».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше