Темы статей
Выбрать темы

Как списать расходы на изготовление проектно-сметной документации

Редакция ББ
Ответы на вопросы

КАК СПИСАТЬ РАСХОДЫ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

По заказу бюджетного учреждения была изготовлена проектно-сметная документация на установку пожарной сигнализации. Стоимость работ по изготовлению такой документации составила 4200 грн. (в том числе НДС — 700 грн.).

В прошлых годах учреждение списывало расходы на изготовление проектно-сметной документации, связанной с дооборудованием, реконструкцией объектов необоротных активов, на фактические расходы. Однако проверяющие в этом году сказали, что такие расходы нужно восстановить и показать стоимость такой документации как объект основных средств и оприходовать ее на субсчет 109 «Прочие основные средства».

Как правильно учреждению списать расходы на изготовление проектно-сметной документации и каким документом при этом нужно руководствоваться?

(Одесская обл.)

 

Подобные вопросы периодически возникают в связи с тем, что некоторые специалисты отождествляют такие понятия, как проектно-сметная документация и документация по типовому проектированию. Однако сразу должны отметить, что это разные виды документации, и поэтому учитывать расходы на их изготовление бюджетные учреждения должны по-разному.

Так, проектно-сметная документация представляет собой утвержденные в установленном порядке чертежи, текстовые и графические материалы, которыми определены градостроительные, архитектурные, объемно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и экономические решения, а также сметы и другие документы, связанные с составлением технико-экономических обоснований (расчеты, пояснения, сведения о ресурсах и т. п.), которые необходимы для определения сметной стоимости.

Необходимость в составлении проектно-сметной документации возникает в бюджетных учреждениях при проведении всех видов ремонтных работ (кроме текущего ремонта), строительства, реконструкции, реставрации, переоснащения и т. п.

Состав, порядок разработки, оформления, согласования и утверждения проектно-сметной документации на новое строительство и реконструкцию зданий и сооружений общественного назначения и новое строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов производственного назначения должны соответствовать требованиям Государственных строительных норм Украины. Проектирование. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства ДБН А.2.2-3-2004, утвержденных приказом Госстроя от 20.01.2004 г. № 8, а также Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.

Расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации на реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и других объектов, а также выполнение сопутствующих работ, являются составной частью общей стоимости расходов по такому объекту и включаются в сводный сметный расчет. Такой расчет представляет собой сметный документ, в котором определяется полная сметная стоимость работ на объекте, включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, расходы на приобретение оборудования, мебели и инвентаря, а также все сопутствующие расходы.

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений, объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ, осуществляется бюджетными учреждениями по таким КЭКР: 2123, 2131, 2133, 2141, 2143, 2144.

Следовательно, расходы на изготовление проектно-сметной документации, которые включаются в общую стоимость работ по реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений, и выполнение сопроводительных работ, т. е. являются частью таких расходов, должны осуществляться по одному из указанных КЭКР в зависимости от основных работ.

И только в том случае, если оплата услуг по разработке проектно-сметной документации для текущего ремонта, монтажа устройств и оборудования, оплата за градостроительное обоснование и другие предпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительство, реконструкцию) не включены в смету (речь идет о смете на выполнение таких работ), эти расходы бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 1134.

Теперь перейдем к порядку бухгалтерского учета расходов на изготовление проектно-сметной документации.

Как предусмотрено пп. 5.3 и 5.4 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), выполненные строительно-монтажные работы учреждения относят на фактические расходы для отражения накопления сумм по незавершенному капитальному строительству. При этом учет незавершенного капитального строительства (изготовление, создание), достройки, улучшения (дооборудование, реконструкция, модернизация) объектов необоротных активов с начала и до окончания указанных работ и введения в эксплуатацию бюджетные учреждения осуществляют на счете 14 «Незавершенное капитальное строительство».

Затраты по незаконченным или законченным, но не сданным в эксплуатацию объектам капитального строительства, которые были списаны на результаты исполнения сметы, учитываются на счете 14 «Незавершенное капитальное строительство».

Также в п. 5.4 Инструкции № 64 определено, что все расходы на строительство, изготовление, создание и улучшение объектов группируются по таким направлениям работ (расходов):

проектно-изыскательские работы;

— строительные работы;

— работы по монтажу оборудования;

— приобретение оборудования, требующего монтажа;

— приобретение оборудования, не требующего монтажа, инструментов и инвентаря;

— другие капитальные работы и расходы.

Рассматривая особенности применения счета 14, стоит обратить внимание на письмо Госказначейства от 18.05.2007 г. № 3.4-06/1355-6048, в котором указано следующее: если строительство объекта проводится более одного бюджетного периода, то расходы, кроме НДС, который списывается на фактические расходы, относятся на незавершенное капитальное строительство и отражаются в бухгалтерском учете по дебету соответствующего субсчета счета 14 и кредиту субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве».

После введения в эксплуатацию объектов незавершенного капитального строительства осуществляются бухгалтерские записи по дебету соответствующего субсчета учета необоротных активов и кредиту субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам». Суммы по незавершенному капитальному строительству списываются с баланса записью по дебету субсчета 402 и кредиту соответствующего субсчета счета 14.

Взятие на учет необоротных активов, которые вводятся в эксплуатацию после окончания строительства (изготовления, разработки), осуществляется на основании акта приемной комиссии о принятии в эксплуатацию законченного строительством (изготовлением, разработкой) объекта учреждением, в смете которого были предусмотрены такие расходы. В акте указывается стоимость построенного (изготовленного, разработанного) необоротного актива, которая определяется на основании данных бухгалтерского учета с учетом всех понесенных расходов (п. 5.5 Инструкции № 64).

На основании вышеприведенных норм Инструкции № 64 и разъяснений Госказначейства можно сделать вывод о том, что в первоначальную стоимость объекта необоротных активов включаются все фактические расходы, связанные с их приобретением, сооружением и изготовлением, в том числе и расходы на изготовление проектно-сметной документации. И если в дальнейшем возникает необходимость в достройке, дооборудовании, реконструкции и модернизации, которые приводят к дополнительному укомплектованию объекта необоротных активов, такие расходы бюджетные учреждения относят на увеличение первоначальной стоимости необоротных активов. При этом в стоимость построенных, реконструированных объектов (зданий, помещений) включаются также расходы на изготовление проектно-сметной документации. Такие расходы включаются в стоимость созданных (построенных, реконструированных) объектов необоротных активов.

Также из вышеуказанного письма Госказначейства следует, что счет 14 применяется только в том случае, если строительство (достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация) объекта осуществляется более одного бюджетного периода. Следовательно, если такие работы выполняются в одном бюджетном периоде, указанный счет учреждения могут не применять.

При рассмотрении операций, связанных с достройкой, дооборудованием объектов необоротных активов, в результате которых расширяются существующие возможности таких объектов, улучшаются их технические характеристики, ранее не свойственные данному объекту, рекомендуем обратить внимание на письмо Госказначейства от 06.08.2007 г. № 3.4-08/1827 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 34). Так, в этом письме Госказначейство пришло к такому выводу: если речь идет о дооборудовании, реконструкции или модернизации необоротных активов, то стоимость материалов и запасных частей, использованных для проведения таких работ, может относиться на увеличение стоимости необоротных активов или учитываться как отдельный инвентарный объект. Окончательное решение о применении того или иного варианта принимает руководитель учреждения на основании заключения комиссии, которая осуществляет приемку работ.

Теперь разберемся подробнее с документацией по типовому проектированию.

Сразу заметим, что в действующих нормативно-правовых актах отсутствует определение такого понятия, как «документация по типовому проектированию». Согласно общепринятому определению под типовым проектом понимается проект, который может быть применен для обширного числа объектов, использован для реализации многими исполнителями в разных условиях. Типовые проекты разрабатываются для многократного применения при строительстве повторяющихся производственных и вспомогательных зданий и сооружений, предприятий в целом, для массового изготовления конструкций и изделий, а также жилых домов, общественных зданий и сооружений и объектов сельскохозяйственного назначения.

Документация по типовому проектированию (типовые проекты) разрабатывается для строительства предприятий, зданий и сооружений с изменяющейся технологией производства, но имеющих ряд повторяющихся строительных и технологических решений. Такие чертежи разрабатываются для многократного применения при проектировании и строительстве зданий и сооружений и используются для строительства других аналогичных объектов. При этом такая документация не может учесть все геологические и геодезические особенности местности, природно-климатические условия. Все эти нюансы, подробные расчеты и технико-экономические обоснования могут быть учтены только при индивидуальном проектировании. Кстати, все эти особенности и должны быть учтены при составлении проектно-сметной документации.

Согласно п. 2.2. Инструкции № 64 документация по типовому проектированию подлежит зачислению в состав основных средств независимо от стоимости. Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, предусмотрено, что документация по типовому проектированию независимо от стоимости учитывается на субсчете 109 «Прочие основные средства».

Как указывало Госказначейство в письме от 07.05.2010 г. № 15-04/1015-7949, в том случае, если изготовленная документация соответствует критериям документации по типовому проектированию, то она подлежит оприходованию на субсчет 109. Получается, Госказначейство допускает, что не любая документация, изготовленная по заказу бюджетного учреждения, может считаться документацией по типовому проектированию. Для этого такая документация должна соответствовать определенным критериям. Однако Госказначейство не уточнило, что это за критерии и какими нормативно-правовыми актами они установлены.

Также Госказначейство в данном письме отметило: относительно того, можно ли отнести ту или иную документацию к документации по типовому проектированию, то данный вопрос находится вне компетенции Госказначейства. И добавило, что разъяснения по этому вопросу должны предоставлять соответствующие учреждения, которые осуществляют разработку такой документации.

Итак, вернемся к нашей ситуации, когда по заказу бюджетной организации была изготовлена проектно-сметная документация на установку пожарной сигнализации. Разберемся, к какому виду документации целесообразно отнести документацию по проектированию системы пожарной безопасности помещения или здания.

Оснащение помещения или здания пожарной сигнализацией — мероприятие, необходимое для многих учреждений и организаций. Такие работы выполняют специализированные подрядные организации, т. е. процесс установки пожарной сигнализации достаточно трудоемкий и требует специальных знаний и квалифицированных специалистов.

Проектирование пожарной сигнализации осуществляется индивидуально для каждого объекта, но на основе требований норм пожарной безопасности, с учетом требований правил установки электрооборудования и ГОСТов. Поэтому для составления проекта пожарной сигнализации требуется некоторое время.

Как правило, проектирование пожарной сигнализации начинается с изучения объекта. Профессиональный инженер выезжает на осмотр объекта, оценивает размеры, планировку, особенности конструкций и т. д., чтобы определить объем работ и необходимое оборудование. Перед началом проектирования пожарной сигнализации определяются участки помещения или здания, наиболее подверженные риску возгорания, наиболее опасные зоны. На эти зоны необходимо будет обратить особое внимание и учесть их при составлении проекта пожарной сигнализации. Только после этого подрядная организация начинает составлять проект пожарной сигнализации и готовить документацию, необходимую для удостоверения соблюдения пожарных норм на данном объекте.

Получается, что документация на установку пожарной сигнализации, которую подрядная организация изготавливает по заказу бюджетной организации, является индивидуальным проектом (а не типовым, который мог бы пригодиться для разных учреждений и организаций), т. е. исключительно специальной проектной документацией для конкретного помещения или здания. И поэтому считать ее документацией по типовому проектированию у бюджетного учреждения нет оснований.

В подобных ситуациях рекомендуем бюджетным учреждениям иметь в наличии документальное подтверждение того, что проектная документация, изготовленная подрядной организацией, является именно проектной или проектно-сметной документацией на работы по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации. В этом случае расходы на изготовление проектно-сметной документации подлежат включению в стоимость построенных, реконструированных, дооборудованных зданий и помещений.

Для этого нужно при заключении договора на изготовление (разработку) проектно-сметной документации или на выполнение комплекса работ в соответствующих пунктах четко указать, что является предметом такого договора и какие конкретно работы или услуги должны быть выполнены (предоставлены) подрядной организацией. Кроме того, в акте выполненных работ, предоставленных услуг необходимо зафиксировать (а еще лучше — подробно расшифровать), какие именно работы, услуги выполнены подрядной организацией. Полагаем, что таких аргументов бюджетной организации будет достаточно для того, чтобы доказать правильность своих действий контролирующим органам.

Теперь на условном примере рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расходов, связанных с изготовлением проектно-сметной документации на установку пожарной сигнализации.

Пример. Учреждением принято решение об установке пожарной сигнализации в здании. С подрядной организацией заключен договор на оборудование помещения пожарной сигнализацией. Согласно договору общая стоимость работ по установке пожарной сигнализации составила 10500 грн. (в т. ч. НДС — 1750 грн.). Работы выполнены согласно договору, что подтверждено актом выполненных работ.

В акте указана следующая информация :

1) стоимость пожарной сигнализации — 4800 грн. (в т. ч. НДС — 800 грн.):

2) пусконаладочные и монтажные работы — 1500 грн. (в том числе НДС — 250 грн.);

3) изготовление проектной документации на установку пожарной сигнализации — 4200 грн.(в т. ч. НДС — 700 грн.).

В этом случае нужно обратить внимание на то, что учреждение может самостоятельно выбрать один из вариантов учета расходов на установку пожарной сигнализации, а именно:

1) считать пожарную сигнализацию отдельным инвентарным объектом;

2) считать установку пожарной сигнализации дооборудованием, дополнительным укомплектованием объекта основных средств — здания, где она установлена.

Заметим, что оба эти варианта учета расходов на установку пожарной сигнализации правильные, поскольку основываются на нормах Инструкции № 64. Кстати, это не единственная ситуация, когда бюджетным учреждениям предоставлена возможность выбрать один из вариантов учета расходов (см. например, письмо Госказначейства от 06.08.2007 г. № 3.4-08/1827 // «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 34).

Предположим, что руководителем учреждения принято решение считать работы по установке пожарной сигнализации дополнительным укомплектованием здания и отнести их на увеличение стоимости здания (объясняется это тем, что в связи с установкой сигнализации произошло дооборудование здания, что привело к улучшению его технических характеристик).

В бухгалтерском учете такие операции будут отражены следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списаны на фактические расходы стоимость работ по установке пожарной сигнализации, стоимость установленного оборудования и работ по изготовлению проектной документации (на основании акта сдачи-приемки выполненных работ):

— стоимость пусконаладочных и монтажных работ

801 (802,811)

675

1500

— стоимость установленного оборудования (пожарной сигнализации)

801 (802,811)

675

4800

— стоимость изготовления проектной документации

801 (802,811)

675

4200

2

Увеличена первоначальная стоимость здания на стоимость установленной пожарной сигнализации и изготовленной проектной документации (без НДС)

103

401

7500

Поскольку в данном случае работы по оборудованию помещения пожарной сигнализацией выполнены в одном бюджетном периоде, учреждение не использует счет 14.

3

Перечислена оплата исполнителю за установку сигнализации

675

321 (323)

10500

В этом случае учреждение составляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), на основании которого в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) делается отметка об изменении характеристик здания в связи с его дооборудованием пожарной сигнализацией.

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше