Темы статей
Выбрать темы

Об экологическом налоге

Редакция ББ
Письмо от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ НАЛОГЕ

Письмо от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117

(извлечение)

 

<…>

Государственная налоговая служба Украины в связи с многочисленными запросами органов государственной налоговой службы, субъектов хозяйствования, осуществляющих временное размещение бытовых отходов, и решением Национального совета по вопросам создания и обеспечения функционирования объединений совладельцев многоквартирных домов от 26.11.2012 г. по анализу выполнения задач, определенных протоколом № 92 заседания Кабинета Министров Украины от 14.12.2011 г., сообщает, что приказом ГНС Украины от 16.12.2011 г. № 258 утверждена Обобщающая налоговая консультация по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов (далее — Консультация), согласно которой плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или ее органов на местах.

 

О времени, с которого применяются положения приказа ГНС Украины от 16.12.2011 г. № 258 в части трактовки норм Налогового кодекса Украины.

Приказом ГНС Украины от 16.12.2011 г. № 258 утверждена Обобщающая налоговая консультация по уплате экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов (далее — Консультация), согласно которой плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или ее органов на местах.

Нормы п.п. 240.1.3 п. 240.1 ст. 240 Налогового кодекса Украины от 2 декабря 2010 года № 2755-VI, с изменениями и дополнениями (далее — Кодекс), о практическом применении которых предоставлена Консультация, не изменялись с момента вступления их в силу.

Учитывая изложенное, Консультация применяется с момента вступления в силу нормы, по практическому применению которой она предоставлена, т. е. с 1 января 2011 года.

 

Распространяется ли Консультация на все отходы?

Консультация касается исключительно бытовых отходов.

 

Правомерна ли подача уточняющих налоговых деклараций за I — III кварталы 2011 года за временное размещение бытовых отходов, если в I — III кварталах 2011 года экологический налог за временное размещение бытовых отходов был начислен и уплачен?

Согласно пункту 50.1 статьи 50 Кодекса в случае, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 102 этого Кодекса) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее поданной им налоговой декларации (кроме ограничений, определенных этой статьей), он обязан направить уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на момент подачи уточняющего расчета.

Плательщик налогов имеет право не подавать такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

 

Должны ли уплачивать экологический налог субъекты хозяйствования, временно разместившие бытовые отходы, в IV квартале 2011 года?

Если субъект хозяйствования не является плательщиком экологического налога в случае временного размещения бытовых отходов, то ему не следует за такие отходы подавать Налоговую декларацию экологического налога за IV квартал 2011 года.

 

Каков механизм возврата уплаченных сумм экологического налога?

Статьей 43 Кодекса определены условия возврата ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств.

На основании указанной статьи совместным приказом Государственной налоговой администрации Украины, Министерства финансов Украины, Государственного казначейства Украины от 21.12.2010 г. № 974/1597/499, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 29.12.2010 г. под № 1386/18681 (далее — приказ), утвержден Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств (далее — Порядок).

Согласно п. 5 Порядка возврата ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, осуществляется исключительно на основании заявления плательщика налога (за исключением возврата излишне удержанных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц, которые рассчитываются органом государственной налоговой службы на основании поданной плательщиком налогов налоговой декларации за отчетный календарный год путем проведения перерасчета по общему годовому налогооблагаемому доходу плательщика налога), которое может быть подано в течение 1095 дней со дня возникновения ошибочно и/или излишне уплаченной суммы.

Заявление подается плательщиком налога в орган государственной налоговой службы по месту пребывания на налоговом учете в произвольной форме (п. 6 Порядка).

 

Каков механизм отмены уведомлений-решений?

Пунктом 60.1 статьи 60 Кодекса установлено, что налоговое уведомление-решение или налоговое требование считаются отозванными, если:

— сумма налогового долга самостоятельно погашается плательщиком налогов или органом взыскания;

— контролирующий орган отменяет ранее принятое налоговое уведомление-решение о начислении суммы денежного обязательства или налоговое требование;

— контролирующий орган уменьшает начисленную сумму денежного обязательства ранее принятого налогового уведомления-решения или сумму налогового долга, определенную в налоговом требовании;

— решением суда, вступившим в законную силу, отменяется уведомление-решение контролирующего органа или сумма налогового долга, определенная в налоговом требовании;

— решением суда, вступившим в законную силу, уменьшается сумма денежного обязательства, определенная в налоговом уведомлении-решении контролирующего органа, или сумма налогового долга, определенная в налоговом требовании.

Поэтому отмена уведомления-решения о применении штрафных (финансовых) санкций к субъекту хозяйствования за неподачу или несвоевременную подачу налоговых деклараций экологического налога за временное размещение бытовых отходов за прошлые налоговые периоды 2011 года и возврат уплаченных сумм может быть осуществлен по результату обжалования в административном или судебном порядке.

Подпунктом 78.1.5 пункта 78.1 статьи 78 Кодекса установлено, что при условии подачи плательщиком налогов в установленном порядке органу государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение, в которых требуется полный или частичный пересмотр результатов соответствующей проверки или отмена принятого по ее результатам налогового уведомления-решения в случае, когда плательщик налогов в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение является невозможным без проведения проверки, проводится документальная внеплановая выездная проверка исключительно по вопросам, ставшим предметом обжалования.

Поэтому отмена уведомления-решения о применении штрафных (финансовых) санкций к субъекту хозяйствования за неподачу или несвоевременную подачу налоговых деклараций экологического налога за временное размещение бытовых отходов за прошлые налоговые периоды 2011 года и возврат уплаченных сумм могут быть осуществлены по результату документальной внеплановой выездной проверки, проведенной при условии подачи плательщиком налогов в установленном порядке органу государственной налоговой службы возражения к акту проверки или жалобы на принятое по ее результатам налоговое уведомление-решение.

 

О подаче Налоговой декларации экологического налога за IV квартал 2011 года при условии временного хранения бытовых отходов и заявления об отсутствии в 2012 году объекта исчисления экологического налога.

Если субъект хозяйствования не является плательщиком экологического налога в случае временного размещения бытовых отходов, то ему не следует за такие отходы подавать Налоговую декларацию экологического налога за IV квартал 2011 года и заявление об отсутствии у него в 2012 году объекта исчисления экологического налога.

Обязываем довести это письмо до сведения и использования в работе подчиненными органами.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ЭКОНАЛОГА ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ:
ОЧЕРЕДНЫЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ ГНАУ

В комментируемом письме ГНАУ разъясняет отдельные вопросы, касающиеся практического применения Обобщающей налоговой консультации по экологическому налогу, взимаемому за размещение бытовых отходов, утвержденной приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258 (далее — Консультация // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 1).

Так, ГНАУ обратила внимание на следующие моменты:

1) Консультация применяется с момента вступления в силу нормы, относительно практического применения которой она предоставлена, т. е. с 01.01.2011 г.;

2) Консультация касается исключительно бытовых отходов. Следовательно, на все остальные, т. е. не бытовые, отходы она не распространяется. Поэтому учреждениям, на территории которых временно хранятся не только бытовые отходы, но и не бытовые, необходимо получить разрешение на размещение отходов и согласовать лимит на образование и размещение отходов. Процедура выдачи таких лимитов установлена Порядком разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденным постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218, и рассматривалась в статье «Экологический налог: актуальные вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 40) и в материале «Временное хранение отходов: нужно ли получать разрешение и уплачивать эконалог» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 17);

3) корректировка экологического налога за временное размещение бытовых отходов, который был начислен и уплачен в I— III кварталах 2011 года, является правомерной и может осуществляться либо путем представления уточняющих налоговых деклараций экологического налога за указанные периоды 2011 года, либо путем включения соответствующих уточненных показателей в Налоговую декларацию экологического налога за любой следующий налоговый период;

4) если субъект хозяйствования не является плательщиком экологического налога, то в случае временного размещения бытовых отходов ему не следует за такие отходы представлять Налоговую декларацию экологического налога за IV квартал 2011 года. Кроме того, такой субъект хозяйствования не должен подавать и заявление об отсутствии у него в 2012 году объекта исчисления экологического налога;

5) вернуть ошибочно или излишне уплаченный экологический налог плательщик налога может путем подачи органу ГНС по месту пребывания на налоговом учете заявления в произвольной форме. Процедура возврата таких сумм определена Порядком взаимодействия органов государственной налоговой службы, местных финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата плательщикам налогов ошибочно и/или излишне уплаченных сумм денежных обязательств, утвержденным приказом ГНАУ, Минфина и Госказначейства от 21.12.2010 г. № 974/1597/499. Кстати, на такую возможность мы обращали внимание в комментарии к Консультации.

И последняя новость, касающаяся уплаты эконалога за размещение отходов, о которой нам хотелось бы сообщить. 24 мая 2012 года Верховной Радой был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины об усовершенствовании некоторых налоговых норм» (законопроект № 9661-д). Этим документом, в частности, уточняется термин «размещение отходов», под которым теперь будет пониматься постоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами. Таким образом, благодаря таким изменениям на законодательном уровне будет устранена проблема уплаты эконалога за любое временное хранение отходов, в том числе бытовых. Обращаем внимание на то, что на дату подготовки номера этот Закон не подписан Президентом Украины.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше