ПЕРЕДАЧА КОММУНАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Может ли территориальный центр социального обслуживания (предоставления социальных услуг) передать на баланс управления труда и социальной защиты населения автомобиль, если содержание территориального центра осуществляется за счет средств местного бюджета, а управление труда финансируется из государственного бюджета?
(Харьковская обл.)
Прежде всего отметим, что управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, согласно ст. 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV осуществляют непосредственно территориальная громада и созданные ею органы местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество принадлежит территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах, которые согласно ст. 143 Конституции Украины непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности.
Как определено ч. 5 ст. 60 Закона № 280 , указанные органы от имени и в интересах территориальных громад согласно закону осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать в качестве залога, решать вопросы их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду.
Следовательно, бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств местного бюджета, а территориальные центры социального обслуживания согласно п. 12 Типового положения о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417, относятся именно к таким, имеют право передавать имущество другому учреждению или организации только при наличии соответствующего решения органа местного самоуправления.
Так, согласно ч. 1 ст. 5 Закона Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности» от 03.03.98 г. № 147/98-ВР (далее — Закон № 147) передача объектов из коммунальной в государственную собственность осуществляется по решению сельских, поселковых, городских, районных в городах советов — относительно объектов права коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, и районных и областных советов — относительно объектов права общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов, находящихся в управлении районных, областных советов.
Процедура подачи и рассмотрения предложений по передаче объектов из коммунальной в государственную собственность определяется КМУ (ч. 5 ст. 5 Закона № 147). В частности, основные требования к подаче и рассмотрению предложений по передаче объектов из коммунальной в государственную собственность, а также созданию и работе комиссии по вопросам передачи таких объектов установлены Порядком подачи и рассмотрения предложений по передаче объектов из коммунальной в государственную собственность и созданию и работе комиссии по вопросам передачи объектов в государственную собственность, утвержденным постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482 (далее — Порядок № 1482).
В соответствии с п. 3 этого Порядка передача из коммунальной в государственную собственность другого отдельного индивидуально определенного имущества учреждений (кроме недвижимого), в том числе и автомобилей, осуществляется при наличии согласия на это органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.
При этом стоимость такого имущества определяется на основании данных бухгалтерского учета при условии ее соответствия справедливой рыночной цене (п. 4 Порядка № 1482).
Для передачи отдельного индивидуально определенного имущества (кроме недвижимого) из коммунальной в государственную собственность создается комиссия по вопросам передачи таких объектов, в состав которой входят представители исполнительного органа соответствующего совета и органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, или самоуправляющейся организации, которым передается объект, а также учреждения, имущество которого подлежит передаче, и его трудового коллектива. Также к работе комиссии могут привлекаться эксперты и советники с правом совещательного голоса.
Если передача объектов в государственную собственность осуществляется по решению органа, уполномоченного управлять государственным имуществом, или самоуправляющейся организации, в таком случае комиссию возглавляет руководитель структурного подразделения такого органа или самоуправляющейся организации. Пунктом 8 Порядка № 1482 также предусмотрено, что председатель комиссии должен организовать работу по передаче объекта в государственную собственность таким образом, чтобы завершить приемку-передачу в месячный срок со дня принятия решения о передаче.
Комиссия в ходе обследования определяет техническое состояние объекта, устанавливает соответствие его физического износа данным бухгалтерского учета. Если объект передачи согласно заключениям комиссии признан требующим ремонта, принимается решение об источниках финансирования и сроке выполнения работ, в том числе с привлечением в установленном порядке средств предприятия, учреждения или организации, которые передают этот объект.
Передача оформляется Актом приемки-передачи по форме согласно приложению к Порядку № 1482 . Акт составляется в четырех экземплярах, подписывается председателем и членами комиссии и утверждается органом, создавшим комиссию.
Следует иметь в виду, что согласно п. 9 Порядка № 1482 право собственности на объект передачи возникает с даты подписания акта приемки-передачи.
Операции по передаче коммунального имущества отражаются в бухгалтерском учете учреждения, на балансе которого находится это имущество, в соответствии с Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61.
В частности, при списании с баланса учреждения автомобиля, переданного на баланс другого учреждения или организации, в бухгалтерском учете учреждения, передающего автомобиль, нужно сделать следующие записи:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | |
дебет | кредит | ||
1 | Списана первоначальная (восстановительная) стоимость автомобиля | 401 | 105 |
2 | Списана начисленная сумма износа | 131 | 401 |
Первичные документы, подтверждающие передачу основного средства, в частности Акт приемки-передачи, является основанием для осуществления записей в мемориальном ордере № 9 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов» (форма № 438 (бюджет)), предназначенном для учета выбытия и перемещения в другие учреждения, организации и материально ответственным лицам материальных ценностей, относящихся к необоротным активам.