Темы статей
Выбрать темы

Могут ли субъекты хозяйствования первой и второй групп — плательщики единого налога продавать товары и предоставлять услуги бюджетным учреждениям

Редакция ББ
Ответы на вопросы

МОГУТ ЛИ СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ГРУПП — ПЛАТЕЛЬЩИКИ ЕДИНОГО НАЛОГА ПРОДАВАТЬ ТОВАРЫ И ПРЕДОСТАВЛЯТЬ УСЛУГИ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Согласно п. 291.4 Налогового кодекса Украины субъекты хозяйствования первой группы — физические лица — предприниматели осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению, а субъекты второй группы предоставляют услуги, в том числе бытовые, плательщикам единого налога и/или населению.

Может ли юридическое лицо, являющееся неприбыльной организацией и содержащееся за счет средств государственного или местного бюджета, заключать договоры купли-продажи товаров с субъектами хозяйствования первой и второй групп? Могут ли субъекты хозяйствования первой и второй групп — плательщики единого налога предоставлять услуги бюджетным учреждениям?

(г. Изюм)

 

Для того чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего необходимо разобраться, кто может быть отнесен к субъектам хозяйствования — плательщикам единого налога первой и второй групп.

В соответствии с гл. 1 разд. XIV Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) субъекты хозяйствования, которые применяют упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а также уплачивают единый налог, делятся на четыре группы, три из которых предусмотрены для физических лиц — предпринимателей, а четвертая — для юридических лиц.

Для каждой группы плательщиков единого налога предусмотрены:

— ограничения по видам деятельности;

— предельно допустимый объем годового дохода;

— ставки единого налога;

— максимально допустимое количество наемных работников;

— правила учета доходов, расходов и подачи отчетности.

Наибольшее количество вопросов касается правомерности осуществления того или иного вида деятельности такими субъектами хозяйствования. Поэтому рассмотрим, какие виды хозяйственной деятельности разрешены субъектам хозяйствования первой и второй групп.

Прежде всего отметим, что согласно п. 291.4 НКУ субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, делятся на такие группы плательщиков единого налога:

1) первая группа — физические лица — предприниматели, которые осуществляют исключительно розничную продажу товаров с торговых мест на рынках и/или хозяйственную деятельность по предоставлению бытовых услуг населению ;

2) вторая группа — физические лица — предприниматели, которые осуществляют хозяйственную деятельность по предоставлению услуг, в том числе бытовых , плательщикам единого налога и/или населению, производство и/или продажу товаров, деятельность в сфере ресторанного хозяйства.

Ко второй группе не могут быть отнесены физические лица — предприниматели, предоставляющие посреднические услуги по купле, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005). Такие физические лица — предприниматели относятся исключительно к третьей группе плательщиков единого налога, если отвечают требованиям, установленным для третьей группы;

3) третья группа — физические лица — предприниматели;

4) четвертая группа — юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы.

Разберемся детальнее, какие виды хозяйственной деятельности разрешено осуществлять физическим лицам — предпринимателям первой и второй групп.

 

Первая группа плательщиков единого налога

Согласно п.п. 1 п. 291.4 НКУ такие субъекты хозяйствования могут осуществлять следующие виды деятельности:

1) розничную продажу товаров с торговых мест на рынках ;

2) и/или предоставление бытовых услуг населению .

В соответствии с п. 13 Правил торговли на рынках, утвержденных совместным приказом Минэкономики и по вопросам европейской интеграции, МВД, ГНА и Госстандарта от 26.02.2002 г. № 57/188/84/105, торговым местом является площадь, отведенная для размещения необходимого для торговли инвентаря (весов, лотков и т. п.) и осуществления продажи продукции с прилавков (столов), транспортных средств, прицепов, тележек (в том числе ручных), в контейнерах, киосках, палатках и т. п . Размер торгового места определяется в правилах торговли на рынках, утверждаемых в соответствии с законодательством.

В свою очередь, торговое место на рынке определяют как торговую площадь установленных размеров для осуществления продажи товаров и/или предоставления услуг согласно плану территории рынка отдельным субъектом хозяйствования или физическим лицом.

Для нужд и удобства продавцов и покупателей на территории рынка или рядом могут открываться магазины, предприятия общественного питания, бытового обслуживания, телефонной связи, кассы продажи билетов на транспорт, гостиницы.

Предоставление продавцам торговых мест на определенный срок осуществляется администрацией рынка на основании письменного соглашения, в котором, как правило, указываются срок действия такого соглашения, ассортимент (вид) реализуемых товаров, расположение торгового места, условия его аренды, размер и порядок платы за аренду имущества, перечень услуг, предоставляемых рынком, и их стоимость (п. 20 Правил торговли на рынках).

Таким образом, если лицо-предприниматель арендует определенное помещение под магазин на основании договора с рынком , то такой магазин можно считать торговым местом на рынке, который дает возможность предпринимателю-арендатору войти в первую группу плательщиков единого налога.

Если же для открытия магазина или другого торгового объекта предприниматель заключил договор не с рынком, а с органом местного самоуправления, по решению которого ему была выделена земля под этот торговый объект, то этот объект не рассматривается как торговое место на рынке. В таком случае предприниматель не может быть включен в первую группу плательщиков единого налога, для него доступны только вторая или третья группы (при соблюдении всех других условий по численности наемных работников и объему дохода).

Теперь что касается бытовых услуг. Исчерпывающий перечень бытовых услуг населению для целей применения упрощенной системы налогообложения приведен в п. 291.7 НКУ. Отметим, что под населением в соответствии с общей практикой применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции понимается совокупность людей, находящихся в пределах этого государства и подлежащих его юрисдикции. В состав населения входят граждане этого государства, иностранные граждане, проживающие в этом государстве продолжительное время, лица без гражданства, а также лица с двойным и более гражданством. Однако это определение не является нормативно установленным.

Таким образом, плательщикам единого налога, отнесенным к первой группе, разрешено осуществлять продажу товаров на рынках и предоставлять бытовые услуги населению. Учитывая это, бюджетные учреждения могут осуществить приобретение товаров у указанных субъектов хозяйствования только на рынке и только за наличные.

 

Вторая группа плательщиков единого налога

Согласно п.п. 2 п. 291.4 НКУ такие субъекты хозяйствования могут осуществлять следующие виды деятельности:

1) предоставление услуг (в том числе бытовых) плательщикам единого налога и/или населению, кроме посреднических услуг по приобретению, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества (группа 70.31 КВЭД ДК 009:2005);

2) производство и/или продажу товаров;

3) деятельность в сфере ресторанного хозяйства.

Как видим, такие субъекты хозяйствования — плательщики единого налога имеют право предоставлять услуги только плательщикам единого налога и/или населению. Что касается других субъектов хозяйствования, не являющихся плательщиками единого налога (в частности, бюджетных учреждений), то предоставлять услуги таким субъектам плательщикам единого налога второй группы запрещено.

По этому вопросу предпринимателям — плательщикам единого налога уместным будет обратиться к Обобщающей налоговой консультации по отнесению к определенной группе (второй или третьей) плательщиков единого налога физических лиц — предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению услуг, утвержденной приказом ГНСУ от 20.02.2012 г. № 137. В этот документе налоговики разъяснили, как правильно предпринимателям оформить хозяйственные отношения в зависимости от того, к какой группе они относятся.

Что касается осуществления деятельности, связанной с производством или продажей товаров, то такой деятельностью субъекты хозяйствования — плательщики единого налога, относящиеся ко второй группе, могут заниматься без каких-либо ограничений. То есть осуществлять продажу товаров указанные субъекты имеют право любому юридическому лицу, в том числе и бюджетным учреждениям.

Что касается плательщиков единого налога третьей и четвертой групп, то они могут осуществлять любые виды деятельности, кроме неразрешенных (п. 291.5 НКУ) для плательщика единого налога. Поэтому для них никаких проблем при работе с бюджетными учреждениями не возникает.

В завершение отметим, что необходимость соблюдения упомянутых выше ограничений по видам деятельности касается непосредственно самих физических лиц — плательщиков единого налога, а не тех субъектов хозяйствования, кому они предоставляют услуги или продают товары, в частности, бюджетным учреждениям. Это связано с тем, что именно для таких предпринимателей нарушение критериев пребывания на едином налоге имеет довольно неприятные последствия.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше