Темы статей
Выбрать темы

О численности научно-педагогического персонала

Редакция ББ
Письмо от 01.11.2011 г. № 1/11-10093

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

О ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

Письмо от 01.11.2011 г. № 1/11-10093

 

Рассмотрев <…> обращение <…> об особенностях применения постановления Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 года № 228 «Об утверждении Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений», сообщаем.

В соответствии с законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год Министерство, как главный распорядитель средств, доводит подчиненным высшим учебным заведениям III и IV уровней аккредитации лимитные справки о бюджетных ассигнованиях, в которых определены бюджетные назначения по двум кодам экономической классификации расходов: КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» и КЭКР 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» и показатель среднегодовой численности работников.

Учебное заведение в пределах доведенных ассигнований самостоятельно определяет расходы на оплату труда, начисления на заработную плату, питание, одежду детям-сиротам, стипендии, коммунальные услуги, и т. п.

При этом во время формирования объемов помесячных лимитных ассигнований на оплату труда научно-педагогического персонала руководитель при расчете количества ставок должен учесть все особенности графика учебного процесса, учебного плана, в частности сроки приема и выпуска, т. е. движение контингента студентов, аспирантов, докторантов в течение учебного года, объемы учебных дисциплин и их распределение по семестрам (триместрам).

Министерство с целью недопущения нецелевого использования бюджетных средств направило письмо ректорам высших учебных заведений от 16.09.2011 г. № 10/1-731 об установлении ответственности за содержание сверхнормативной численности научно-педагогического персонала.

 

Заместитель Министра — руководитель аппарата П. Куликов

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА
ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ III — IV УРОВНЕЙ АККРЕДИТАЦИИ: РАЗЪЯСНЯЕТ МОНМС

В редакцию нашей газеты поступило письмо читателя следующего содержания: «Высшему учебному заведению IV уровня аккредитации (ВУЗ) ежегодно главным распорядителем бюджетных средств, а именно Министерством образования и науки, молодежи и спорта (МОНМС), лимитной справкой доводится численность работников, оплата труда которых должна осуществляться за счет средств общего фонда бюджета, в том числе количество единиц профессорско-преподавательского состава (ППС).

Количество единиц ППС рассчитывается согласно требованиям постановления КМУ от 17.08.2002 г. № 1134. Для этого ВУЗ предоставляет в МОНМС отчет по форме № 2-3НК по состоянию на начало учебного года, а именно на 1 октября текущего года на весь учебный год.

Как правило, МОНМС доводит расчетную численность работников ВУЗа в лимитной справке на следующий календарный год (с 1 января по 31 декабря).

Однако в декабре, после предоставления отчета по форме № 2-3НК, состоялся выпуск студентов, учившихся по государственному заказу по образовательно-квалификационному уровню «магистр». Это событие привело к уменьшению контингента студентов и соответственно к уменьшению расчетного количества ППС, что должно учитываться при составлении штатного расписания по состоянию на начало календарного года (на 1 января).

Согласно п. 28 постановления КМУ от 28.02.2002 г. № 228 распорядители бюджетных средств свои расходы приводят в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, которые доведены лимитными справками. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению штатным расписанием, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда.

В связи с указанным возникают вопросы:

1. Нужно ли такому ВУЗу каждый раз при сокращении (или увеличении) численности контингента студентов и, соответственно, расчетной численности ППС сообщать главному распорядителю об этих изменениях и просить об изменении размера ассигнований?

2. Должен ли ВУЗ уволить излишнее количество ППС, учитывая то, что учебная нагрузка преподавателей рассчитывается на учебный год в среднем на каждую отдельную должность ППС (преподаватель, старший преподаватель, доцент и др.), и то, что большинство ППС работают по контракту или срочному трудовому договору?».

Ответы на указанные вопросы МОНМС предоставило в комментируемом письме. Рассмотрим их подробнее и приведем наши рассуждения на эту тему.

Согласно ст. 32 Закона Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III руководитель ВУЗа в пределах предоставленных ему полномочий решает вопросы деятельности заведения, утверждает его структуру и штатное расписание.

Численность научно-педагогических работников ВУЗов III — IV уровней аккредитации должна содержаться в соответствии с нормативами, определенными постановлением КМУ «Об утверждении нормативов численности студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов), докторантов, изыскателей ученой степени кандидата наук, слушателей, интернов, клинических ординаторов на одну штатную должность научно-педагогического работника в высших учебных заведениях III и IV уровня аккредитации и высших учебных заведениях последипломного образования государственной формы собственности» от 17.08.2002 г. № 1134 (далее — постановление № 1134).

Планирование количества штатных должностей научно-педагогических работников начинается с определения нормативного количества штатных должностей, т. е. исчисления количества штатных должностей научно-педагогических работников на основе нормативов численности студентов на одну штатную должность научно-педагогического работника.

Расчеты осуществляются отдельно для каждой формы обучения (дневной, вечерней, заочной) и для всех образовательно-квалификационных уровней (бакалавр, специалист, магистр) и т. п. Последовательность выполнения расчетов следующая:

— на основе нормативов, определенных постановлением № 1134, рассчитывается нормативное количество штатных должностей научно-педагогических работников, по каждому направлению подготовки и специальности по всем формам обучения, в том числе и по иностранным студентам, а также аспирантам, докторантам, изыскателям ученых степеней, слушателям подготовительных факультетов и интернам;

— исходя из полученных результатов исчисляется нормативное количество штатных должностей научно-педагогических работников, которые должны обеспечивать выполнение учебной работы со всеми студентами определенного факультета, института, филиала, ВУЗа.

Расчеты осуществляются отдельно для студентов, которые обучаются по государственному заказу, и отдельно для студентов, получающих высшее образование на условиях контракта.

Результаты расчетов являются основанием для утверждения МОНМС количества штатных должностей научно-педагогических работников для работы со студентами, которые обучаются по государственному заказу, а также для выделения соответствующего госбюджетного финансирования на покрытие расходов на заработную плату с начислениями. Кроме того, утверждается количество преподавателей для работы со студентами, которые обучаются на условиях контракта. Заработная плата в последнем случае финансируется за счет средств специального фонда ВУЗа, т. е. за счет средств, полученных в качестве платы за обучение.

Штатная численность научно-педагогических работников ВУЗов III и IV уровней аккредитации и ВУЗов последипломного образования государственной формы собственности, определенная согласно утвержденным постановлением № 1134 нормативам, является предельной. В комментируемом письме МОНМС сообщило, что ректорам ВУЗов направлено письмо от 16.09.2011 г. № 10/1-731, в котором указывалось: с целью недопущения нецелевого использования бюджетных средств следует удерживать численность научно-педагогического персонала в строгом соответствии с нормативами, установленными постановлением № 1134.

При планировании численности научно-педагогических работников одновременно с определением предельного количества штатных должностей осуществляется формирование учебной нагрузки.

Основным плановым документом, предоставляющим ВУЗу полномочия по получению доходов и осуществлению расходов, определяющим объем и направление средств, определенных на год, в соответствии с бюджетными назначениями для выполнения заведением своих функций, является смета ВУЗа.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений утверждены постановлением КМУ от 28.02. 2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

Согласно п. 20 этого Порядка при определении объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженностей и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Для планирования расходов рассчитывают контингент студентов, аспирантов и т. п. по формам обучения. При расчете численности штатных единиц следует учитывать фактическое количество студентов на начало года (с учетом выпуска и приема студентов), численность студентов, которых планируется выпустить до конца учебного года, а также численность студентов, принятых на следующий учебный год.

Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывают исходя из количества должностей и средней ставки заработной платы. Ставки заработной платы зависят от должностей, ученого звания (профессор, доцент), ученой степени (доктор, кандидат наук) и стажа педагогической работы.

В двухнедельный срок со дня принятия закона о Государственном бюджете Украины, соответствующего решения Верховной Рады АР Крым, местных советов Минфин, Минфин АР Крым, местные финансовые органы доводят до главных распорядителей лимитные справки о бюджетных ассигнованиях (п. 26 Порядка № 228).

Так, как отметило МОНМС в комментируемом письме, в соответствии с Законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год Министерство, как главный распорядитель средств, доводит подчиненным ВУЗам III и IV уровней аккредитации лимитные справки о бюджетных ассигнованиях, в которых определены бюджетные назначения по двум кодам экономической классификации расходов: КЭКР 1172 «Отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития» и КЭКР 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» и показатель среднегодовой численности работников.

Лимитная справка о бюджетных ассигнованиях — это документ, содержащий утвержденные бюджетные назначения (установленные бюджетные ассигнования) и их помесячное распределение, а также другие показатели, которые согласно законодательству должны быть определены на основании нормативов. Показатели лимитной справки доводятся до сведения главных распорядителей, распорядителей низшего уровня для уточнения проектов смет и составления проектов планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств.

Распорядители низшего уровня уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателя), помесячных планов использования бюджетных средств и подают их главным распорядителям для уточнения показателей проектов сводных смет и составления проектов сводных планов ассигнований общего фонда бюджета, сводных планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводных планов специального фонда, а также проектов сводных планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателя) и сводных помесячных планов использования бюджетных средств (п. 28 Порядка № 228).

Распорядители свои расходы приводят в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, которые доведены лимитными справками. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а прочие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.

Как отметило МОНМС в комментируемом письме, учебное заведение в рамках доведенных ассигнований самостоятельно определяет расходы на оплату труда, начисления на заработную плату, питание, одежду детям-сиротам, стипендии, коммунальные услуги и т. п., т. е. приводит расходы в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, доведенными лимитными справками. Для этого численность работников заведения приводится в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а прочие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учебное заведение функций, соблюдая режим экономии, не допуская включения в сметы не обусловленных потребностью ассигнований и принятия в сметах сумм, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями.

Как отметило МОНМС в комментируемом письме, при формировании объемов помесячных лимитных ассигнований на оплату труда научно-педагогического персонала руководитель при расчете количества ставок должен учесть все особенности графика учебного процесса, учебного плана, в частности сроки приема и выпуска, т. е. движение контингента студентов, аспирантов, докторантов в течение учебного года, объемы учебных дисциплин и их распределение по семестрам (триместрам).

Следует подчеркнуть, что речь идет именно о количестве штатных единиц (количестве ставок), а не о численности научно-педагогических работников.

Исходя из приведенного выше приходим к выводу: в случае несоответствия данных по показателям студенческих контингентов фонду заработной платы, доведенному лимитной справкой, ВУЗ должен информировать МОНМС о внесении изменений в соответствующие показатели, а все расчеты, связанные с определением штатной численности персонала, проводить в соответствии с наличным среднегодовым количеством студентов, учитывая, что календарный год включает два учебных года.

Изменения в действующее штатное расписание (введение новых штатных единиц, их сокращение, увеличение или уменьшение размера должностных окладов, ставок заработной платы) в течение года вносятся согласно приказу по учебному заведению.

В случае сокращения численности персонала администрация заведения должна уведомить работников об указанном за два месяца (п. 1 ст. 40 КЗоТ).

Контроль за показателями проектов смет ВУЗов относительно законности и правильности расчетов, целесообразности запланированных расходов, правильности их распределения по экономической классификации, полнотой поступления доходов осуществляет МОНМС.

 

Елена МОРЕВА, консультант

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше