Темы статей
Выбрать темы

Об учете поступлений от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей и недвижимого имущества

Редакция ББ
Письмо от 12.04.2012 г. № 17-10/928-5185

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ОБ УЧЕТЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ОТ ПРОДАЖИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

Письмо от 12.04.2012 г. № 17-10/928-5185

 

Государственная казначейская служба Украины на многочисленные обращения распорядителей бюджетных средств, подведомственных органов и учитывая разъяснения Министерства финансов Украины (письмо от 16.03.2012 г. № 31-08230-09-6/6495) по поводу кодов классификации доходов бюджета, по которым необходимо осуществлять учет поступлений от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей, и средств, полученных от продажи недвижимого имущества, за вычетом балансовой (остаточной) стоимости такого имущества, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» поступления от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей относятся к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины на 2012 год.

Согласно абзацу второму части шестой статьи 75 Хозяйственного кодекса Украины средства, полученные от продажи недвижимого имущества, за вычетом балансовой (остаточной) стоимости такого имущества, если иное не установлено законом, зачисляются в общий фонд Государственного бюджета Украины.

В классификации доходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11 (с изменениями и дополнениями), отдельные коды классификации доходов бюджета для зачисления указанных выше средств не предусмотрены. Поэтому учет поступлений от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей и средств, полученных от продажи недвижимого имущества, за вычетом балансовой (остаточной) стоимости такого имущества, если иное не установлено законом, целесообразно осуществлять по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

КАК УЧИТЫВАТЬ СРЕДСТВА ОТ ПРОДАЖИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
И НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

В комментируемом письме Госказначейская служба рассматривает порядок учета поступлений от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей и недвижимого имущества. Остановимся на этих вопросах подробнее.

1. Как учитывать поступления от продажи легковых автомобилей.

Как известно, Кабмином с целью сокращения расходов государственного бюджета на содержание органов исполнительной власти было принято постановление от 26.12.2011 г. № 1399, которым утверждены лимиты легковых автомобилей, обслуживающих центральные органы исполнительной власти, областные, Киевскую и Севастопольскую городские, районные, районные в гг. Киеве и Севастополе госадминистрации.

Данным постановлением предусмотрено, что легковые автомобили, которые находятся на балансе органов исполнительной власти и которые следует высвободить в связи с утверждением этих лимитов, подлежат реализации или передаче на баланс другому бюджетному учреждению. В связи с этим органы исполнительной власти должны были привести общее количество легковых автомобилей, которые находились на их балансе или на балансе территориальных органов, в соответствие с установленными лимитами. А поскольку такие операции бюджетные учреждения осуществляют не часто, естественно, у них возник ряд вопросов, с которым мы разберемся далее.

Прежде всего напомним, что отчуждение имущества (в том числе и транспортных средств) путем его продажи бюджетные учреждения должны осуществлять на конкурентных принципах (через биржи, на аукционе) в соответствии с требованиями Порядка отчуждения объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803, а путем бесплатной передачи — в соответствии с Положением о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 21.09.98 г. № 1482.

Пожалуй, больше всего вопросов возникает в отношении порядка зачисления и учета средств, полученных от реализации органами исполнительной власти автомобилей.

Так, в соответствии со ст. 2 Закона о Госбюджете-2012 к доходам общего фонда Госбюджета в 2012 году относятся средства от продажи органами исполнительной власти легковых автомобилей.

Это значит, что средства от реализации автомобилей, полученные органами исполнительной власти, не относятся к собственным поступлениям таких органов, а подлежат перечислению в доход общего фонда Госбюджета в размере полученных средств. Причем такой порядок действует независимо от того, за счет каких источников был приобретен реализуемый автомобиль.

Из этого следует, что на операции по реализации легковых автомобилей органами исполнительной власти не распространяется общий порядок зачисления средств от реализации имущества (кроме недвижимого). Как известно, такие средства принадлежат к подгруппе 4 группы 1 собственных поступлений бюджетных учреждений на основании ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI ( далее — БКУ).

Особое внимание хотелось бы обратить на порядок бухгалтерского учета поступлений от продажи легковых автомобилей.

Поскольку средства, полученные от продажи автомобилей, подлежат зачислению в доход общего фонда Госбюджета, то органам исполнительной власти при отражении таких операций в бухгалтерском учете рекомендуем обратить внимание на следующие моменты:

— поступление средств от реализации автомобилей, которые подлежат перечислению в доход общего фонда Госбюджета, отражается на субсчете 323 (или на другом счете, если учреждение посчитает целесообразным для этого открыть специальный счет в органе казначейской службы) и с этого же счета такие средства перечисляются в доход госбюджета;

— средства, полученные от реализации автомобилей, не подлежат отражению на счетах, предназначенных для учета доходов специального фонда (субсчет 711), несмотря на то что эти средства были фактически зачислены на счет учреждения. Связано это с тем, что на субсчете 711 учитываются поступления, полученные учреждением в соответствии со сметой как плата за услуги, т. е. как один из видов собственных поступлений, зачисляемых в состав специального фонда. А поскольку, как уже отмечалось выше, такие средства учреждения не зачисляют в состав собственных поступлений, то соответственно отражать в бухучете доходы по специальному фонду в этом случае нет оснований;

— средства, поступившие от реализации указанных объектов необоротных активов, подлежащие перечислению органами исполнительной власти в доход госбюджета, учитываются на субсчете 642 «Прочие расчеты с бюджетом».

Рассмотрим пример.

Районной государственной администрацией принято решение о реализации одного легкового автомобиля с целью обеспечения выполнения требований постановления КМУ от 26.12.2011 г. № 1399. На основании договора купли-продажи средства от продажи такого автомобиля поступили на счет администрации в сумме 13000 грн.

Первоначальная стоимость транспортного средства — 25000 грн., износ — 10300 грн. Оплачены услуги по проведению экспертной оценки, биржевого брокера и техосмотра в ГАИ — 1500 грн.

В бухгалтерском учете такие операции отражаются следующим образом:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Отражены расходы на оплату услуг эксперта, биржевого брокера и техосмотр в ГАИ

801 (811)

675

1500

2

Оплачены услуги эксперта, биржевого брокера
и техосмотр в ГАИ

675

321 (323)

1500

3

Поступила оплата от покупателя легкового автомобиля

323

364

13000

4

Отражена задолженность перед бюджетом

364

642

13000

5

Перечислены в доход госбюджета средства, полученные от реализации легкового автомобиля

642

323

13000

Если реализацию автомобиля осуществляет не орган исполнительной власти, а другое бюджетное учреждение, то при реализации транспортных средств (вместо операций 3-5) такое учреждение должно сделать следующие бухгалтерские записи:
— получены средства от покупателя за реализованный автомобиль — Дт 323 — Кт 364;
— начислен доход от продажи автомобиля — Дт 364 — Кт 711.

6

Списан с баланса легковой автомобиль по акту приема-передачи:

— первоначальная стоимость

401

105

25000

— сумма износа

131

401

10300

 

2. Как учитывать поступления от продажи недвижимого имущества.

Разъясняя порядок учета средств, полученных от продажи недвижимого имущества, Госказначейская служба в комментируемом письме обращает внимание на норму, содержащуюся в абз. 2 ч. 6 ст. 75 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ), а именно: средства, полученные от продажи недвижимого имущества, за вычетом балансовой (остаточной) стоимости такого имущества, если иное не установлено законом, зачисляются в общий фонд Государственного бюджета Украины.

Однако мы не можем согласиться с тем, что данная норма распространяется на бюджетные учреждения и должна применяться ими при осуществлении операции по реализации недвижимого имущества. Объясним почему.

Во-первых, вышеупомянутая норма ХКУ действительно является специальной, однако ст. 75 данного Кодекса касается государственных коммерческих предприятий. Так, согласно ч. 1 ст. 74 ХКУ государственное коммерческое предприятие является субъектом предпринимательской деятельности, действует на основе устава или модельного устава и несет ответственность за последствия своей деятельности всем принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения имуществом согласно ХКУ и другим законам, принятым в соответствии с этим Кодексом.

Как видим, данное определение не касается бюджетных учреждений. Ведь в соответствии со ст. 2 БКУ к бюджетным учреждениям относятся органы власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного и местного бюджетов. При этом бюджетные учреждения руководствуются именно БКУ в своей деятельности, так как данный документ регулирует взаимоотношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, выполнения бюджетов, отчетности об их выполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства и вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Во-вторых, ч. 4 ст. 13 БКУ предусмотрено, что в состав собственных поступлений бюджетные учреждения относят поступления от реализации имущества (подгруппа 4 группы 1). Такие средства бюджетные учреждения зачисляют в состав специального фонда. Исключение предусмотрено для средств, полученных от реализации недвижимого имущества. Суммы, полученные бюджетными учреждениями от продажи зданий и сооружений, относятся в доход того бюджета, за счет которого содержится данное учреждение.

В-третьих, стоит обратить внимание и напомнить о том, что именно такой порядок направления средств, полученных бюджетными учреждениями от реализации недвижимого имущества долгое время как раз и был предусмотрен нормативно-правовыми актами, устанавливающими порядок списания имущества бюджетных учреждений и зачисления собственных поступлений таких учреждений. А теперь такой порядок распоряжения средствами, полученными бюджетными учреждениями от реализации недвижимого имущества, закреплен в БКУ.

Поэтому ссылка Госказначейской службы на абз. 2 ч. 6 ст. 75 ХКУ в комментируемом письме выглядит достаточно странно.

Кстати, это не единственная ситуация, когда бюджетным учреждениям приходится перечислять в доход бюджета в полном объеме «заработанные» средства. Например, средства, полученные бюджетными учреждениями от оказания платных услуг, не предусмотренных действующим законодательством, подлежат перечислению в доход того бюджета, за счет которого содержится данное учреждение. На этот момент Госказначейская служба обращала внимание в письме от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42). Причем такие средства, как и средства от реализации недвижимого имущества, продажи легковых автомобилей органами исполнительной власти, бюджетные учреждения должны перечислить в доход того бюджета, за счет которого осуществляется содержание учреждения, по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления».

Также хотелось бы сказать несколько слов о порядке отражения в бухгалтерском учете поступлений от реализации бюджетными учреждениями зданий и сооружений.

Как предусмотрено п. 8 раздела I «Учет необоротных активов» Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отображения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61, операция по реализации бюджетными учреждениями зданий и сооружений отражается такими записями:

— реализация (списание с баланса) — по Дт 131, 401 и Кт 103;

— поступление средств от реализации зданий и сооружений, подлежащих перечислению в доход того бюджета, за счет которого содержится данное учреждение, отражается записью по Дт 364, 675 и Кт 711. И вторая запись: Дт 811 и Кт 642.

Однако данная корреспонденция субсчетов не предусматривает отражения операций, касающихся передачи зданий и сооружений покупателю, и образованию в учете бюджетной организации дебиторской задолженности покупателя, а также поступления средств от продажи зданий и сооружений на счет бюджетного учреждения. Кстати, в свое время ГлавКРУ в письме от 02.10.2003 г. № 12-14/409 обращало внимание на то, что вышеприведенная корреспонденция субсчетов бухгалтерского учета не в полной мере отражает суть таких операций, и поэтому рекомендовало свои бухгалтерские записи. Эти рекомендации мы учли в примере на с. 7 и считаем такой порядок отражения в бухгалтерском учете операций по реализации имущества наиболее правильным.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше