Темы статей
Выбрать темы

О применении кодов экономической классификации расходов и особенностях расчетов при аренде

Редакция ББ
Письмо от 12.04.2012 г. № 17-10/925-5184

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ КОДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КЛАССИФИКАЦИИ РАСХОДОВ И ОСОБЕННОСТЯХ РАСЧЕТОВ ПРИ АРЕНДЕ

Письмо от 12.04.2012 г. № 17-10/925-5184

(извлечение)

 

<…>

1. Об уплате процентов годовых, начисленных при оплате за электроэнергию

Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 25.11.2008 г. № 495, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.01.2009 г. под № 79/16095 (далее — Инструкция), определено, что уплата доначисленных платежей (кроме штрафов и пени), определенных контрольными органами согласно законодательству, и процентов годовых от просроченной суммы договора осуществляется по тому коду, по которому должен производиться основной платеж (п. 4).

Таким образом, уплата процентов годовых, начисленных при оплате за электроэнергию, осуществляется по КЭКР 1163 «Оплата электроэнергии».

2. О проверке технического состояния транспортного средства

В соответствии с Порядком проведения обязательного технического контроля и объемов проверки технического состояния транспортных средств, технического описания и образца протокола проверки технического состояния транспортного средства, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30.01.2012 г. № 137, проверка технического состояния транспортного средства — процесс определения соответствия транспортного средства требованиям, установленным к конструкции и техническому состоянию.

Инструкцией определено, что проведение экспертной оценки транспортных средств, технического осмотра транспортного средства осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (1.3.4.е).

Таким образом, если стоимость винилового держателя входит в стоимость предоставленных услуг по проверке технического состояния транспортного средства, расходы необходимо осуществлять по указанному коду.

 

3. Об определении понятия технического обслуживания систем газоснабжения и технического обслуживания оборудования

Согласно приказу Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 1 октября 1997 года № 254 «Об утверждении Правил безопасности систем газоснабжения Украины», зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины в 15.05.98 г. под № 318/2758, система газоснабжения — газопроводы и сооружения на них (включая межпоселковые). Газовое оборудование жилых и общественных домов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, предприятий коммунально-бытового обслуживания населения производственного характера, ГНС, ГНП, ПСБ, АГЗС, резервуарных, геотермальных групповых и индивидуальных установок ЗВГ.

Техническое обслуживание — системы обходов (осмотров), ремонтов, позволяющих содержать оборудование в исправном состоянии. При техническом обслуживании осуществляют контроль технического состояния, проверку на загазованность, выявление выхода газа, очистка, смазка, регулирование и другие операции по поддержанию работоспособности и исправности газопроводов, ГРП, электрохимзащиты, сигнализации, оборудования ГРП, ГНС, ГНП и АЗГС, газоиспользуемых установок и газовых приборов.

Инструкцией определено, что расходы на техническое обслуживание и содержание в надлежащем состоянии (кроме ремонта) систем уличного освещения, внутренних и наружных сетей тепло-, водо-, газоснабжения и водоотведения и т. п. производятся по КЭКР 1165 «Оплата прочих коммунальных услуг» (1.6.5.б).

 

4. Об арендной плате

Если на балансе распорядителя бюджетных средств находится здание, помещение которого арендует другое бюджетное учреждение, арендодатель заключает с арендатором договор аренды в соответствии с Типовым договором аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности (далее — договор аренды), утвержденным приказом Фонда государственного имущества Украины от 23.08.2000 г. № 1774, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 21.12.2000 г. под № 931/5152 (далее — приказ).

В соответствии с пунктом 5.13 договора аренды арендатор обязан осуществлять расходы, связанные с содержанием арендованного имущества. А если помещениями пользуются и арендатор, и балансодержатель (как это в основном и происходит), то арендатор принимает участие в содержании соответствующих помещений (в соответствующей пропорции). Между арендатором и балансодержателем заключается договор согласно Примерному договору о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставлении коммунальных услуг арендатору, утвержденному приказом.

Согласно договору аренды арендодатель имеет право поручить арендатору оплатить стоимость услуг, связанных с содержанием арендованного имущества, непосредственно коммунальным или жилищно-коммунальным предприятиям.

Арендодатель распределяет между арендаторами расходы на содержание помещений в зависимости от наличия, количества, мощности, времени работы электроприборов, системы тепло- и водоснабжения, канализации по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру арендованной организациями площади. Арендодатель предоставляет арендаторам счета для оплаты арендной платы, услуг охраны помещения, коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, электроэнергия, другие коммунальные услуги — вывоз мусора, обслуживание лифтов) и других услуг, связанных с содержанием помещений, арендаторы оплачивают их согласно экономической сути платежа.

Применение кодов экономической классификации расходов зависит от экономической сути платежа и условий заключенных договоров.

Если арендодатель имеет право на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, то плата за эти услуги должна зачисляться как собственные поступления — плата за услуги, предоставляемые бюджетным учреждением, на счета, предназначенные для зачисления в специальный фонд государственного бюджета собственных поступлений распорядителей бюджетных средств. При этом предоставление таких услуг должно предусматриваться законодательством (абз. 3 ч. 4 статьи 13 Бюджетного кодекса Украины).

Собственные поступления бюджетных учреждений за счет поступлений от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями, используются на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности (абз. 15 ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины).

Если арендодатель не имеет права на предоставление указанных выше услуг, то арендатор может возместить только расходы на содержание помещений, понесенные арендодателем.

В случае возмещения расходов арендатором средства поступают на регистрационные счета арендодателя по КЭКР 0000. По операциям текущего года средства зачисляются как возмещение осуществленных расходов и относятся на восстановление кассовых расходов. В зависимости от проведенных операций корректируются фактические расходы.

В соответствии с бюджетным законодательством право бюджетных учреждений на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего года, прекращается 31 декабря текущего года. В случае поступления средств на регистрационный счет по общему фонду по КЭКР 0000 по операциям, осуществленным в прошлых бюджетных периодах, полученные средства направляются в доход государственного бюджета.

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСКАЗНАЧЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ О ПРИМЕНЕНИИ КЭКР

В данном письме Госказначейская служба разъясняет порядок применения КЭКР по отдельным вопросам, некоторые из которых уже рассматривались на страницах нашего издания. Заметим, что в этом письме Госказначейская служба ссылается на Инструкцию по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденную приказом Госказначейства от 25.11.2008 г. № 495, которая в настоящее время утратила силу. Вместо этого документа начиная с 17.04.2012 г. бюджетные учреждения руководствуются Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 15). Поэтому рассмотрим комментируемое письмо с учетом требований Инструкции № 333.

1. Проценты годовых, начисленные при оплате электроэнергии.

Как известно, взаимоотношения между потребителями коммунальных услуг (в том числе и бюджетными учреждениями) и поставщиками таких услуг регулируются договором о предоставлении соответствующих коммунальных услуг и специальными нормативно-правовыми актами. В отношении такого вида услуг, как электроэнергия, эти вопросы урегулированы Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением НКРЭ от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28).

В соответствии с п. 5.5 этих Правил договор о поставке электроэнергии содержит, в частности, следующие условия, являющиеся существенными и обязательными для данного вида договоренностей:

 — ответственность сторон за невыполнение условий договора и основания ее применения;

— обязательства сторон в случае нарушения договорных величин.

При заключении договора о поставке электроэнергии стороны определяют его содержание на основании Типового договора о поставке электрической энергии (далее — Типовой договор), форма которого приведена в приложении 3 к Правилам № 28.

Так, одной из обязанностей потребителей электроэнергии (к числу которых относятся и бюджетные учреждения) является оплата стоимости электрической энергии согласно условиям приложений «Порядок расчетов» и «График снятия показаний средств учета электрической энергии» (п.п. 2.3.3 Типового договора). В свою очередь поставщик электроэнергии имеет право в случае несвоевременной оплаты потребленной электрической энергии взыскивать с потребителя пеню и применять другие санкции на основании абз. 8 п. 8.1 Правил № 28.

Также п.п. 4.2.1 Типового договора предусмотрено, что за внесение платежей с нарушением сроков, определенных соответствующим приложением, потребитель уплачивает поставщику пеню в размере, который указывается в договоре (в процентах) за каждый день просрочки платежа, учитывая день фактической оплаты. Сумма пени указывается в расчетном документе отдельной строкой.

Как следует из разъяснений Госказначейской службы, представленных в комментируемом письме, если такие санкции поставщик электроэнергии взыскивает в виде процентов годовых от просроченной суммы договора, то расходы на их уплату осуществляются по тому коду, по которому должен осуществляться основной платеж, т. е. по КЭКР 1163 «Оплата электроэнергии».

Однако не совсем понятно, о каких именно процентах идет речь в комментируемом письме. Ведь в вышеуказанных положениях Правил № 28 и Типового договора речь идет о таком виде штрафных санкций, как пеня, расходы на уплату которой бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 1135. Подробно этот вопрос мы рассматривали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 21, с. 21.

2. Техосмотр и сопутствующие товары.

С целью сверки идентификационных номеров и номерных знаков транспортного средства с данными регистрационных документов, установления комплектности и фиксации его повреждений проводится обязательный технический контроль транспортных средств. Процедура проведения обязательного технического контроля и объемы проверки технического состояния транспортных средств определены Порядком проведения обязательного технического контроля и объемов проверки технического состояния транспортных средств, технического описания и образца протокола проверки технического состояния транспортного средства, утвержденным постановлением КМУ от 30.01.2012 г. № 137 (далее — Порядок № 137).

Исключение касается тех транспортных средств, которые не подлежат обязательному техническому контролю. Такие транспортные средства перечислены в ст. 35 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII и п. 1 Порядка № 137.

В случае если на балансе бюджетного учреждения учитываются транспортные средства, которые подлежат обязательному техническому контролю, то расходы, связанные с оплатой стоимости услуг по проверке технического состояния транспортного средства, с учетом стоимости винилового держателя (если его стоимость не выделена отдельной суммой), а также расходы на проведение экспертной оценки, осуществляются по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

3. Расходы на техобслуживание систем газоснабжения и оборудования.

В настоящее время к проектированию, строительству, наладке и эксплуатации систем газового снабжения выдвинуты особые требования, которые установлены Правилами безопасности систем газоснабжения Украины, утвержденными приказом Государственного комитета по надзору за охраной труда от 01.10.97 г. № 254.

Как предусмотрено указанными Правилами, на каждом объекте (к числу которых относятся также и бюджетные учреждения, на балансе которых находятся котельные с газовым оборудованием) руководителем должна быть утверждена инструкция (положение) по организации и проведению контроля за безопасной эксплуатацией газового хозяйства. В таком документе, в частности, должны быть предусмотрены периодичность и объем проведения проверок, определение состояния газопроводов, газового оборудования и приборов.

Госказначейская служба в комментируемом письме обращает внимание на то, что расходы на техническое обслуживание и содержание в надлежащем состоянии (кроме ремонта) систем уличного освещения, внутренних и внешних сетей тепло-, водо-, электро-, газоснабжения и водоотведения и т. п. осуществляются по КЭКР 1165 «Оплата прочих коммунальных услуг». Таким образом, расходы на техническое обслуживание внутридомовых систем газоснабжения и оборудования бюджетные учреждения должны осуществлять по КЭКР 1165.

Кстати, аналогичные выводы по этому вопросу были представлены в консультации специалиста Госказначейства в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 38, с. 23.

4. Расходы по арендной плате.

Вопрос, касающийся порядка расчетов за потребленные коммунальные услуги при аренде помещения, неоднократно рассматривался на страницах нашего издания. Так, на особенности оформления такого варианта расчетов за коммунальные услуги и учета полученных сумм Госказначейская служба указывала в своих письмах от 21.12.2011 г. № 17-10/1040-6806 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 7), от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 30), и в комментариях к ним мы подробно рассказывали об особенностях учета сумм полученного возмещения.

Поэтому к разъяснениям Госказначейской службы, приведенным в комментируемом письме, хотелось бы добавить всего лишь следующие важные моменты:

— арендатор должен возмещать стоимость потребленных им коммунальных услуг на тот счет (общего или специального фонда), с которого бюджетное учреждение-арендодатель осуществило расходы на их уплату. На это обращалось внимание в п.п. 10.10.3 Методических рекомендаций по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Государственной финансовой инспекции Украины от 14.12.2011 г. № 90 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 7);

— если расчеты с поставщиками коммунальных услуг осуществляет непосредственно бюджетное учреждение — арендодатель, то в соответствии с Инструкцией № 333 расходы на оплату коммунальных услуг оно осуществляет по таким кодам: КЭКР 1161 «Оплата теплоснабжения» — при оплате услуг теплоснабжения, по КЭКР 1162 «Оплата водоснабжения и водоотведения» — при оплате услуг по водоснабжению и водоотведению, по КЭКР 1163 «Оплата электроэнергии» — при оплате услуг за поставку электроэнергии, а по КЭКР 1164 «Оплата природного газа» — при оплате услуг по поставке природного газа;

— некоторым бюджетным учреждениям разрешено предоставлять коммунальные услуги как разновидность платных услуг. Перечни платных услуг, которые могут предоставлять бюджетные учреждения, утверждаются Кабинетом Министров Украины.

В частности, виды платных услуг, которые могут предоставлять учреждения и заведения образования, определены Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796. В п.п. 4 п. 7 этого Перечня предусмотрено, что учебные заведения могут предоставлять гражданам, которые пользуются услугами, указанными в п. 1 — 3 (т. е. тем, кто проживает в общежитиях учебных заведений), коммунальные услуги, услуги по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию домов и помещений, коммунальные услуги пользователям помещений и зданий, не находящихся на балансе учебных заведений.

Только в этом случае бюджетные учреждения зачисляют средства, полученные за предоставленные коммунальные услуги, на специальный счет как собственные поступления (вторая подгруппа первой группы).

Что касается тех бюджетных учреждений — арендодателей, которые не имеют права на предоставление платных коммунальных услуг, то суммы, полученные ими от арендаторов за коммунальные услуги, к собственным поступлениям бюджетных учреждений-арнедодателей не относятся, а направляются на восстановление их расходов по уплате коммунальных услуг.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше