КРИТЕРИИ ДЛЯ ОТНЕСЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОСТАВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
В соответствии п. п 14.1.138 Налогового кодекса Украины к основным средствам относятся материальные ценности, стоимость которых превышает 2500 грн., со сроком эксплуатации более одного года.
Можно ли бюджетным учреждениям руководствоваться этими критериями при отнесении материальных ценностей в состав основных средств?
Если нет, то на какой документ нужно ориентироваться при решении этого вопроса?
(Киевская обл.)
Действительно, согласно п.п. 14.1.138 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) основными средствами считаются материальные активы, которые предназначаются плательщиком налога для использования в его хозяйственной деятельности, стоимость которых превышает 2500 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более одного года (или операционный цикл, если он длиннее года).
Порядок налогового учета основных средств, установленный ст. 144 — 146 НКУ, предусматривает классификацию групп основных средств и прочих необоротных активов по 16 группам, применение 5 методов амортизации основных средств и ведение внутри каждой группы пообъектного учета.
Что касается бюджетных учреждений, то они хотя и являются плательщиками налога на прибыль (в случае когда получают прибыль от неосновной деятельности и/или доходы, подлежащие налогообложению), для них порядок налогообложения получаемых ими доходов урегулирован специальной ст. 157 НКУ. Поэтому требования к порядку отнесения материальных ценностей к составу основных средств, а также правила их учета, установленные НКУ, на бюджетные учреждения не распространяются.
Кроме того напомним, что в соответствии ст. 56 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет согласно национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета и другим нормативно-правовым актам по ведению бухгалтерского учета в порядке, установленном Минфином. Именно на этот орган возложены задачи по осуществлению государственного регулирования бухгалтерского учета, финансовой и бюджетной отчетности в Украине, разработке стратегии развития национальной системы бухгалтерского учета, определению единых методологических основ бухгалтерского учета и составления финансовой и бюджетной отчетности.
Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007-2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2007 г. № 34, предусмотрено применение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе начиная с 2013 года. Как известно, Минфином уже утвержден ряд положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, вступающих в силу с 01.01.2013 г., а также ведется работа по разработке новых нормативно-правовых актов в государственном секторе.
В настоящее время порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями урегулирован нормативно-правовыми актами Государственной казначейской службы. Эти документы действуют до тех пор, пока Минфином не будут приняты соответствующие приказы о том, что они утратили силу. На этот момент Минфин обращал внимание в письме от 16.11.2011 г. № 31-08420-06-25/28307 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 8).
Поэтому для бюджетных учреждений основным документом, определяющим методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве, является Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64).
Как определено в этой Инструкции, к основным средствам бюджетных учреждений относятся материальные активы, которые используются учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года и стоимость которых без НДС и других платежей превышает 1000 грн. за единицу (комплект).
Таким образом, на сегодняшний день бюджетные учреждения при отнесении материальных ценностей в состав основных средств руководствуются такими основными критериями:
— стоимостный — предельная стоимость за единицу превышает 1000 грн. (без учета НДС);
— срок полезного использования (эксплуатации) — превышает один год.
Также отметим, что эти критерии являются определяющими для бюджетных учреждений при отнесении расходов на приобретение тех или иных материальных ценностей по соответствующим КЭКР текущих и капитальных расходов.
В связи с этим напомним, что начиная с 17.04.2012 г. распорядители бюджетных средств при применении КЭКР руководствуются Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 15). Кстати, бюджетные учреждения не должен смущать тот факт, что в данном документе теперь отсутствует определение основных средств. Ведь эти и другие вопросы, касающиеся порядка оприходования, начисления износа и эксплуатации основных средств урегулированы Инструкцией № 64.
Следовательно, если приобретаемые или получаемые бесплатно материальные ценности соответствуют вышеуказанным критериям, бюджетные учреждения должны зачислять такие объекты в состав основных средств и осуществлять расходы на их приобретение по КЭКР 2100.