УЧЕТ МАЛОЦЕННЫХ НЕОБОРОТНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Наше учреждение закупило в этом месяце за счет бюджетных средств ковровую дорожку, шторы и занавески, расходы на приобретение которых осуществлены по КЭКР 1131 (стоимость этих материальных ценностей не превышает 1000 грн.).
Просим рассказать о порядке отражения этих предметов в бухгалтерском учете, в частности: на каком балансовом счете следует учитывать ковры, шторы и занавески, а также какими документами оформлять операции по их поступлению и движению?
(г. Харьков)
В первую очередь отметим, что согласно п.п. 6 п. 3.3 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), ковры и портьеры стоимостью до 1000 грн. (без НДС), относятся к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА).
В соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, для учета малоценных необоротных предметов, срок эксплуатации которых превышает 1 год, предусмотрен субсчет 113 «Малоценные необоротные материальные активы».
При этом следует иметь в виду, что учет всех необоротных активов (в том числе и малоценных) ведется в полных гривнях, без копеек. Сумма копеек, уплаченных при приобретении необоротных активов, относится на расходы учреждения (п. 1.20 Инструкции № 64).
Что касается документального оформления операций по поступлению МНМА, то согласно п. 6.3 Инструкции № 64 принятие необоротных активов в бюджетных учреждениях осуществляется на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). Этот документ также применяется при оприходовании МНМА. Для приемки объектов приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая составляет акт в 2-х экземплярах: один — для сдающего учреждения, второй — для принимающего учреждения. Акт утверждается руководителем учреждения. Кроме того, разрешается оформление приемки отдельных предметов необоротных активов непосредственно на основании документов, которые служат основанием для получения ценностей (счетов-фактур, накладных и т. п.).
Для оформления приемки нескольких объектов однотипных необоротных активов, имеющих одинаковую стоимость (хозяйственный инвентарь, инструменты, оборудование, белье, постельные принадлежности и др.), может составляться общий акт приемки необоротных активов.
Обращаем внимание, что с целью организации учета и обеспечения контроля за сохранностью необоротных активов ведется их учет в инвентарных карточках. В частности, согласно с п. 6.13 Инструкции № 64 для учета МНМА применяются Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет), в которых учет ведется в разрезе материально ответственных лиц, предметов одного наименования, качества материала и цены с указанием номенклатурного номера. Так, для МНМА устанавливаются номенклатурные номера, имеющие 7 знаков. Первые 3 знака обозначают субсчет, 4 — подгруппу и 3 последних знака — порядковый номер предмета в подгруппе. При этом для предметов одного наименования, качества материала и цены устанавливается один номенклатурный номер. Предметы маркируются специальным штампом несмывающейся краской. Такой штамп должен содержать наименование учреждения, а при сдаче предметов в эксплуатацию — еще и год и месяц выдачи. Номенклатурные номера, присвоенные объектам необоротных активов, сохраняются за ними в течение всего периода нахождения их в соответствующем учреждении.
Заметим, что согласно приказу Главного архивного управления при КМУ «Об утверждении Перечня типовых документов» от 20.07.98 г. № 41 срок хранения инвентарных карточек после ликвидации необоротных активов составляет 3 года.
Следует также обратить внимание на порядок начисления износа на прочие необоротные материальные активы (в том числе на МНМА), который характеризуется определенными особенностями. В частности, п. 7.7 Инструкции № 64 предусмотрено, что износ МНМА начисляется в первом месяце передачи в использование такого объекта в размере 50 % его первоначальной стоимости и остальные 50 % первоначальной стоимости — в месяце его ликвидации (списания с баланса).
С целью ведения оперативного учета начисления износа на прочие необоротные активы и упрощения работы в конце года учреждения могут вести в течение года разработанные собственными силами внутренние ведомости учета износа или использовать Ведомость начисления износа на основные средства типовой формы № ОЗ-12 (бюджет). В начале года в ведомость заносят все прочие необоротные активы, на которые был начислен износ на начало года (данные о первоначальной стоимости и начисленном износе с учетом проведенной индексации). В течение года в такие ведомости заносятся сведения о вводе в эксплуатацию и выбытии объектов прочих необоротных материальных активов. В конце года составляется сводная ведомость типовой формы № ОЗ-12 (бюджет) по всем субсчетам и определяется сумма износа на конец года.
Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114 , для учета износа прочих необоротных активов предусмотрен субсчет 132 « Износ прочих необоротных материальных активов».
Выдача МНМА со склада проводится по накладным (требованиям), которые подписываются руководителем учреждения (п. 6.28 Инструкции № 64). Причем на практике в эти накладные может добавляться строка «Начислено 50 % износа в связи с введением в эксплуатацию в размере __грн.». В таком случае эта накладная будет основанием для осуществления записей в мемориальном ордере формы № 274 по Дт 401 и Кт 132.
Списание МНМА в результате их выбытия (ликвидации, реализации и т. п.) осуществляется на основании соответствующих подтверждающих документов и Акта на списание основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).
При отражении операций по поступлению и движению МНМА на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться прежде всего нормами Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61.
Рассмотрим основную корреспонденцию субсчетов по учету МНМА:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | |
дебет | кредит | ||
1 | Оприходованы приобретенные за счет средств общего фонда МНМА (сумма без копеек и без НДС) | 113 | 364 (675) |
Одновременно проведена запись на создание фонда в необоротных активах (без копеек и без НДС) | 801 (802) | 401 | |
2 | Списана сумма НДС | 801 (802) | 364 (675) |
3 | Списаны суммы копеек с приобретенных МНМА | 801 (802) | 364 (675) |
4 | Начислено 50 % износа при введении в эксплуатацию МНМА | 401 | 132 |
5 | Списаны МНМА в результате их непригодности: | ||
— начислена вторая половина (50 %) износа МНМА | 401 | 132 | |
— списана первоначальная стоимость | 401 | 113 | |
— списана общая сумма износа МНМА | 132 | 401 |
Все документы аналитического учета МНМА систематизируются в хронологической последовательности осуществления операций и оформляются мемориальным ордером № 9 (форма № 438 (бюджет)), который является накопительной ведомостью о выбытии и перемещении необоротных активов.
Кроме того, для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости по каждой группе субсчетов. Итоги оборотов и остатков каждого субсчета оборотных ведомостей сверяются с итоговыми данными по соответствующим синтетическим счетам Журнала-главной книги.