Темы статей
Выбрать темы

Передача основных средств на правах хозяйственного ведения

Редакция ББ
Ответы на вопросы

О ПЕРЕДАЧЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРАВАХ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

Нашим бюджетным учреждением согласно распоряжению городского головы было передано коммунальному учреждению на праве хозяйственного ведения газовые котлы стоимостью 11600 грн. Через 3 месяца на основании очередного решения горсовета коммунальное учреждение вернуло указанные выше материальные ценности бюджетному учреждению с указанием в сопроводительных документах их стоимости в размере 19000 грн. Такое увеличение стоимости котлов было объяснено тем, что коммунальное учреждение произвело их ремонт.

Имело ли право коммунальное учреждение увеличивать стоимость переданных ему необоротных активов и какие подтверждающие документы оно должно предоставить бюджетному учреждению при возврате этих котлов? Каким образом следует отразить данную операцию в бухгалтерском учете бюджетного учреждения?

(Львовская обл.)

 

Понятие права хозяйственного ведения закреплено в Хозяйственном кодексе Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ). Так, согласно ч. 1 ст. 136 ХКУ право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочия распоряжения в отношении отдельных видов имущества с согласия собственника.

При этом собственник имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за субъектом предпринимательства, осуществляет контроль за использованием и хранением надлежащего ему имущества непосредственно или через уполномоченный им орган, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность предприятия (ч. 2 ст. 136 ХКУ).

С юридической точки зрения право хозяйственного ведения является правовой формой реализации права государственной и коммунальной собственности специально созданными субъектами различных организационно-правовых форм, которые в установленном порядке приобретают статус юридического лица. Эти юридические лица получают определенную совокупность прав и обязанностей, которые дают им возможность осуществлять функции собственника, тогда как собственником их имущества фактически остается государство или соответствующая территориальная громада. Субъектами права хозяйственного ведения прежде всего являются предприятия и организации государственной и коммунальной форм собственности. В частности, ч. 3 ст. 78 ХКУ предусмотрено, что имущество за коммунальными предприятиями закрепляется на праве хозяйственного ведения (коммунальное коммерческое предприятие) либо на праве оперативного управления (коммунальное некоммерческое предприятие). Исходя из этого можно сделать вывод, что в вашем случае речь идет именно о коммунальном коммерческом предприятии.

Кстати, Минфин в письме от 23.10.2009 г. № 31-34000-20-21/28576 подчеркивал, что полученные на праве хозяйственного ведения коммунальным коммерческим предприятием основные средства зачисляются на баланс по дебету счета учета необоротных активов, если иное не указано в распорядительном акте по передаче имущества.

Поэтому после зачисления на баланс имущества, переданного бюджетным учреждением, коммунальное предприятие может самостоятельно принять решение о ремонте, дооборудовании, модернизации или реконструкции такого имущества и, как следствие, увеличении его стоимости при условии, что это не противоречит распорядительному акту на передачу. Причем никаких подтверждающих документов, касающихся оснований для увеличения стоимости котлов их предыдущим собственникам (бюджетному учреждению), коммунальное предприятие подавать не обязано.

Не следует также забывать о том, что согласно п. 14 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 27.04.2000 г. № 92, нормы которого распространяются и на коммерческие коммунальные предприятия, первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством.

В то же время п.п. 146.11 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI предусмотрено, что первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция), что приводит к росту будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объектов в сумме, превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных средств, подлежащих амортизации, на начало отчетного налогового года с отнесением суммы улучшения на объект основного средства, в отношении которого осуществляются ремонт и улучшение. Иначе говоря, коммунальное предприятие, получившее на праве хозяйственного ведения котлы от бюджетного учреждения, имело полное право увеличить стоимость этих объектов на сумму расходов, связанных с их ремонтом и улучшением.

Что же касается документального оформления и отражения в бухгалтерском учете возврата бюджетному учреждению котлов, которые ранее были переданы коммунальному предприятию на праве хозяйственного ведения, то данную хозяйственную операцию следует рассматривать как безвозмездное получение бюджетным учреждением необоротных активов.

Соответственно, оприходование на баланс бюджетного учреждения необоротных активов (в данном случае котлов) согласно пп. 6.3 п. 6 Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), проводится на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). Оформление приемки необоротных активов также разрешается непосредственно на основании документов, ставших основанием для получения ценностей (счетов-фактур, накладных и т. п.). По объекту, бывшему в эксплуатации, указывается сумма износа. Для приемки объектов основных средств приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая составляет акт в двух экземплярах. Акт утверждается руководителем учреждения. После оформления акт вместе с технической документацией, касающейся данного объекта, передается в бухгалтерию.

Необходимо также учитывать, что необоротные активы, полученные безвозмездно от других учреждений, зачисляются на баланс учреждения по первоначальной (восстановительной) стоимости передавшего их учреждения с приведением начисленной суммы износа за полное количество календарных месяцев их нахождения в эксплуатации (п.п. 1.24 п. 1 Инструкции № 64). То есть бюджетное учреждение должно оприходовать на баланс полученные от коммунального предприятия котлы по стоимости, указанной в сопроводительных документах (в этом случае — 19000 грн.), а также отразить в бухгалтерском учете сумму износа, указанную в документах на передачу котлов.

Основные принципы отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета определены Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61, а также Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным совместным приказом Минфина и Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114. Поэтому при внесении записей в учетные регистры бюджетные учреждения должны руководствоваться прежде всего нормами этих нормативных актов.

Порядок отражения в бухгалтерском учете безвозмездного поступления основных средств рассмотрим на условном примере.

Пример. Бюджетное учреждение безвозмездно получило газовые котлы, которые ранее уже использовались в течение двух лет. По данным коммунального учреждения, передающего котлы, их первоначальная (восстановительная) стоимость составляет 19000 грн., а сумма начисленного на момент передачи износа — 3800 грн.

При оприходовании безвозмездно полученных основных средств в бухгалтерском учете бюджетного учреждения следует сделать такие записи:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы безвозмездно полученные газовые котлы

324

712

19000

364

324

19000

104

364

19000

Одновременно отражено формирование фонда в необоротных активах

812

401

19000

2

Отражена сумма износа безвозмездно полученных газовых котлов, ранее бывших в эксплуатации

401

131

3800

 

Ввиду того что эта операция предусматривает возникновение доходов специального фонда, то для отражения в учете безвозмездного получения основных средств необходимо использовать мемориальный ордер № 14 «Накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений», причем в соответствии с требованиями Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядка их составления, утвержденной приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68, для каждого вида доходов специального фонда целесообразно открывать отдельные мемориальные ордера (№ 14-1, 14-2, 14-3 и т. д.). Одновременно эта хозяйственная операция отражается и в мемориальном ордере № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с другими дебиторами».

Также напомним о необходимости представления бюджетным учреждением, получившим материальные ценности в натуральной форме, в орган Госказначейства Справки о поступлении в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

В конце месяца итоговые обороты по каждому мемориальному ордеру подсчитываются и в виде соответствующей корреспонденции счетов переносятся в книгу «Журнал-главная».

Вместе с тем поступления в натуральной форме и кассовые расходы обязательно должны отражаться в месячной и квартальной отчетности формы № 4-2д № 4-2м «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по другим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений».

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше