Темы статей
Выбрать темы

О должностных обязанностях ассистента

Редакция ББ
Письмо от 25.09.2012 г. № 1/9-675

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

О ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЯХ АССИСТЕНТА УЧИТЕЛЯ

Письмо от 25.09.2012 г. № 1/9-675

(извлечение)

 

Министерство образования и науки, молодежи и спорта направляет для практического использования ориентировочные квалификационные характеристики ассистента учителя в классе с инклюзивным обучением, которые разработаны в связи с введением указанной должности в Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Министерства образования и науки от 06.12.2010 г. № 1205, зарегистрированным в Министерстве юстиции 22 декабря 2010 г. под № 1308/18603.

<…>

 

Заместитель Министра Б. Жебровский

 

Приложение
 к письму МОНмолодежьспорта
от 25.09.2012 г. № 1/9-675

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АССИСТЕНТА УЧИТЕЛЯ

Должностные обязанности

Обеспечивает социально-педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями: вместе с учителем класса выполняет учебные, воспитательные, социально-адаптационные мероприятия, внедряя эффективные формы их проведения, помогает ребенку в выполнении учебных заданий, привлекает учащегося к различным видам учебной деятельности; в составе группы специалистов участвует в разработке и выполнении индивидуальной программы развития ребенка; адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Осуществляет функции:

— организационную:

помогает в организации учебно-воспитательного процесса в классе с инклюзивным обучением; оказывает помощь учащимся с особыми образовательными потребностями в организации рабочего места; проводит наблюдение за ребенком с целью изучения его индивидуальных особенностей, наклонностей, интересов и потребностей; помогает концентрировать внимание, способствует формированию саморегулирования и самоконтроля учащегося; сотрудничает со специалистами, непосредственно работающими с ребенком с особыми образовательными потребностями и принимающими участие в разработке индивидуальной программы развития. Обеспечивает вместе с другими работниками здоровые и безопасные условия обучения, воспитания и труда. Ведет установленную педагогическую документацию;

— учебно-развивающую:

сотрудничая с учителем класса, предоставляет образовательные услуги, направленные на удовлетворение образовательных потребностей учащихся; осуществляет социально-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями, заботится о профессиональном самоопределении и социальной адаптации учащихся. Способствует развитию детей с особыми образовательными потребностями, улучшению их психоэмоционального состояния. Стимулирует развитие социальной активности детей, способствует выявлению и раскрытию их способностей, талантов, одаренности путем их участия в научном, техническом, художественном творчестве. Создает учебно-воспитательные ситуации, обстановку оптимизма и уверенности в своих силах и будущем;

— диагностическую:

совместно с группой специалистов, разрабатывающих индивидуальную программу развития, изучает особенности деятельности и развития детей с особыми образовательными потребностями, оценивает учебные достижения учащегося; оценивает выполнение индивидуальной программы развития, изучает и анализирует динамику развития учащегося;

— прогностическую:

на основе изучения актуального и потенциального развития ребенка участвует в разработке индивидуальной программы развития;

— консультативную:

постоянно общается с родителями, оказывая им необходимую консультативную помощь; информирует учителя класса и родителей о достижениях учащегося.

Соблюдает педагогическую этику, уважает достоинство личности ребенка, защищает его от любых форм физического или психического насилия.

Постоянно повышает свой профессиональный уровень, педагогическое мастерство, общую культуру.

 

Должен знать

Основы законодательства Украины об образовании, социальной защите; международные документы о правах человека и ребенка; государственные стандарты образования; нормативные документы по вопросам обучения и воспитания; современные достижения науки и практики в области педагогики; психолого-педагогические дисциплины; особенности развития детей с особыми образовательными потребностями разного возраста; эффективные методы, формы и приемы работы с детьми, применяя индивидуальный и дифференцированный подход; уровни адаптации учебной и физической нагрузки; методы использования современных технических средств и оборудования; основы работы с общественностью и семьей; этические нормы и правила организации обучения и воспитания детей; нормы и правила ведения педагогической документации.

 

Должен уметь

Применять профессиональные знания в практической деятельности, осуществлять педагогическое сопровождение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивного обучения; совместно с другими специалистами составлять и реализовывать индивидуальную программу развития ребенка; вести наблюдение и анализировать динамику развития учащегося; налаживать межличностные отношения между всеми субъектами учебно-воспитательной деятельности; заниматься посреднической деятельностью в сфере воспитания и социальной помощи.

 

Должен иметь

Развитые коммуникативные и организационные способности, способность сочувствовать, сопереживать; ценностные ориентации, направленные на развитие человека как личности и наивысшей ценности общества, на творческую педагогическую деятельность; навыки решения конфликтных ситуаций.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИнСПЕКЦИИ

МОНМС РЕКОМЕНДУЕТ ВМЕСТО АССИСТЕНТА УЧИТЕЛЯ
ВВОДИТЬ ДОЛЖНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

С целью реализации права детей с особыми образовательными потребностями на образование, их социализации и интеграции в общество, в общеобразовательных учебных заведениях внедряется инклюзивное обучение.

Образовательные услуги предоставляются детям с особыми образовательными потребностями общеобразовательными учебными заведениями в классах с инклюзивным обучением (для детей с недостатками физического и психического развития, в том числе детей-инвалидов) с применением личностно-ориентированных методов обучения и с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей.

Согласно п. 14 Порядка организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденного постановлением КМУ от 15.08.2011 г. № 872, личностно-ориентированное направление учебно-воспитательного процесса обеспечивает ассистент учителя, который принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

01.09.2012 г. вступили в силу Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты № 1205). Данным приказом предусмотрено, что в общеобразовательных учебных заведениях с инклюзивным обучением может вводиться дополнительная должность воспитателя (ассистента учителя) для работы с учащимися с особыми образовательными потребностями из расчета 0,5 ставки на класс, в котором учатся такие дети.

Заметим, что Классификатором профессий ДК 003:2010, утвержденным приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327, предусмотрены такие профессиональные названия работы, как:

— воспитатель (код 3340 «Другие специалисты в области образования»);

— ассистент учителя (код 3340 «Другие специалисты в области образования»).

Комментируя Типовые штаты № 1205 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 19), мы обращали внимание, что на тот момент не были внесены изменения в нормативные документы относительно определения статуса ассистента учителя и оплаты труда такого работника.

Следует отметить, что частично этот вопрос был решен принятием постановления КМУ «О внесении изменений в постановления Кабинета Министров Украины от 14 апреля 1997 г. № 346 и от 14 июня 2000 г. № 963» от 18.07.2012 г. № 635, которым должность ассистента учителя общеобразовательного учебного заведения по инклюзивному и интегрированному обучению внесена в:

Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963;

разд. III приложения к Порядку предоставления ежегодного основного отпуска длительностью до 56 календарных дней руководящим работникам учебных заведений и учреждений образования, учебных (педагогических) частей (подразделений) других учреждений и заведений, педагогическим, научно-педагогическим работникам и научным работникам, утвержденному постановлением КМУ от 14.04.97 г. № 346.

Однако основные вопросы, связанные с оплатой труда ассистента учителя, в частности, определение должностного оклада, проведение аттестации, установление педагогической нагрузки и т. п., на сегодняшний день не урегулированы.

В связи с этим МОНМС в письме от 28.09.2012 г. № 1/9-694 (см. с. 16 этого номера) рекомендует вместо должности ассистента вводить в штатное расписание должность воспитателя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным обучением.

Напомним, что п. 2 приказа Минобразования «Об утверждении Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений» от 06.12.2010 г. № 1205 руководителям учебных заведений предоставлено право в случае необходимости вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные штатными нормативами для данного заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период.

Как известно, воспитатель общеобразовательного учебного заведения подлежит обязательной аттестации в порядке, установленном Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930. По итогам аттестации определяются соответствие воспитателя занимаемой должности, уровень его квалификации, ему могут присваиваться квалификационные категории и педагогическое звание.

Воспитателю устанавливается должностной оклад на уровне: специалиста без категории — 8 — 9 тарифных разрядов, второй категории — 10 тарифного разряда, первой категории — 11 тарифного разряда, высшей категории — 12 тарифного разряда (приложение 6 к приказу Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557). Кроме того, укажем, что в соответствии с п. 29 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), педагогическим работникам общеобразовательных учебных заведений (или при наличии в них групп) для детей, нуждающихся в коррекции физического и/или умственного развития, должностные оклады (ставки заработной платы) повышаются на 25 %. Напомним, что согласно п. 28 Инструкции № 102 в учреждениях образования общего типа, имеющих классы (группы) специального назначения (с особым режимом), оплата труда педагогических работников и помощников воспитателей по повышенным ставкам (окладам) производится только за время работы в этих классах (группах).

Как подчеркнуло МОНМС в комментируемом письме, педагогическая нагрузка воспитателя в классе с инклюзивным обучением на основании ст. 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV (далее — Закон № 651) и Инструкции № 102 составляет 30 ч в неделю. Со своей стороны отметим следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона № 651 общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе специальные и инклюзивные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями. При этом, на основании ст. 25 Закона № 651 педагогическая нагрузка воспитателя общеобразовательной специальной школы составляет 25 ч в неделю, что составляет тарифную ставку. Также согласно п.п. «е» п. 64 Инструкции № 102 педагогическая нагрузка воспитателей специальных учебно-воспитательных учреждений (групп) для детей и подростков с недостатками в физическом или умственном развитии составляет 25 ч в неделю.

Таким образом считаем, что педагогическая нагрузка воспитателя класса с инклюзивным обучением для детей с особыми образовательными потребностями (детей с недостатками физического и психического развития, в том числе детей-инвалидов) должна составлять 25 ч в неделю.

Также в комментируемом письме МОНМС подчеркнуло, что воспитатель общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным обучением, как педагогический работник, имеет право на:

— установление надбавки за выслугу лет при наличии соответствующего стажа;

— получение надбавки за престижность труда;

— 56-дневную продолжительность ежегодного основного отпуска;

— получение помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного основного отпуска, ежегодное вознаграждение за добросовестный труд, право на назначения пенсии за выслугу лет при наличии специального стажа.

Должностные обязанности воспитателя общеобразовательного учебного заведения с инклюзивным обучением разрабатываются и утверждаются директором этого заведения на основании ориентировочных функциональных обязанностей воспитателя (ассистента учителя), рекомендованных МОНмолодежьспорта письмом от 25.09.2012 г. № 1/9-675 (см. с. 17 этого номера).

Действительно, рекомендации МОНмолодежьспорта являются единственным выходом из сложившейся ситуации. Однако надеемся, что в скором времени профильное Министерство примет меры по решению вопросов оплаты труда ассистента учителя, поскольку должностные обязанности и условия работы воспитателя и ассистента учителя не равнозначны.

 

Светлана МЕРЕНКОВА,
 ведущий государственный финансовый инспектор
Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше