Темы статей
Выбрать темы

О распределении рабочего времени у практических психологов и социальных педагогов

Редакция ББ
Письмо от 26.09.2012 г. № 1/9-683

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

О РАСПРЕДЕЛЕНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ У ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ И СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Письмо от 26.09.2012 г. № 1/9-683

 

Учитывая многочисленные запросы с мест, Министерство предоставляет разъяснения по распределению рабочего времени практических психологов и социальных педагогов.

Деятельность психологической службы системы образования осуществляется согласно статьям 21 и 22 Закона «Об образовании» и Положению о психологической службе системы образования Украины, утвержденному приказом Министерства образования и науки Украины от 02.07.2009 г. № 616, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 23.07.2009 г. под № 687/16703.

В соответствии со статьей 50 Кодекса законов о труде Украины продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 часов в неделю. Предприятия и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать норму продолжительности рабочего времени меньше предусмотренной в части первой этой статьи (статья 50 с изменениями, внесенными согласно законам Украины от 20.03.91 г. № 871-XII и от 17.11.93 г. № 3610-XII).

Педагогическая нагрузка учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников определена Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, согласованным с Минтруда, ЦК профсоюза работников образования и науки Украины, Минфином и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 27 мая 1993 г. под № 56 (с изменениями).

В соответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20.12.93 г. № 455 (с изменениями), в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы. Поэтому практическому психологу следует отвести 20 часов для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. п.) и 20 часов — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление заключений и т. п.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 64 подраздела А раздела VI приказа МОН Украины от 15.04.93 г. № 102 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования» с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства образования и науки от 24.02.2005 г. № 118, «ставки заработной платы (должностные оклады) учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников выплачиваются: за 3 часа педагогической (преподавательской) работы в день (18 часов в неделю): …практическим психологам специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)… Норма часов на ставку установлена исходя из 6-дневного режима работы». При этом специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) определяется как общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития (п. 1 ст. 9 Закона «Об общем среднем образовании» от 13 мая 1999 г. № 651-XIV).

Просим довести содержание письма до руководителей учебных заведений.

 

Заместитель Министра
Б. Жебровский

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ

РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
И СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

В комментируемом письме МОНмолодежьспорта предоставило разъяснения относительно распределения рабочего времени практического психолога и социального педагога учебных заведений.

Как известно, рабочее время — это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять свои трудовые обязанности.

Частью 1 ст. 50 КЗоТ определено: нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю. В комментируемом письме МОНмолодежьспорта со ссылкой на ч. 2 ст. 50 КЗоТ указало: учреждения и организации при заключении коллективного договора могут устанавливать меньшую норму продолжительности рабочего времени, чем предусмотрено в ч. 1 ст. 50 КЗоТ. Однако сразу предостережем: меньшая норма продолжительности рабочего времени в учреждениях, финансируемых из бюджетов (государственного или местных), не может устанавливаться. Это допускается только на предприятиях и в организациях, работающих на условиях хозрасчета (самофинансирование).

Для отдельных категорий работников сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается законодательством (ст. 51 КЗоТ). К таким категориям относятся педагогические работники, которыми согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, являются практический психолог и социальный педагог.

Вместе с тем для педагогических работников законодательством не определена конкретная продолжительность рабочего времени в неделю. В основе их рабочего времени лежит педагогическая нагрузка, которая составляет тарифную ставку. Однако это утверждение касается практических психологов (социальных педагогов) только частично.

Согласно п. 4.6 Положения о психологической службе системы образования Украины, утвержденного приказом Минобразования от 01.05.99 г. № 127 (далее — Положение № 127), продолжительность рабочей недели практического психолога и социального педагога определяется действующим законодательством с учетом типа учебного заведения. Рассмотрим по порядку.

 

Общеобразовательное учебное заведение

Законом Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV педагогическая нагрузка практического психолога и социального педагога общеобразовательного учебного учреждения не определена, за исключением практических психологов специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов), для которых педагогическая нагрузка составляет 18 ч в неделю, что соответствует тарифной ставке — п.п. «а» п. 64 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).

Поскольку педагогическая нагрузка практического психолога (социального педагога) не определена, то следует исходить из общей нормы ст. 50 КЗоТ, согласно которой продолжительность рабочей недели в нормальных условиях составляет 40 ч.

Однако следует помнить, что рабочее время работников заведений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно: подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и другую работу. Так, согласно п. 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455, в пределах рабочего дня педагогические работники заведения образования должны выполнять все виды учебно-методической работы в соответствии с должностью, учебным планом.

Исходя из этого, МОНмолодежьспорта в комментируемом письме указало, что из 40-часовой рабочей недели практическому психологу (социальному педагогу) стоит отвести:

— 20 ч — для непосредственной работы с участниками учебно-воспитательного процесса (индивидуальная и групповая психодиагностика, консультирование учащихся, учителей, родителей, коррекционно-развивающая работа и т. д.);

— 20 ч — на подготовку к проведению социально-психологических мероприятий (занятий, тренингов, деловых игр), обработку результатов исследований, оформление выводов и т. п.

Следует отметить: аналогичное требование ранее содержал п. 4.6 Положения № 127, однако с 03.08.2009 г. оно было исключено, когда приказом Минобразования от 02.07.2009 г. № 616 это Положение было изложено в новой редакции.

В связи с этим на сегодняшний день распределение педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) в течение недели, предлагаемое в комментируемом письме, — только рекомендации МОНмолодежьспорта.

Напомним: согласно п. 63 Инструкции № 102 педагогическая нагрузка между педагогическими работниками распределяется руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, которые сложились в заведении. Поэтому в зависимости от этих условий пропорция распределения педагогической нагрузки и другой деятельности практическому психологу (социальному педагогу) может быть и другой (например, 22 ч /18 ч), однако при этом продолжительность их рабочей недели должна быть установлена в размере 40 ч.

Аналогичный подход может применяться к распределению рабочего времени практических психологов и социальных педагогов, которые работают в системе внешкольного и профессионально-технического образования, поскольку для них нормативными документами также не определена педагогическая нагрузка.

Дошкольное учебное заведение

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III (далее — Закон № 2628) педагогическая нагрузка педагогического работника в сфере дошкольного образования — это время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая нагрузка педагогических работников дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типа и формы собственности определена ч. 3 ст. 30 Закона № 2628. Так, педагогическая нагрузка составляет:

— практического психолога и социального педагога дошкольного учебного заведения — 40 ч в неделю;

— практического психолога дошкольного учебного заведения (ясли-сад) компенсирующего типа — 20 ч в неделю,

что соответствует тарифной ставке.

Как подчеркнуло Минобразования в письме от 15.06.2011 г. № 2/2-15-1461 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 47), в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа Законом № 2628 не предусмотрено уменьшение педагогической нагрузки практического психолога, а значит, объем такой нагрузки составляет 40 ч в неделю. В свою очередь, отметим, что также не предусмотрено уменьшение педагогической нагрузки практических психологов в дошкольных учебных заведениях комбинированного типа и в п. 64 Инструкции № 102.

Обратите внимание: Законом № 2628 установлена именно педагогическая нагрузка, а не продолжительность рабочей недели. При этом поскольку согласно ст. 50 КЗоТ нормальная продолжительность рабочего времени работников не может превышать 40 ч в неделю, можно сделать вывод, что продолжительность рабочей недели практического психолога дошкольного учебного заведения равняется его педагогической нагрузке. В то же время считаем, что этот вопрос недостаточно урегулирован на законодательном уровне, и педагогическая нагрузка (непосредственный учебно-воспитательный процесс) не может составлять 40 ч в неделю, а также должна соблюдаться пропорция, как предложено в комментируемом письме.

 

Светлана МЕРЕНКОВА,
 ведущий государственный финансовый инспектор
 Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше