Темы статей
Выбрать темы

Особенности списания основных средств учреждениями, содержащимися за счет местного бюджета

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОСОБЕННОСТИ СПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, СОДЕРЖАЩИМИСЯ ЗА СЧЕТ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Руководство коммунального дошкольного учебного заведения собирается списать электрическую плиту и жаровой шкаф (учет этих основных средств осуществлялся на субсчете 104 «Машины и оборудование»).

Как правильно оформить списание таких основных средств? Какие бухгалтерские проводки составляются при списании основных средств и оприходовании полученного в результате их ликвидации вторичного сырья?

(г. Харьков)

Негодные к дальнейшему использованию основные средства (утратившие свои свойства, поврежденные, морально устаревшие или физически изношенные) подлежат списанию. Однако перед тем как приступить к списанию основных средств, необходимо получить разрешение на их списание.

Так, согласно ч. 1 ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество принадлежит территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и созданные ею органы местного самоуправления.

Поэтому для каждого региона основным документом по вопросу списания коммунального имущества должно быть решение «своего» органа, уполномоченного принимать решение об управлении коммунальной собственностью. Таким образом, бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств местных бюджетов, при списании имущества должны руководствоваться прежде всего решением такого органа.

Вместе с тем п. 31 ч. 1 ст. 26 Закона № 280 предусмотрено, что отдельные полномочия по управлению имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, могут передаваться другим органам (например, руководителю бюджетного учреждения). Однако принятие решения о передаче этих полномочий, определении их рамок и условий выполнения осуществляется исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета.

Вопросами определения непригодности объектов основных средств и оформления необходимой документации на их списание занимается постоянно действующая комиссия. По результатам обследований комиссией составляются акты о списании необоротных активов по типовым формам, утвержденным совместным приказом Госкомстата и Главного управления Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, и инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

Причем Госказначейство в письме от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31) указало, что составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем бюджетного учреждения, содержащегося за счет средств соответствующего местного бюджета, и согласования в соответствии с законодательством на пленарных заседаниях соответствующего совета, уполномоченных принимать решения по управлению этими объектами коммунальной собственности непосредственно или путем передачи руководителям бюджетных учреждений соответствующих полномочий в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

Следует также учитывать, что все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного имущества, пригодные для ремонта другого имущества, а также материалы, полученные от его ликвидации, приходуются на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.) и подлежат обязательной сдаче учреждению, занимающемуся сбором такого сырья.

Изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, передаются субъектам хозяйствования, занимающимся сбором и первичной обработкой лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных согласно требованиям Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Стоимость материальных ценностей, полученных от ликвидации необоротных активов и других ценностей, определяется исходя из цены их возможного использования или реализации, которая, в свою очередь, может быть определена на основании действующих рыночных цен на аналогичные материальные ценности (можно использовать данные прайс-листов) с учетом их фактического износа. Результаты оценки таких материалов отражаются комиссией в акте об оценке. Этот документ составляется в произвольной форме, поскольку его типовая форма действующим законодательством не установлена.

С порядком отражения на счетах бухгалтерского учета списания основных средств и оприходования вторичного сырья, полученного в результате их ликвидации, можно ознакомиться в статье «Списание автомобиля: от «А» до «Я» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 25).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше