ПОВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОКЛАДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ГИМНАЗИИ
Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Повышается ли должностной оклад на 10 % таким работникам гимназии, как педагог-организатор, социальный педагог, мастер производственного обучения, воспитатель группы продленного дня?
(Житомирская обл.)
Согласно ст. 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV (далее — Закон № 651) гимназия — общеобразовательное учебное заведение II — III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем.
В своей деятельности гимназии руководствуются Конституцией Украины, Законами Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII и «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV, Положением об общеобразовательном учебном заведении, утвержденным постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 964, Инструкцией об организации и деятельности гимназии, утвержденной приказом Минобразования от 20.07.95 г. № 217 (далее — Инструкция № 217) и другими нормативно-правовыми документами. Также относительно образования и деятельности гимназий Минобразованием были предоставлены рекомендации в письмах от 28.10.2002 г. № 1/9-472 и от 10.03.2006 г. № 1/9-140.
Гимназия должна быть создана в установленном порядке и иметь соответствующие уставные документы. Устав гимназии разрабатывается на основе Примерного устава общеобразовательного учебного заведения, утвержденного приказом Минобразования от 29.04.2002 г. № 284. Устав утверждается соответствующим органом управления образованием и регистрируется местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления в установленном законодательством порядке.
В соответствии с пп. 9, 10 Инструкции № 217 гимназия создается в составе 1 — 7 классов (соответственно 5 — 11 классы средней общеобразовательной школы) для учащихся в возрасте от 10 до 17 (18) лет. В 1 класс гимназии зачисляются учащиеся, окончившие начальную школу и прошедшие конкурсный отбор.
Оплата труда педагогических работников учреждений и заведений образования, к которым относится и гимназия, осуществляется согласно Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).
Согласно п.п. «б» п. 28 этой Инструкции руководящим и педагогическим работникам гимназий должностные оклады (ставки заработной платы) повышаются на 10 %. При установлении повышения оклада за работу в гимназии следует иметь в виду следующее. Право на такое повышение будут иметь руководящие и педагогические работники тех гимназий, которые созданы в установленном порядке, отвечают определению гимназии согласно ст. 9 Закона № 651 и имеют соответствующие уставные документы.
Действительно, согласно Перечню должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963, должности педагога-организатора, социального педагога, мастера производственного обучения, воспитателя являются педагогическими.
Однако в данном случае следует разобраться, какие педагогические работники заняты учебным процессом непосредственно в гимназии.
Как мы уже упоминали выше, в гимназию зачисляются учащиеся, окончившие начальную школу, соответственно педагогические работники, занятые учебно-воспитательным процессом в начальных классах, в том числе и воспитатели группы продленного дня, являются педагогическими работниками общеобразовательной школы, а не гимназии. Следовательно, такие работники не имеют права на повышение должностных окладов на 10 % на основании п.п. «б» п. 28 Инструкции № 102.
Также заметим, что согласно пп. 16, 17 Инструкции № 217 гимназия работает по учебному плану, который составляется на основе разработанных Минобразования базовых учебных планов с конкретизацией профилей обучения. Согласно учебному плану гимназии педагогические работники самостоятельно подбирают учебные программы, учебники предметов государственного компонента, допущенные Минобразования, а также научно-методическую литературу, учебно-наглядные пособия и оборудование, формы, методы и средства обучения.
В связи с тем, что педагог-организатор и социальный педагог не являются непосредственными участниками учебного процесса с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем гимназии, а также опираясь на п. 28 Инструкции № 102, в соответствии с которым в учреждениях образования общего типа, которые имеют классы специального назначения (с углубленным изучением отдельных предметов), оплата труда педагогических работников по повышенным ставкам (окладам) проводится только за часы работы в этих классах, можно сделать вывод, что такие работники не имеют права на повышение должностных окладов на 10 % на основании п.п. «б» п. 28 Инструкции № 102*.
Что же касается повышения должностного оклада мастеру производственного обучения гимназии, то отметим следующее.
В соответствии с Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205, должность мастера производственного обучения вводится в учебных заведениях I — III степеней, где организовано производственное обучение по управлению транспортными средствами, работе на сельскохозяйственных машинах, работе на компьютере и другой организационной технике.
Таким образом, при принятии решения о повышении должностного оклада мастеру производственного обучения, руководителю гимназии следует четко определить: является ли данный педагогический работник участником учебного процесса с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем гимназии или нет.
Пример 1. В гимназии с углубленным изучением информатики организовано производственное обучение работе на компьютере и введена должность мастера производственного обучения (на компьютере). В данном случае руководитель гимназии может принять решение о повышении такому работнику должностного оклада на основании п.п. «б» п. 28 Инструкции № 102.
Пример 2. В гимназии физико-математического профиля организовано производственное обучение по управлению транспортными средствами и введена должность мастера производственного обучения. В данном случае такой работник права на повышение должностного оклада на основании п.п. «б» п. 28 Инструкции № 102 не имеет.
* Для того чтобы расставить все точки над «і» в решении этого вопроса, редакцией нашей газеты направлен соответствующий запрос в МОНмолодежьспорта. — Примеч. ред.