Темы статей
Выбрать темы

Об индексации денежных доходов

Редакция ББ
Письмо от 12.10.2012 г. № 385/10/136-12

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ОБ ИНДЕКСАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ

Письмо от 12.10.2012 г. № 385/10/136-12

 

Департамент стратегического планирования Министерства социальной политики Украины отзывает свое письмо от 06.08.2012 г. № 169/10/137-12 об индексации денежных доходов на запрос <…> в связи с уточнением ответа на запрос и соблюдением законодательства о государственной регистрации нормативно-правовых актов.

Одновременно сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 2 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.07.2012 г. № 1078 (с изменениями) (далее — Порядок), индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, которые не имеют разового характера, в частности оплата труда и денежное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава.

Заработная плата (денежное обеспечение) (далее — денежный доход) индексируется в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц, который в соответствии с Законом Украины «О прожиточном минимуме» определяется в расчете на месяц.

Пунктом 5 Порядка определено, что месяц, в котором произошло повышение денежных доходов населения, считается базовым при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения. Индексация денежных доходов, полученных гражданином за этот месяц, не проводится. Со следующего месяца осуществляется исчисление нарастающим итогом индекса потребительских цен для проведения дальнейшей индексации.

Если денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до его повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общий доход до его повышения. Пример проведения индексации в случае повышения денежных доходов приведен в приложении 4 к упомянутому выше Порядку.

Исходя из примера, приведенного в приложении 4 к Порядку, если сумма повышения денежного дохода меньше суммы индексации, то осуществляется повышение денежного дохода и прибавляется сумма индексации, определенная с учетом суммы повышения дохода. Определенная сумма индексации фиксируется и выплачивается в таком размере до следующего увеличения денежного дохода, при котором такое увеличение превысит указанную фиксированную величину.

Если следующее повышение денежного дохода не превышает фиксированную величину, то осуществляется повышение денежного дохода и прибавляется ранее зафиксированная величина индексации.

В случае когда на момент очередного повышения денежного дохода наступает право на проведение индексации и сумма индексации будет превышать сумму повышения денежного дохода, необходимо осуществить повышение денежного дохода, сохранить ранее зафиксированную сумму индексации и прибавить сумму индексации, определенную с учетом очередного повышения денежного дохода.

Что касается премии, то согласно пункту 2 Порядка она является объектом индексации и в случае, если происходит повышение денежного дохода с учетом постоянных выплат, входящих в его состав, и одновременно увеличивается размер премии, то при сравнении суммы повышения денежного дохода и суммы индексации премия должна учитываться. По нашему мнению, если размер премии не имеет постоянного характера выплаты, при определении базового месяца для проведения индексации размер премии может не учитываться.

Также сообщаем, что если работник работал неполное рабочее время, например находился на больничном или в отпуске, Порядком не предусмотрен механизм определения суммы индексации и фиксированной ее величины.

При этом в соответствии с пунктом 3 Порядка к объектам индексации не относится пособие по временной нетрудоспособности, как такое, которое учитывается при исчисления среднего заработка. При расчете пособия по временной нетрудоспособности учитываются суммы индексации. Аналогично суммы индексации учитываются при расчете среднего заработка для оплаты за время ежегодного отпуска.

Учитывая указанное, считаем, что поскольку сумма индексации и фиксированная ее величина учитываются при расчете средней заработной платы, которая исчисляется для предоставления пособия по временной нетрудоспособности и оплаты за время отпуска, то в случае отработки работником неполного рабочего времени сумма индексации и фиксированная ее величина должны выплачиваться пропорционально отработанному рабочему времени.

Что касается индексации денежного обеспечения во время отпуска военнослужащего, то, поскольку военнослужащему не рассчитывается средний заработок, суммы индексации и фиксированная ее величина должны выплачиваться в расчете за месяц.

Одновременно информируем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, они имеют информационный, рекомендательный характер и не устанавливают новых правовых норм.

 

Директор Департамента стратегического планирования
 О. Крентовская

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

МИНСОЦПОЛИТИКИ ОТОЗВАЛО СВОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ об ИНДЕКСАЦИИ ДОХОДОВ

Не так давно в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 32, с. 21 было опубликовано письмо Минсоцполитики от 06.08.2012 г. № 169/10/137-12 (далее — письмо № 169), в котором профильное Министерство высказало достаточно неожиданное мнение относительно участия премий в проведении индексации денежных доходов. Неожиданное прежде всего потому, что оно шло в разрез с ранее предоставленными разъяснениями по этому вопросу. Однако, отбросив лишние сомнения, на местах приняли это письмо к руководству, поскольку разъяснения, приведенные в нем, были объективными.

И вот, спустя совсем немного времени, Минсоцполитки передумало. Так, комментируемым письмом оно отзывает письмо № 169 и дает новые разъяснения (а по факту возвращается к старым) относительно участия премий при проведении сравнительных расчетов для определения базового месяца при повышении зарплаты. Далее мы рассмотрим их подробнее. Но прежде, учитывая, что в последнее время разъяснения Минсоцполитики напоминают детскую игру «Да-нет-не знаю», разберемся, как правильно их применять.

 

Как руководствоваться письмами Минсоцполитики при проведении индексации денежных доходов?

Согласно п. 14 Порядка проведения индексации денежных доходов населения, утвержденного постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078 (далее — Порядок № 1078), Минсоцполитики — орган, к компетенции которого относится предоставление разъяснений относительно применения норм этого Порядка. Однако следует иметь в виду следующее.

Непосредственно под разъяснением необходимо понимать деятельность, направленную на осмысление нормы права, при этом разъяснение по отношению к норме носит производный характер и не может изменять саму норму.

Письма Минсоцполитики не являются нормативно-правовыми актами, которые создают обязательные правовые последствия в сфере подведомственных ему общественных отношений. Они являются служебной корреспонденцией и имеют лишь разъяснительный, информационный характер и не должны содержать новых правовых норм, которые задевают права, свободы и законные интересы граждан или имеют межведомственный характер. В случае установления таких норм письмами — они подлежат отзыву с мест применения и отмене.

В связи с этим надо четко понимать: руководствоваться письмами Минсоцполитики можно только в том случае, если они не содержат новых правовых норм, т. е. разъясняют применение Порядка № 1078, а не изменяют его.

В то же время всем известно, что не все вопросы проведения индексации денежных доходов урегулированы Порядком № 1078. По этим вопросам Минсоцполитики может выразить лишь свое мнение, как, например, в комментируемом письме, где его составители применяют такие обороты, как «на наш взгляд», «считаем» и «может». Однако в силу недостаточной урегулированности на законодательном уровне считаем, что мнение Минсоцполитики является основополагающим, если оно не противоречит Порядку № 1078.

Из вышесказанного будем исходить при рассмотрении вопросов, на которые Минсоцполитики дает ответ в комментируемом письме. Первый из них — это участие премий при проведении индексации.

 

Участие премий при определении фиксированной суммы индексации

Для индексации очень важен такой показатель, как базовый месяц. Однако нормы, регламентирующие порядок его определения, не учитывают все особенности, связанные со структурой зарплаты работников бюджетной сферы, состоящей не только из оклада, но и премий, надбавок и доплат, установление каждой из которых имеет свою специфику и не всегда носит постоянный характер, в том числе из-за финансовых возможностей учреждения (организации).

Общий подход к определению базового месяца изложен в п. 5 Порядка № 1078. В нем указано, что базовым для проведения индексации является месяц повышения:

1) размеров минимальной заработной платы. При этом если при законодательном повышении минзарплаты не увеличивается реальная зарплата работников, то индексация продолжается на ранее определенные индексы (п. 5 Порядка № 1078);

2) денежного дохода, не связанного с повышением минимальной заработной платы. И здесь сразу возникает вопрос: что понимают под повышением денежного дохода — повышение должностного оклада (тарифной ставки) или повышение общей заработной платы, включая постоянные и разовые премии, надбавки, доплаты?

На протяжении всего действия Порядка № 1078 Минсоцполитики при ответе на этот вопрос разъясняет следующее: в п. 2 этого Порядка определено, что индексации подлежат денежные доходы граждан, полученные в гривнях на территории Украины, которые не имеют разового характера, в частности, объектом индексации является оплата труда, включая доплаты, надбавки, премии, которые носят постоянный характер. Следовательно, месяц повышения дохода следует считать базовым в случае роста выплат, определенных в п. 2 Порядка № 1078 (см. письма Минтруда от 09.12.2005 г. № 024-106; от 30.04.2010 г. № 80/10/136-10). С такой позицией соглашаются и контролирующие органы, что следует из письма ГлавКРУ от 29.11.2010 г. № 02-14/1818 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 13).

Таким образом, месяц будет считаться базовым, если повышение зарплаты происходит за счет увеличения ее постоянных составляющих.

Составной частью заработной платы работников являются премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций. Следовательно, месяц установления работнику премии, а также месяц, в котором увеличен размер такой премии по сравнению с предыдущим периодом, является базовыми для проведения индексации. Если же денежный доход работника повысился за счет выплаты премии, которая имеет одноразовый (единовременный) характер (например, премия к юбилею), то месяц выплаты такой премии не считается базовым.

Однако определить базовый месяц мало. Надо еще узнать, как повышение зарплаты сказалось на выплачиваемой сумме индексации.

Напомним, что 21.06.2012 г. вступило в силу постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок проведения индексации денежных доходов населения» от 13.06.2012 г. № 526 (далее — постановление № 526).

Новые правила проведения индексации предусматривают, что месяц повышения денежных доходов (на любую сумму) является базовым.

При этом согласно обновленному абз. 3 п. 5 Порядка № 1078, если денежный доход с учетом суммы повышения меньше суммы денежного дохода с учетом индексации до повышения, в базовом месяце сумма общего дохода определяется с таким расчетом, чтобы сумма денежного дохода с учетом индексации не превышала общего дохода до его повышения. Пример, приведенный в приложении 4 к Порядку № 1078, изложен в новой редакции.

Таким образом, для определения суммы индексации необходимо сравнить две величины: зарплату с учетом повышения и зарплату до повышения, т. е. предыдущего месяца (с учетом индексации).

При этом сравнительные расчеты нужно проводить исходя из условий полностью отработанного месяца (это имеет значение, когда работник часть месяца находился в отпуске или болел, т. е. месяц им отработан не полностью).

Как указывало Минсоцполитики в письме № 169, которое теперь отзывает, при проведении таких сравнительных расчетов учавствуют все постоянные составляющие зарплаты (в том числе доплаты, надбавки), кроме премий, поскольку процент премий ежемесячно может меняться и не имеет постоянного характера выплат.

В комментируемом письме Минсоцполитики уточняет свои разъяснения, из которых следует: если происходит повышение заработной платы, в частности, за счет должностных окладов, надбавок, доплат, и одновременно увеличивается процент премии, то при сравнении суммы повышения зарплаты и суммы индексации размер премии учитывается.

В то же время это утверждение справедливо, если премия выплачивается постоянно и на одинаковых условиях каждый месяц.

Однако всем известно, что в бюджетных учреждениях выплата премий на таких условиях — большая редкость. В большинстве случаев премии выплачиваются в зависимости от финансовых возможностей, поэтому в отдельных месяцах размер премии может быть снижен или премия может не выплачиваться вовсе. Влияют ли такие колебания на проведение индексации? Ответа на этот вопрос в Порядке № 1078 нет. В комментируемом письме Минсоцполитики выражает свое мнение: если размер премии не имеет постоянного характера выплаты, при определении базового месяца для проведения индексации размер премии может не учитываться (а значит, и при проведении сравнительных расчетов с целью индексации зарплаты). В то же время такая премия продолжает оставаться объектом индексации согласно п. 2 Порядка № 1078.

Действительно, из п. 2 этого Порядка следует, что изменение базового месяца при проведении индексации происходит только в том случае, если размер премии увеличивается не в отдельном месяце, а на постоянной основе . Если в отдельном месяце премия выплачена в большей сумме (а в дальнейшем в обычной или не выплачивается вообще), то такой месяц не может быть базовым, поскольку премия в таком размере не будет выплачиваться постоянно.

Если же одновременно премия выплачена в большей сумме и установлена на постоянной основе, то такой месяц нужно принять за базовый.

Напомним: если в результате проведения сравнительных расчетов сумма повышения денежного дохода:

превысила сумму возможной индексации, то начисляется только сумма денежного дохода (с учетом повышения);

не превысила сумму возможной индексации, то осуществляется повышение денежного дохода и добавляется сумма индексации, определенная с учетом суммы повышения. В таком порядке определяется фиксированная сумма индексации при первом повышении зарплаты после вступления в силу изменений, внесенных в Порядок № 1078 (т. е. после 21.06.2012 г.). Указанная сумма индексации фиксируется и выплачивается до следующего увеличения денежного дохода, при котором сумма его увеличения превысит указанную фиксированную величину.

Пример . В июле 2012 года должностной оклад госслужащего, установленный на уровне минимальной заработной платы, повысился. Последним базовым месяцем для него является февраль 2008 года. Определим сумму фиксированной индексации исходя из следующих условий:

 

№ п/п

Составляющие зарплаты

Июнь 2012, грн.

Июль 2012, грн.

1

Оклад

1094,00

1102,00

2

Ранг

90,00

90,00

3

Надбавка за выслугу лет

236,80

238,40

4

Надбавка за высокие достижения в труде

639,36

643,68

5

Премия

142,22
(13 % должностного оклада)*

209,38
(19 % должностного оклада)*

6

Сумма индексации

549,19

Сумма возможной индексации — 553,20

Итого

2751,57

* Премия носит постоянный характер, однако процент премии ежемесячно изменяется в зависимости от финансовых возможностей.

 

Как следует из разъяснений, приведенных в комментируемом письме, если происходит повышение заработной платы, в частности за счет должностных окладов, надбавок, доплат, и одновременно увеличивается процент премии, то при сравнении суммы повышения зарплаты и суммы индексации размер премии учитывается. Поскольку в нашем случае одновременно повысился должностной оклад и увеличился размер премии, то при проведении сравнительных расчетов следует учесть размер премии .

Для определения фиксированной суммы индексации необходимо:

1. Рассчитать сумму зарплаты в июне 2012 года в части постоянных составляющих с учетом суммы индексации. Она составит 2751,57 грн.

2. Рассчитать сумму повышения зарплаты в июле 2012 года в части постоянных составляющих (без учета суммы индексации). Она оставит 81,08 грн. (2283,46 грн. - 2202,38 грн.).

Поскольку зарплата после повышения (2283,46 грн.) меньше зарплаты до повышения с учетом индексации (2751,57 грн.), то в июле 2012 года сумма общего дохода работника должна была составить 2755,58 грн., где:

— 2283,46 грн. — заработная плата с учетом повышения;

— 472,12 грн. — сумма индексации, которая определяется как разница между суммой индексации и суммой повышения (553,20 грн. - 81,08 грн.). В таком размере она сохраняется и выплачивается до наступления новой индексации или повышения заработной платы, которые превышают такую сумму.

 

Выплата индексации, если месяц отработан не полностью

Следует отметить: если работником месяц отработан не полностью (весь месяц или часть его работник находился в отпуске, на больничном или же увольняется, не отработав полный месяц) Порядком № 1078 не предусмотрен механизм определения:

— суммы индексации;

— фиксированной суммы индексации.

В комментируемом письме Минсоцполитики также констатировало этот факт.

При этом в отношении выплаты фиксированной суммы индексации разъяснения Минсоцполитики известны: если работник отработал неполный рабочий месяц, то фиксированная сумма индексации определяется из расчета за полный отработанный месяц, а выплачивается пропорционально отработанным дням, поскольку за периоды болезни или отпуска рассчитываются исходя из средней зарплаты, при расчете которой учтены суммы индексации. Если в месяце не отработано ни одного рабочего дня, фиксированная сумма индексации за этот месяц не выплачивается. На наш взгляд, логичнее было бы применять другой порядок определения фиксированной суммы индексации, если месяц отработан не полностью, который следует из п. 4 Порядка № 1078. Подробно об этом мы рассказывали в комментарии к письму № 169. Однако поскольку этот вопрос не урегулирован Порядком № 1078, а также учитывая тот факт, что фиксированная сумма индексации напрямую не определяется от прожиточного минимума, считаем, что при проведении индексации зарплаты нужно следовать разъяснениям Минсоцполитики.

Что же касается вопроса определения суммы индексации, то в нем у Минсоцполитики новое мнение. Объясним в чем оно состоит. Так, не всем категориям работников бюджетной сферы после 21.06.2012 г. была рассчитана фиксированная сумма индексации, поскольку у них не повышалась зарплата после даты вступления в силу постановления № 526. Для таких категорий работников зарплата продолжает индексироваться согласно прежним нормам Порядка № 1078.

Ранее Минсоцполитки разъясняло: для работника, который не отработал полный рабочий месяц, индексации подлежит часть денежного дохода в пределах прожиточного минимума за фактически отработанное время (см. письмо Минтруда от 30.10.2003 г. № 024-130).

Теперь же в письме от 27.08.2012 г. № 261/10/136-12 представители Минсоцполитики утверждают: в аналогичном порядке (т. е. пропорционально отработанным дням) должна выплачиваться и сумма индексации, которая продолжает начисляться работнику, у которого не происходит повышения зарплаты. Это же утверждение продублировано и в комментируемом письме.

Мы с таким подходом не согласны, поскольку он не следует из Порядка № 1078, более того противоречит п. 4 этого Порядка. Считаем, что определение суммы индексации в месяце, который отработан не полностью, пропорционально отработанным дням возможно только в том случае, если работнику уже выплачивается индексация в фиксированном размере, т. е. применялся новый поход в проведении индексации. Если же у работника зарплата после вступления в силу постановления № 526 не повышалась и новые правила проведения индексации, установленные абз. 3 п. 5 Порядка № 1078, не применялись, то в месяце, отработанном не полностью, сумма индексации такому работнику должна определяться, как и прежде, в пределах прожиточного минимума, как это предусмотрено п. 4 Порядка № 1078.

Другое дело — денежное обсечение военнослужащего. Так, согласно п. 2.1 Инструкции о порядке выплаты денежного обеспечения военнослужащим Вооруженных Сил Украины и некоторым другим лицам, утвержденной приказом Минобороны от 11.06.2008 г. № 260, военнослужащим, которые согласно законодательству Украины имеют право на отпуск с сохранением денежного обеспечения (ежегодные основные отпуска, дополнительные отпуска в связи с учебой, творческие отпуска, социальные отпуска, отпуска по болезни для лечения, другие дополнительные отпуска, определенные соответствующими законами Украины), денежное обеспечение выплачивается за весь период этих отпусков.

Учитывая этот факт, Минсоцполитики в комментируемом письме пришло к выводу: поскольку за период пребывания военнослужащего на больничном или в отпуске не определяется среднемесячная выплата, а выплачивается денежное обеспечение, то сумма индексации и фиксированная ее величина должны выплачиваться из расчета на месяц.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше