Темы статей
Выбрать темы

Об изменениях в правовом регулировании вопроса определения убытков

Редакция ББ
Письмо от 11.01.2012 г. № 02-18/39

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УБЫТКОВ

Письмо от 11.01.2012 г. № 02-18/39

 

7 декабря прошлого года Правительством принято постановление № 1253 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам оценки имущества» (вступило в силу 16.12.2011 г.), которым существенно изменен порядок определения убытков.

В частности, изменениями к Порядку определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. № 116, предусмотрено, что размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки.

Для определения размера убытков, которые привели к причинению имущественного ущерба государству в лице государственных органов, государственных предприятий; территориальной громаде в лице органов местного самоуправления, коммунальных предприятий или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, в случае необходимости обоснования наличия или установления факта хищения, недостачи, уничтожения (порчи) имущества осуществляется независимая оценка с учетом требований отдельного раздела Методики оценки имущества, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2003 г. № 1891. По этой же Методике определяется размер убытков, нанесенных государству покупателем объекта приватизации за время владения им (соответствующие изменения внесены в Порядок возврата в государственную собственность объектов приватизации в случае расторжения или признания недействительными договоров купли-продажи таких объектов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2001 г. № 32).

Независимая оценка проводится в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» (далее — Закон) и национальными стандартами оценки, принятыми в соответствии с Законом и утвержденными Кабинетом Министров Украины.

Такая оценка осуществляется субъектами оценочной деятельности, которыми являются:

— субъекты хозяйствования — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с этим Законом;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые получили полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и в составе которых работают оценщики.

При этом статус оценщика получает лицо, сдавшее квалификационный экзамен и получившее квалификационное свидетельство оценщика в соответствии с требованиями Закона.

С учетом указанного, органы Госфининспекции Украины не относятся к субъектам оценочной деятельности и после вступления в силу постановления № 1253 не имеют права самостоятельно определять размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей. В связи с этим целесообразно в ходе ревизии инициировать перед объектом контроля вопрос, касающийся определения им суммы соответствующих убытков по установленной процедуре.

При наличии отчета об оценке на дату окончания ревизии в акте ревизии фиксируется размер убытков, нанесенных в результате соответствующих нарушений. В ином случае в акте ревизии фиксируется только факт хищения, недостачи и/или уничтожения (порчи) материальных ценностей со ссылкой на нарушенные нормы законодательства. В случае поступления обращений правоохранительных органов по поводу указания в акте ревизии убытков в результате таких нарушений необходимо со ссылкой на акты законодательства сообщить об отсутствии у органов Госфининспекции Украины соответствующих полномочий и возможности заказа правоохранительным органом независимой оценки в соответствии с законодательством.

Убытки в результате совершения других нарушений законодательства определяются органами Госфининспекции Украины в случае наличия нормативно-правового акта, который определяет порядок их исчисления по отдельным видам нарушений, а также в соответствии с требованиями Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины и руководствуясь определением убытков, приведенным в Порядке взаимодействия между органами государственной контрольно-ревизионной службы и органами прокуратуры, внутренних дел и Службы безопасности Украины, утвержденном приказом ГлавКРУ, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Генеральной прокуратуры Украины от 19.10.2006 г. № 346/1025/685/53, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 25.10.2006 г. под № 1166/13040.

 

Первый заместитель Председателя
В. Костюшко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ОРГАНЫ ГОСФИНИНСПЕКЦИИ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА САМОСТОЯТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЯТЬ
РАЗМЕР УБЫТКОВ ОТ НЕДОСТАЧ

Как известно, порядок определения убытков от хищения, недостачи (порчи) имущества, о котором речь идет в комментируемом письме Госфининспекции, существенно изменился после принятия постановления КМУ от 07.12.2011 г. № 1253 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 1), которое вступило в силу 16.12.2011 г.

Так, указанным постановлением были внесены изменения в ряд документов, в частности в Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116 (далее — Порядок № 116), и Методику оценки имущества, утвержденную постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891 (далее — Методика № 1891).

Стоит обратить внимание: вопрос о том, имеют ли право ревизоры самостоятельно определять размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, рассматривался в консультации специалиста Госфининспекции «Могут ли ревизоры самостоятельно определять размер убытков от недостач» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 15). И кстати, выводы, приведенные в этой консультации, аналогичны тем, которые приведены в комментируемом письме.

Итак, после 16.12.2011 г. ревизоры не имеют права самостоятельно определять размер убытков от хищения, недостачи (порчи) имущества. В этом случае имеет смысл обратиться к руководителю подконтрольного учреждения с предложением определить размер причиненных убытков в соответствии с установленным порядком. Руководителю, в свою очередь, придется прибегнуть к помощи субъектов оценочной деятельности, перечень которых, а также их права, обязанности и ответственность определены Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658), для проведения независимой оценки.

Результаты проведения независимой оценки оформляются отчетом об оценке убытков, который должен содержать четкое обоснование примененных оценочных процедур по определению размера реальных убытков и упущенной выгоды. Такой документ должен соответствовать требованиям пп. 56 — 59 Национального стандарта № 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденного постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1440.

В том случае, если на момент окончания ревизии подконтрольное учреждение имеет в наличии отчет об оценке убытков, ревизоры могут в акте ревизии указать размер убытков, определенный субъектом оценочной деятельности. В остальных случаях в акте ревизии указывают только факт хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей со ссылкой на нормы законодательства, которые были нарушены (название, дата, номер, статья или пункт нормативно-правового акта), должностных (служебных) лиц, в результате бездействия которых допущено нарушение законодательства и причинен материальный ущерб (убытки).

В том случае, если ревизия проводится в подконтрольном учреждении по обращениям правоохранительных органов, то в акте ревизии должно быть обязательно указано, что у органов Госфининспекции в настоящее время отсутствуют полномочия относительно определения размера материального ущерба (убытков) со ссылкой на соответствующие пункты и статьи Закона № 2658, Методики № 1891 и Порядка № 116, а также необходимо проинформировать соответствующий правоохранительный орган об обеспечении организации проведения экспертной оценки в соответствии с законодательством.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше