Темы статей
Выбрать темы

О возможности увеличения суммы договора о закупке

Редакция ББ
Ответы на вопросы

О ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ СУММЫ ДОГОВОРА О ЗАКУПКЕ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Бюджетным учреждением в конце 2011 года проведена процедура конкурсных торгов по закупке транспортных услуг на 2012 год. В результате с победителем торгов был заключен договор о закупке на сумму 400000 грн.

В феврале 2012 года учреждению утверждены бюджетные ассигнования для осуществления указанных расходов по КЭКР 1134 — 350000 грн.

В связи с тем, что размер сметных назначений на оплату транспортных услуг не соответствует сумме, указанной в договоре о закупке, учреждение внесло изменения в этот договор. Для этого стороны оформили дополнительное соглашение, согласно которому сумма договора о закупке установлена в пределах выделенных бюджетных ассигнований на 2012 год и составляет 350000 грн.

В октябре 2012 года учреждению выделены дополнительные бюджетные ассигнования на оплату транспортных услуг — 70000 грн.

В связи с этим возникли следующие вопросы:

— как правильно документально оформить такую дополнительную закупку?

— можно ли в этом случае увеличить сумму действующего договора о закупке?

(г. Харьков)

 

Ситуация, описанная в вопросе, в последнее время возникает во многих бюджетных учреждениях. В таких ситуациях учреждения-заказчики при получении в течение года дополнительных бюджетных ассигнований сталкиваются с проблемой правильной классификации таких дополнительных закупок. При проведении заказчиками в течение года дополнительных закупок целесообразно руководствоваться рекомендациями, приведенными в разъяснении Минэкономразвития от 09.12.2011 г. № 3302-25/14839-08.

Так, в случае получения заказчиком дополнительных средств на закупку товаров, работ и услуг, которые заказчик объективно не мог предусмотреть на начало года или на момент осуществления первичной закупки, осуществление закупок за счет таких средств возможно только после совершения заказчиком действий, предусмотренных ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289).

При этом Минэкономразвития в упомянутом разъяснении пришло к следующему выводу: выбор процедуры закупки заказчиком за дополнительно полученные средства осуществляется исходя из ожидаемой стоимости такой закупки в порядке, определенном Законом № 2289, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), а работ — 1 млн грн., кроме закупок по процедуре электронного реверсивного аукциона. Связано это с тем, что дополнительная закупка является новым предметом договора.

Поэтому при поступлении дополнительных средств бюджетное учреждение-заказчик определяет такую закупку как отдельный предмет закупки и должно проводить процедуру закупки согласно Закону № 2289.

Однако поскольку в рассматриваемой ситуации сумма дополнительно выделенных средств (бюджетных ассигнований) не превышает 100 тыс. грн., т. е. не превышает предельные суммы, установленные в ч. 1 ст. 2 Закона № 2289, то на такую закупку не распространяется действие этого Закона.

Следовательно, бюджетное учреждение для закупки транспортных услуг исходя из суммы дополнительно полученных бюджетных ассигнований (70 тыс. грн.) заключает прямой договор с исполнителем таких услуг.

При этом обращаем внимание на то, что такой договор является новым договором о закупке транспортных услуг, а не дополнением к договору, заключенному в начале года. Объясним почему.

Основания и порядок изменений условий договоров описаны в ст. 651 — 654 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ).

Так, изменение условий договора допускается только по согласованию сторон, если иное не установлено договором или законом. Договор может быть изменен или расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон в случае существенного нарушения договора второй стороной и в других случаях, установленных договором или законом. В случае существенного изменения обстоятельств, которыми стороны руководствовались при заключении договора, договор может быть изменен или расторгнут по согласию сторон, если другое не установлено договором или не вытекает из сути обязательства. Изменение обстоятельств является существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это предусмотреть, они не заключили бы договор или заключили бы его на других условиях. В случае изменения договора обязательства изменяются с момента достижения договоренностей об изменении договора, если иное не предусмотрено договором или не обусловлено характером его изменений.

Как предусмотрено ст. 654 ГКУ, изменение договора совершается в той же форме, что и договор, который изменяется, если иное не установлено договором или законом или не вытекает из обычаев делового оборота.

При этом напомним, что изменение цены после заключения договора допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных договором или законом (ст. 632 ГКУ).

Таким образом, причины, по которым бюджетное учреждение — заказчик имеет право внести изменения в договор о закупке, должны быть предусмотрены непосредственно Законом № 2289.

Как известно, основания и порядок внесения изменений в существенные условия договора о закупке установлены ст. 40 Закона № 2289. При этом особое внимание обращаем на то, что внесение изменений в договор о закупке согласно требованиям ст. 40 Закона № 2289 не должно привести к увеличению суммы, указанной в договоре. Кстати, в одной из своих консультаций (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 12, с. 20) мы предупреждали наших читателей о том, что в конце года заказчики могут столкнуться с такой ситуацией.

Следовательно, изменение суммы, указанной в договоре о закупке, может проводиться только в сторону уменьшения. Такое уменьшение должно быть согласовано, что подтверждается заключением дополнительного соглашения об установлении в договоре о закупке новой (меньшей) суммы. Поэтому в рассматриваемой ситуации бюджетным учреждением — заказчиком не может быть принято решение об увеличении суммы договора о закупке, заключенного в начале 2012 года. Внесение изменений в заключенный ранее договор, а именно изменение суммы договора в сторону увеличения, будет считаться нарушением положений ст. 40 Закона № 2289.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше