Темы статей
Выбрать темы

Списание малоценных необоротных материальных активов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

СПИСАНИЕ МАЛОЦЕННЫХ НЕОБОРОТНЫХ МАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как правильно списать ученические парты в учебном заведении, которые не пригодны для дальнейшего использования (учитываются на субсчете 113)?

Какими нормативными документами регламентируется порядок списания таких активов?

(Одесская обл.)

 

Вопрос, касающийся списания необоротных активов в бюджетных учреждениях, уже неоднократно рассматривался на страницах нашего издания (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 25; 2011, № 31, 43 и др.). Несмотря на это, данная тема не теряет своей актуальности. Поэтому более обстоятельно остановимся на особенностях списания малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА).

В первую очередь отметим, что механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), определяется Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314. То есть, как видим, действие этого Порядка на МНМА не распространяется.

Что же касается имущества бюджетных учреждений, находящегося в коммунальной собственности, то порядок списания такого имущества регламентируется региональными документами, утвержденными органами местного самоуправления, исходя из их полномочий по управлению коммунальным имуществом. Так, согласно ч. 1 ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество принадлежит территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах. При этом ч. 2 ст. 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV предусмотрено, что управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и созданные ею органы местного самоуправления. Исходя из сказанного, бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств местного бюджета, при списании имущества должны руководствоваться соответствующим решением (положением) о порядке списания коммунального имущества органа, уполномоченного принимать решение об управлении объектами коммунальной собственности.

Вместе с тем далеко не каждый такой местный документ о порядке списания имущества, относящегося к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, содержит нормы по списанию МНМА.

Таким образом, порядок списания МНМА с баланса бюджетных учреждений на сегодняшний день является не до конца урегулированным, что, в свою очередь, вызывает возникновение некоторых сложностей и ряда вопросов, касающихся правильности проведения процедуры списания этих материальных ценностей. Поэтому, чтобы расставить все точки над «і» в этом вопросе, нами был подан в Минфин запрос о списании МНМА и порядке их отчуждения. Ответ Минфина обязательно будет опубликован на страницах нашей газеты.

Однако, пока Минфин разъяснений по этому поводу не предоставил, процедуру списания МНМА следует осуществлять в общем для необоротных активов порядке. Так, напомним, что основанием для списания объектов необоротных активов (в том числе МНМА) бюджетных учреждений могут быть:

— непригодность для дальнейшего использования;

— выявление в результате инвентаризации как недостача;

— моральная устарелость;

— повреждение в результате аварии или стихийного бедствия (при условии, что их восстановление является невозможным или экономически нецелесообразным и они не могут быть реализованы).

Для установления факта непригодности имущества и невозможности или неэффективности проведения восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации на его списание согласно приказу руководителя учреждения создается постоянно действующая комиссия . Приказ о создании постоянно действующей комиссии возобновляется ежегодно или при необходимости. При этом достаточно часто полномочия по определению непригодности материальных ценностей предоставляются ежегодной инвентаризационной комиссии.

В состав комиссии, как правило, включаются:

— руководитель или его заместитель (председатель комиссии);

— главный бухгалтер или его заместитель (в учреждениях и организациях, в которых штатным расписанием должность главного бухгалтера не предусмотрена, — лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета);

— руководитель групп учета (в учреждениях, обслуживаемых централизованными бухгалтериями) или другие работники бухгалтерии, осуществляющие учет имущества;

— работники учреждения соответствующего профиля, хорошо знающие объекты, подлежащие списанию.

Комиссия по списанию:

1) проводит в установленном действующим законодательством порядке инвентаризацию имущества, предлагаемого к списанию, и по ее результатам составляет соответствующий акт;

2) проводит обследование имущества, подлежащего списанию, используя при этом необходимую техническую документацию, а также данные бухгалтерского учета;

3) определяет экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и/или дальнейшего использования имущества и вносит соответствующие предложения о его продаже, бесплатной передаче или ликвидации;

4) устанавливает конкретные причины списания имущества;

5) устанавливает лиц, по вине которых случился преждевременный выход имущества из строя (если таковые имеются);

6) определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов и агрегатов объекта, подлежащего списанию, и производит их оценку;

7) осуществляет контроль за изъятием из списанного имущества пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующих балансовых счетах;

8) составляет согласно законодательству акты на списание имущества по установленной типовой форме.

По результатам работы составляется протокол заседания комиссии, к которому прилагаются:

— акт инвентаризации имущества коммунальной собственности, предлагаемого к списанию;

— акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

— акты о списании имущества;

— другие документы.

В протоколе заседания комиссии указываются предложения по способам использования имущества, списание которого по заключениям комиссии является нецелесообразными, меры по возмещению стоимости имущества, в результате инвентаризации которого выявлена недостача, или разукомплектованного имущества.

Протокол заседания комиссии подписывают все члены комиссии, которые несут ответственность за содержание и достоверность приведенных в протоколе данных. В случае несогласия с решением комиссии ее члены имеют право изложить в письменной форме свое отдельное мнение, которое прилагается к протоколу заседания и является его неотъемлемой частью.

В акте о списании имущества детально указываются причины его списания и делается заключение об экономической (технической) нецелесообразности и/или невозможности восстановления имущества. Отметим, что списание МНМА оформляется Актом о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния обязательно утверждаются руководителем субъекта хозяйствования. Причем по поводу коммунального имущества Госказначейство в письме от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31) указало: составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем бюджетного учреждения, содержащегося за счет средств соответствующего местного бюджета, и согласования в соответствии с законодательством на пленарных заседаниях соответствующего совета, уполномоченных принимать решение по управлению этими объектами коммунальной собственности непосредственно или путем передачи руководителям бюджетных учреждений соответствующих полномочий в зависимости от стоимости за единицу (комплект) материальных ценностей и причин списания.

Следует иметь в виду, что передача таких полномочий должна быть оформлена соответствующим распорядительным документом органа местного самоуправления, где, в частности, должно быть указано, на какое имущество (с указанием стоимостных пределов) распространяются полномочия по управлению имуществом.

Разборку и демонтаж имущества, предусматриваемого к списанию, разрешается осуществлять только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия).

Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного имущества, пригодные для ремонта другого имущества, а также материалы, полученные от его ликвидации, подлежат оприходованию с отражением в бухгалтерском учете на счетах учета запасов. Так, оприходование материальных ценностей, полученных в результате списания необоротных активов, в частности МНМА, осуществляется на основании накладной или акта приемки материалов, типовые формы которых утверждены приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Вместе с тем комиссией дополнительно составляется акт об оценке таких материальных ценностей. Установление стоимости таких ценностей производится на основании цены их возможного использования или реализации, которая, в свою очередь, определяется с учетом действующих рыночных цен на аналогичные материалы (например, по данным прайс-листов), и с учетом их фактического износа.

Данные о материальных ценностях, поступивших от ликвидации необоротных активов, в частности МНМА, также приводятся в разделе «Расчет результатов списания объекта» Акта о списании основных средств.

Все непригодные для дальнейшего использования материалы и детали (в том числе детали, содержащие лом цветных и черных металлов или драгоценные металлы), оприходуются как прочие материалы на субсчете 239 «Прочие материалы» по стоимости их возможной реализации специализированным предприятиям. Учетная стоимость таких материалов определяется исходя из цен, установленных пунктами приема вторичного сырья в соответствующем регионе.

Изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали и материалы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных согласно требованиям Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по списанию МНМА.

Пример . ВВ ходе ежегодной инвентаризации в учебном заведении выявлены непригодные для использования ученические парты в количестве 15 шт. Комиссией было принято решение об их списании. Первоначальная стоимость этих парт составляет 3000 грн. (15 шт. х 200 грн.).

В результате списания ученических парт получены отходы древесины, которые могут быть использованы для ремонта другой мебели, на сумму 400 грн., а также детали, подлежащие сдаче специализированному предприятию как металлолом, на сумму 35 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет/p>

кредит

1

Списаны ученические парты в связи с их непригодностью:

— начислена вторая половина (50 %) износа

401

132

1500

— списана первоначальная стоимость

401

113

3000

— списана общая сумма износа

132

401

3000

2

Оприходованы отходы, пригодные для дальнейшего использования учреждением*

323

711

400

364

323

400

234

364

400

3

Оприходованы детали, подлежащие сдаче специализированному предприятию как металлолом**

239

364

35

4

Передан по накладной металлолом специализированному предприятию

364

239

35

5

Поступили средства за сданный металлолом на специальный регистрационный счет

323

711

35

** В орган Госказначейской службы подается Справка о поступлениях в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.
** Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при оприходовании запасных частей и деталей для дальнейшей реализации нецелесообразным, поскольку в учреждения в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче таких деталей и запчастей специализированному предприятию. Возникновение же доходов происходит при поступлении денежных средств на специальный регистрационный счет учреждения.

 

Отметим, что доходы, полученные учреждением от поступления отходов, пригодных для дальнейшего использования этим учреждением, и доходы, полученные от передачи металлолома специализированному предприятию, классифицируются как доходы, полученные от реализации имущества (/font>4 подгруппа 1 группы собственных поступлений бюджетных учреждений).

На основании первичных документов все операции по выбытию необоротных активов, включая МНМА, отражаются в мемориальном ордере № 9 (ф. № 438 (бюджет)).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше