Темы статей
Выбрать темы

Об отнесении отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта

Редакция ББ
Письмо от 08.08.2012 г. № 7/17-12928

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ

ОБ ОТНЕСЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ К ОБЪЕКТАМ РЕКОНСТРУКЦИИ И КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА

Письмо от 08.08.2012 г. № 7/17-12928

 

На многочисленные обращения участников строительства в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины по поводу отнесения отдельных объектов социальной сферы к объектам реконструкции и капитального ремонта Минрегион разъясняет.

По определению, приведенному в Государственных строительных нормах ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство», реконструкция — перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры и т. п.).

Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

Капитальный ремонт — совокупность работ, которые предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их физическим износом и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

Анализируя статистические данные, следует отметить, что большинство объектов социальной сферы, которые в первую очередь нуждаются в проведении капитального ремонта, — это заведения образования, учреждения здравоохранения, социального обеспечения, спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения, учреждения культуры и искусства. Работы по капитальному ремонту на объектах социальной сферы в большинстве случаев предусматривают замену кровли, окон, дверей, утепление (или гидроизоляцию) фасадов.

В отношении классификации указанных работ с учетом определения понятий нужно учитывать следующее. Работы по замене кровли, окон, дверей, утеплению (или гидроизоляции) фасадов не предусматривают перестройку введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров. Следовательно, такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.

Важно отметить, что нормативно-правовая база не содержит норм по недопустимости изменения технико-экономических показателей объекта при капитальном ремонте. Так, например, при выполнении работ по утеплению фасада изменяется показатель энергоэффективности, который Государственными строительными нормами ДБН А.2.2-3-2012 отнесен к технико-экономическим показателям. При этом показатель энергоэффективности в том числе можно отнести к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. Аналогичным способом классифицируются работы по замене окон, дверей, кровли.

В случае когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно указанное касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку может влиять на прилегающие территории и объекты. При таких условиях заказчик работ по реконструкции должен получить в установленном порядке градостроительные условия и ограничения.

Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик совместно с проектной организацией определяют вид строительства.

Отдельно считаем целесообразным обратить внимание на оформление документации на выполнение строительных работ по капитальному ремонту на объектах 4 или 5 категорий сложности.

В случае когда работы по капитальному ремонту не предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы, их можно выполнять после регистрации декларации о начале выполнения строительных работ в государственной архитектурно-строительной инспекции и вводить в эксплуатацию по декларативному принципу.

В противном случае следует получать в государственной архитектурно-строительной инспекции разрешение на выполнение строительных работ.

Регистрация декларации и получение разрешения на выполнение строительных работ происходят в порядке, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 13.04.2011 г. № 466 «Некоторые вопросы выполнения подготовительных и строительных работ».

 

Заместитель Министра Д. Исаенко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

РЕКОНСТРУКЦИЯ И КАПРЕМОНТ — ЭТО РАЗНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

Вопросы, рассматриваемые в комментируемом письме, касаются классификации работ, направленных на поддержание объектов социальной сферы в рабочем состоянии. Конечно же, для правильного планирования расходов на осуществление таких работ сначала следует определить, какие именно работы необходимо осуществить.

Как указывается в этом письме, большинство работ, проводимых на объектах социальной сферы (заведениях образования, учреждениях здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных учреждениях, учреждениях культуры и искусства), связано с заменой кровли, окон, дверей, утеплением (или гидроизоляцией) фасадов. Поэтому далее рассмотрим, как правильно классифицировать такие работы, как капитальный ремонт или реконструкция, и остановимся на особенностях отражения этих расходов в бухгалтерском учете.

Определения понятий «реконструкция» и «капитальный ремонт» приведены в ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство» (далее — ДБН А.2.2-3-2012), вступивших в силу с 01.07.2012 г.

Так, капитальный ремонт — это совокупность работ, которые предусматривают вмешательство в несущие конструктивные системы при замене или восстановлении конструкций, инженерных систем и оборудования введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства без изменения их функционального назначения и внешних геометрических размеров в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также благоустройство территории.

Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

Реконструкция — это перестройка введенных в эксплуатацию в установленном порядке объектов строительства, которая предусматривает усовершенствование производства, повышение его технико-экономического уровня и качества изготавливаемой продукции, улучшение условий эксплуатации и проживания, качества услуг, изменение основных технико-экономических показателей (количество продукции, мощность, функциональное назначение, геометрические размеры и т. п.).

Реконструкция предусматривает сохранение элементов несущих и ограждающих конструкций и приостановление на время выполнения работ эксплуатации объекта в целом или его частей (при условии их автономности).

В отношении классификации работ по замене кровли, окон, дверей, утепления или гидроизоляции фасадов с учетом приведенных выше понятий следует учитывать следующее. Поскольку работы по замене кровли, окон, дверей, утеплению (или гидроизоляции) фасадов не предусматривают перестройку введенных в эксплуатацию объектов строительства, изменение их функционального назначения или геометрических размеров, в комментируемом письме обращается внимание не то, что такие работы могут быть классифицированы как капитальный ремонт.

Также в этом письме его авторы указывают, что нормативно-правовая база не содержит нормы по недопустимости изменения технико-экономических показателей объекта при капитальном ремонте. Так, например, при выполнении работ по утеплению фасада изменяется показатель энергоэффективности, который ДБН А.2.2-3-2012 отнесен к технико-экономическим показателям. При этом показатель энергоэффективности в том числе можно отнести к одному из эксплуатационных показателей, улучшение которого предусматривается при капитальном ремонте. Аналогичным способом классифицируются работы по замене окон, дверей, кровли.

Вместе с тем добавим, что, руководствуясь только приведенными выше понятиями «капитальный ремонт» и «реконструкция», бюджетные учреждения не всегда могут самостоятельно определить, какие из запланированных работ являются реконструкцией, а какие — капитальным ремонтом.

Следовательно, для того чтобы сориентироваться, какие именно работы бюджетное учреждение может отнести к капитальному ремонту, целесообразно обратиться к Примерному перечню услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденному приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150. Отметим, что этот Перечень является основным документом, позволяющим сориентироваться при делении работ на работы, относящиеся к капитальному ремонту, и работы, относящиеся к текущему ремонту.

Кстати, на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» достаточно часто рассматриваются вопросы, касающиеся правильной классификации запланированных расходов, в частности вопросы по замене окон (см. «Замена окон»// «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 24). И хотя в комментируемом письме обращается внимание на то, что замена окон относится к работам по капитальному ремонту, в упомянутой статье специалиста контрольно-ревизионной службы рассматривалась ситуация, когда работы по замене окон, подоконников, отливов в помещении могут быть отнесены к текущему ремонту. Поэтому советуем бюджетным учреждениям уделить этому вопросу особое внимание.

Предполагаем, что определенные сложности могут возникнуть при классификации запланированных работ как реконструкции. Как указывается в комментируемом письме, в случае когда планируется изменение геометрических параметров объекта, такие работы следует квалифицировать как реконструкцию. Особенно указанное касается увеличения геометрических размеров объекта в плане, поскольку это может влиять на прилегающие территории и объекты. При таких условиях заказчик работ по реконструкции должен получить в установленном порядке градостроительные условия и ограничения.

Учитывая изложенное, исходя из терминологических определений и с учетом характера работ, которые планируется выполнять, заказчик вместе с проектной организацией должен определить характер и вид строительных работ. Как правило, реконструкция зданий осуществляется путем перепланировки, переоборудования, надстройки, встройки, пристройки. Таким образом, если в ходе проведения работ предусмотрено вмешательство в несущие конструктивные системы, изменение геометрических параметров здания, то такие работы будут считаться реконструкцией.

Также в комментируемом письме обращается внимание на особенности получения некоторых документов разрешительного характера на выполнение строительных работ.

Дальше рассмотрим особенности отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с проведением капитального ремонта и реконструкции.

 

Требования

Капитальный ремонт

Реконструкция

1

2

3

Порядок отражения в бухгалтерском учете

Расходы на текущий и капитальный ремонты не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов

Изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится при индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов

Таким образом, согласно требованиям Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64 (далее — Инструкция № 64), при проведении ремонта необоротных активов в случаях, не связанных с дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, что привело к замене запасных частей, их стоимость не относится на увеличение стоимости необоротных активов, а отражается в составе фактических расходов.

 

Изменение стоимости необоротных активов в связи с проведением их достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации не относится к доходам учреждения.

Также п. 7.4 Инструкции № 64 предусмотрено, что на период реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации объекта необоротных активов начисление износа приостанавливается

Первичные документы

Для оформления приемки-сдачи основных средств после капитального ремонта, реконструкции или модернизации бюджетные учреждения составляют Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет).

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем учреждения, уполномоченным на приемку основных средств после ремонта, и представителем предприятия (организации), выполнявшего их ремонт, реконструкцию или модернизацию.

В Акте указываются сметная стоимость ремонта, реконструкции, модернизации согласно утвержденному расчету расходов, необходимых для их осуществления, и фактическая стоимость законченных работ.

Первый экземпляр Акта сдается в бухгалтерию учреждения, где делаются соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Второй экземпляр передают предприятию, выполнявшему ремонт, реконструкцию или модернизацию.

Изменения в характеристике объекта, связанные с его ремонтом, реконструкцией или модернизацией, вносятся в соответствующий раздел Акта и в технический паспорт объекта

Аналитический учет

Аналитический учет капитальных расходов ведется в Карточке аналитического учета капитальных расходов, форма которой утверждена приказом Госказначейства от 06.10.2000 г. № 100.

В частности, в ней отражаются расходы на изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов, а также сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ. Кроме того, в этой Карточке отражаются расходы на наем транспорта для строительных работ и капитального ремонта зданий, относящихся к капитальному строительству и капитальному ремонту.

В графе 23 «Прочие» отражаются суммы средств, не относящиеся на увеличение стоимости необоротных активов

 

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы, связанные с проведением капитального ремонта и реконструкции, бюджетные учреждения осуществляют по разным КЭКР. Приведем в таблице КЭКР, применяемые для отражения таких расходов.

 

Капитальный ремонт

Реконструкция

1

2

КЭКР 2130 «Капитальный ремонт»

Расходы осуществляются на основании
договоров и составленных смет на капитальный ремонт.
За правильность отнесения расходов к текущему или капитальному ремонту отвечает распорядитель (получатель) бюджетных средств.

КЭКР 2131 «Капитальный ремонт жилого фонда»

Расходы на капитальный ремонт жилых
зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм).

КЭКР 2133 «Капитальный ремонт других объектов»:

а) капитальный ремонт других объектов, не включенных в позицию 2131 (в том числе
дорог, объектов по благоустройству городов, сел, поселков);

б) капитальный ремонт автомобилей и оборудования, а также оплата запчастей к ним, если они включены в смету на проведение капитального ремонта, которая является неотъемлемой частью соглашения, заключенного с предоставителем услуг.

По КЭКР 2131, 2133 осуществляется капитальный ремонт отдельных узлов и систем, являющихся составной частью объектов, а именно водоснабжения, газоснабжения, канализации, кондиционирования, пожарной охраны, мусоропроводов, пассажирских и грузовых лифтов и т. п.

КЭКР 2140 «Реконструкция и реставрация»

К этой категории относятся:
КЭКР 2141 «Реконструкция жилого фонда»:

а) расходы на реконструкцию жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм);

б) расходы на расширение жилых зданий и помещений (в том числе общежитий и казарм);

КЭКР 2143 «Реконструкция других объектов»:

а) расходы на реконструкцию других объектов

(в том числе с элементами реставрации), которые не включены в код 2141;

б) расходы на техническое переоснащение действующих предприятий (за исключением приобретения оборудования и предметов долгосрочного пользования);

в) расходы на расширение действующих предприятий

По КЭКР 2131, 2133, 2141, 2143, 2144 осуществляются также:

1) расходы на приобретение строительных материалов за счет средств, предусматриваемых на капитальный ремонт, реконструкцию и реставрацию и используемых в процессе ремонтных работ;

2) расходы на приобретение оборудования, подлежащего установке, а именно готовых к установке строительных конструкций и деталей, к которым относятся металлические, железобетонные и деревянные конструкции, сборные элементы, оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы, оборудование и мебель, требующие монтажа и предусматриваемые к установке (т. е. то, что существует только вмонтированным, встроенным);

3) изготовление проектно-сметной документации на реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ;

4) расходы на наем транспорта для выполнения работ по капитальному ремонту и реставрации.

Обращаем внимание: расходы на изготовление проектно-сметной документации, включаемые в общую стоимость работ по реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений, и выполнение сопроводительных работ, т. е. являющиеся частью таких расходов, должны осуществляться по одному из указанных КЭКР в зависимости от основных работ.

И только в случае, если оплата услуг по разработке проектно-сметной документации для монтажа устройств и оборудования, оплата за градостроительное обоснование и другие предпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительство, реконструкцию) не включены в смету (речь идет о смете на выполнение таких работ), эти расходы бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 1134. Более обстоятельно об особенностях учета расходов на изготовление проектно-сметной документации см. в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 21, с. 8.

 

Напомним, что с 01.01.2013 г. вступит в силу новая редакция Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 21.06.2012 г. № 754 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 32). Согласно ее требованиям расходы на капитальный ремонт планируются по КЭКР 3130, а расходы на реконструкцию — по КЭКР 3140.

Далее рассмотрим на примерах порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на проведение капитального ремонта и реконструкции зданий, находящихся на балансе бюджетного учреждения.

Пример 1. Бюджетным учреждением для проведения капитального ремонта здания приобретены металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы (штукатурка, краска, цемент, гипс, металлический профиль) на сумму 480000 грн. (в том числе НДС — 80000 грн.). Для выполнения работ по капитальному ремонту учреждением заключен договор с подрядной организацией на сумму 120000 грн. (в том числе НДС — 20000 грн.). После выполнения работ подрядной организацией и учреждением-заказчиком подписан акт выполненных работ, утвержденный руководителем учреждения. В акте указано, что для проведения капитального ремонта израсходованы материалы заказчика.

Порядок отражения таких операций в бухгалтерском учете приведем в таблице.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Оприходованы металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы
(без учета НДС)

202, 204, 234

675

400000

 

Отнесена на расходы учреждения сумма НДС

801
(802, 811)

675

80000

2

Перечислена оплата поставщику за полученные материальные ценности

675

321
(323)

480000

3

Переданы металлопластиковые окна, подоконники, отливы, двери, кровельные, теплоизоляционные и строительные материалы подрядной организации для проведения ремонта (на основании накладной)

631

202, 204, 234

400000

4

Отражены расходы на проведение ремонта, выполненного подрядной организацией (на основании акта выполненных работ)

801
(802, 811)

631

120000

5

Списана стоимость материалов заказчика, израсходованных при проведении ремонта

801
(802, 811)

631

400000

6

Перечислена оплата подрядной организации за выполненные работы

631

321
(323)

120000

 

Пример 2. Бюджетным учреждением получено финансирование из местного бюджета на проведение реконструкции здания в сумме 1302000 грн. Для выполнения работ учреждение заключило с подрядной организацией договор подряда. Согласно договору общая стоимость работ по реконструкции здания составила 1302000 грн.

Размер аванса за выполненные работы составил 390000 грн.

После подписания Акта приемки выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В заказчик перечислил остальные средства за выполненные работы по реконструкции помещения.

В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Поступило финансирование для проведения реконструкции здания

321

702

1302000

2

Перечислен аванс* подрядной организации

631

321

390000

3

Отнесена на фактические расходы стоимость выполненных строительно-монтажных работ (на основании Акта приемки выполненных строительных работ)

802

631

1302000

4

Осуществлены окончательные** расчеты со строительной организацией

631

321

912000

5

Увеличена первоначальная стоимость*** помещения на стоимость работ по его реконструкции (на основании Акта приемки-сдачи)

103

401

1302000

* Согласно требованиям п.п. 1 п. 1 постановления КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 и постановления КМУ «Об утверждении Порядка государственного финансирования капитального строительства» от 27.12.2001 г. № 1764 размер аванса не может превышать 30 % стоимости годового объема работ. В этом случае подрядчик обязан использовать аванс на приобретение и поставку необходимых для выполнения работ материалов, конструкций в течение трех месяцев после его получения. После окончания трехмесячного срока неиспользованные суммы аванса возвращаются заказчику.

** Окончательные расчеты осуществляются в двухнедельный срок после выполнения и приемки всех предусмотренных договором (контрактом) работ и подписания соответствующего акта.

*** Как отмечало Госказначейство в письме от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 17), стоимость выполненных работ по реконструкции помещения заказчик относит на фактические расходы и накапливает их у себя в учете (с начала и до окончания указанных работ и ввода объекта в эксплуатацию) по дебету субсчета 141 «Незавершенное капитальное строительство» и кредиту субсчета 402 «Фонд в незавершенном капитальном строительстве», учитывая такие расходы до момента ввода объекта в эксплуатацию. После окончания реконструкции помещения заказчик на основании Акта приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по форме № ОЗ-2 (бюджет) накопленные фактические расходы списывает у себя в учете по дебету субсчета 402 и кредиту субсчета 141.
Вместе с тем, рассматривая особенности применения счета 14, Госказначейство в письме от 18.05.2007 г. № 3.4-06/1355-6048 отмечало, что необходимость отнесения расходов на незавершенное капитальное строительство возникает в том случае, если строительство объекта (улучшение объектов необоротных активов) проводится более одного бюджетного периода.
Поскольку в нашем случае работы по реконструкции здания выполнены в одном бюджетном периоде, счет 14 не используется.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше