Темы статей
Выбрать темы

О возможности предоставления бюджетным учреждением коммунальных услуг

Редакция ББ
Ответы на вопросы

О ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Бюджетное учреждение предоставляет часть помещения в аренду согласно заключенному договору. Имеет ли право бюджетное учреждение — арендодатель предоставлять арендаторам или другим юридическим лицам коммунальные услуги (по тепло- и водоснабжению, водоотведению)?

Каким образом учреждение должно учитывать суммы, полученные за предоставленные им коммунальные услуги?

(г. Харьков)

 

Вопросы, касающиеся предоставления бюджетными учреждениями помещений в аренду, постоянно освещаются на страницах нашей газеты. Так, недавно в статье «Возмещение расходов при аренде помещений: особенности расчета и порядок оплаты» рассматривалась ситуация, когда арендодатель — бюджетное учреждение полностью оплачивает все расходы, связанные с эксплуатацией помещения, а арендатор, в свою очередь, компенсирует (возмещает) арендодателю такие расходы (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 35).

Также в некоторых случаях бюджетные учреждения могут предоставлять коммунальные услуги другим юридическим и физическим лицам. Преимущественно это касается тех учреждений, которые имеют на балансе котельные, системы отопления или артезианские скважины, оснащенные соответствующим оборудованием для водоснабжения.

Именно в таких случаях возникает вопрос: на самом ли деле такие бюджетные учреждения имеют право предоставлять коммунальные услуги? Для того чтобы ответить на него, необходимо обратиться к нормативно-правовым актам, устанавливающим перечни платных услуг, которые имеют право предоставлять бюджетные учреждения.

Далее приведем в таблице информацию о том, какие бюджетные учреждения имеют право предоставлять платные коммунальные услуги, а также определим, каким нормативно-правовым актом необходимо руководствоваться при их предоставлении.

 

№ п/п

Сфера деятельности

Название услуги

Основание

1

2

3

4

1

Учреждения, относящиеся к сфере управления Государственного агентства водных ресурсов

Услуги, связанные с подачей воды юридическим и физическим лицам из мелиоративных систем и водных источников для полива орошаемых или увлажнения осушенных земель, промышленных и коммунальных нужд, а также полива огородов, садов и богарных земель и наполнения наливных водоемов.

Отведение возвратных вод

Пункты 11 и 13 Перечня платных услуг, которые предоставляются бюджетными учреждениями, относящимися к сфере управления Государственного агентства водных ресурсов, утвержденного постановлением КМУ от 26.10.2011 г. № 1101;

Порядок предоставления платных услуг бюджетными учреждениями и организациями, относящимися к сфере управления Государственного комитета Украины по водному хозяйству, по заказу юридических и физических лиц, утвержденный совместным приказом Госводхоза, Минфина и Минэкономики от 21.05.2001 г. № 92/243/104

2

Учебные заведения, другие учреждения и заведения системы образования, относящиеся к государственной и коммунальной формам собственности

Предоставление гражданам, пользующимся услугами*, указанными в пп. 1 — 3 п. 7 Перечня № 796, коммунальных услуг, услуг по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию домов и помещений.

Предоставление коммунальных услуг пользователям помещений и зданий, не находящихся на балансе учебных заведений

Пункт 7 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796

(далее — Перечень № 796);

Порядок предоставления других платных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758

* К таким услугам отнесены:

1) предоставление специально обустроенных домов и помещений, находящихся на балансе учебных заведений,
для временного проживания;

2) предоставление во время каникул свободных специально обустроенных помещений общежитий для временного проживания;

3) предоставление специально обустроенных помещений общежитий учебных заведений для проживания:
— лиц, которые учатся или работают в соответствующем учебном заведении;
— абитуриентов соответствующего учебного заведения во время вступительных экзаменов;
— лиц, направленных в командировку в такие учебные заведения.

Специально обустроенные дома и помещения — дома и помещения, которые находятся в надлежащем техническом и санитарно-гигиеническом состоянии и в которых созданы надлежащие условия для проживания и отдыха.

3

Бюджетные научные учреждения

Коммунальные услуги

Пункт 30 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, утвержденного постановлением КМУ от 28.07.2003 г. № 1180;

Порядок и условия предоставления платных услуг бюджетными научными учреждениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минфина и Минэкономики от 01.12.2003 г. № 798/657/351

4

Органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы (их производственные мастерские и подсобные хозяйства) и другие учреждения Государственной уголовно-исполнительной службы, содержащиеся за счет бюджетных средств

Тепло-, водоснабжение и водоотведение, очистка канализационных стоков

Пункт 4 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться органами и учреждениями исполнения наказаний, следственными изоляторами (их производственными мастерскими и подсобными хозяйствами) и другими учреждениями Государственной уголовно-исполнительной службы, содержащимися за счет бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 08.08.2007 г. № 1017

 

Как видим, количество бюджетных учреждений, которым разрешено упомянутыми выше перечнями платных услуг предоставлять коммунальные услуги, является незначительным. Поэтому советуем обратить внимание на то, находится ли ваше бюджетное учреждение среди тех, кому разрешено предоставлять платные коммунальные услуги.

Таким образом, только те бюджетные учреждения, которым разрешено упомянутыми выше перечнями платных услуг предоставлять коммунальные услуги, имеют право полученные средства считать платой за услуги. В этом случае средства от предоставления платных коммунальных услуг зачисляются на специальный счет бюджетного учреждения для учета собственных поступлений. В соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) такие поступления относятся ко второй подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности). Использоваться такие поступления должны в первую очередь на организацию дополнительной (хозяйственной) деятельности бюджетных учреждений и хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Кроме того, последовательность расходования средств специального фонда определена п. 23 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

Так, расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются и соответственно расходуются в такой последовательности:

— по установленным направлениям использования;

— на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

— на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Такие поступления обязательно планируются по специальному фонду с учетом требований п. 18 Порядка № 228. В частности, в этом пункте определено, что в процессе формирования специального фонда проекта сметы планирование собственных поступлений бюджетных учреждений осуществляется по группам и подгруппам, определенным БКУ, а также определены особенности планирования показателей собственных поступлений для каждой группы.

Что касается первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления от платы за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно законодательству), то такие поступления планируются в смете с учетом уровня их фактического выполнения за последний отчетный год, а также ожидаемого выполнения таких показателей за период, предшествующий планируемому.

В связи с этим Государственная казначейская служба в письме от 21.05.2012 г. № 16-08/1583-7058 (см. с. 10 этого номера газеты) напомнила о том, что доходы бюджетных учреждений, не предусмотренные соответствующим перечнем платных услуг, подлежат перечислению в доходы бюджета, из которого осуществляется содержание учреждения по коду классификации доходов бюджета 24060300 «Прочие поступления». На обязательность перечисления в бюджет средств за платные услуги, предоставление которых бюджетными учреждениями не предусмотрено действующим законодательством, Государственная казначейская служба также обращала внимание в своем письме от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42).

В бухгалтерском учете основные операции по предоставлению коммунальных услуг бюджетные учреждения отражают следующими записями:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Начислена плата за предоставленные платные услуги*

364
(675)

711

2

Получены средства за предоставленные платные услуги

323

364
(675)

3

Осуществлены расходы за счет средств, полученных как плата за услуги

811

364
(675)

* Обратите внимание: задолженность потребителей за предоставленные учреждением платные коммунальные услуги должна быть отражена на основании первичных документов (акта предоставленных услуг, договора и т. п.) на субсчете 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при предоставлении услуг или сразу после их предоставления, а не при фактическом поступлении платы за них.

Если услуги предоставлены, а оплата за них еще не поступила, в бухгалтерском учете учреждения обязательно нужно начислить доход за предоставленные услуги с отражением дебиторской задолженности за их потребителями.

 

При предоставлении платных коммунальных услуг их стоимость бюджетное учреждение определяет и устанавливает самостоятельно. При этом базой для определения цены услуги является расчет расходов, связанных с непосредственным предоставлением коммунальных услуг. Размер платы за предоставление конкретной коммунальной услуги определяется на основании ее стоимости, которая рассчитывается на весь срок ее предоставления и в полном объеме.

В этом случае бюджетное учреждение, предоставляющее коммунальные услуги, составляет калькуляцию по каждой платной услуге, по которой осуществляется расчет стоимости.

Основанием для предоставления коммунальных услуг является договор о предоставлении платных услуг, заключенный бюджетным учреждением и потребителями коммунальных услуг.

При заключении договора о предоставлении платных коммунальных услуг советуем бюджетным учреждениям обратить внимание на следующие документы:

постановление КМУ «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» от 01.06.2011 г. № 869, которым, в частности, утверждены Порядок формирования тарифов на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и снабжение, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей водой, Порядок формирования тарифов на централизованное водоснабжение и водоотведение, Порядок формирования тарифов на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий ;

постановление КМУ «Некоторые вопросы государственного регулирования рынка коммунальных услуг» от 11.08.2010 г. № 760;

постановление КМУ «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению» от 21.07.2005 г. № 630.

В финансовой отчетности бюджетного учреждения задолженность за предоставленные потребителям коммунальные услуги в соответствии с договором о предоставлении платных услуг должна отображаться как задолженность по доходам бюджетного учреждения в строке 010 Отчета о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м).

И еще один момент. В некоторых случаях бюджетные учреждения предоставляют платные услуги, в состав стоимости которых включена стоимость коммунальных услуг. В частности, это касается тех бюджетных учреждений, которые предоставляют услуги по проживанию (например, учебные заведения, детские заведения оздоровления и отдыха). В таких случаях стоимость коммунальных услуг учитывается при составлении калькуляции стоимости проживания. Детально этот вопрос рассматривался в материале «Вопросы калькуляции стоимости проживания в студенческом общежитии» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 35).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше