Темы статей
Выбрать темы

Родительская плата в детском саду

Редакция ББ
Ответы на вопросы

РОДИТЕЛЬСКАЯ ПЛАТА В ДЕТСКОМ САДУ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

1. Существует ли методика начисления родительской платы в детском саду?

2. Можно ли направить благотворительные взносы, полученные дошкольным учебным заведением (далее — ДУЗ), на оплату детского питания, тем самым уменьшив родительскую плату?

3. Могут ли родители сами закупать продукты питания и передавать их в ДУЗ вместо платы за пребывание детей в нем?

4. Можно ли реализовывать отходы продуктов питания и тару?

(Винницкая обл.)

 

1. Для ответа на первый вопрос сначала следует определить, что имел в виду читатель под понятием «родительская плата».

В данном случае может идти речь о родительской плате в виде:

— добровольных благотворительных взносов родителей на развитие ДУЗ;

— платы родителей за пребывание детей в ДУЗ.

Остановимся на обоих вариантах.

Не секрет, что на сегодняшний день в ДУЗ существует практика сборов средств с родителей воспитанников, которые направляются на поддержку и развитие ДУЗ (текущий ремонт помещений, закупка игрушек, штор на окна, посуды и т. п.).

Следует четко понимать, что такие сборы могут проводиться только по желанию родителей и относятся они к благотворительным взносам.

В соответствии с Порядком получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденным постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222 (далее — Порядок № 1222), к средствам специального фонда бюджетного учреждения относятся благотворительные взносы, которые могут предоставляться благотворителями в денежной форме для нужд финансирования учреждений и заведений образования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы или услуги.

К тому же ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) определено, что благотворительные взносы, гранты и подарки бюджетные учреждения получают дополнительно к средствам общего фонда бюджета и включают их в спецфонд как поступления первой подгруппы второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Целью сбора родительских средств при недостаточном бюджетном финансировании является улучшение материально-технической базы учреждений и заведений образования. Средства и товарно-материальные ценности, поступающие от родителей, должны быть включены в специальный фонд сметы бюджетного учреждения и направляться на мероприятия, не обеспеченные или частично обеспеченные бюджетным финансированием.

При этом на руководителей и главных бухгалтеров заведений образования возлагаются функции осуществления контроля за полнотой оприходования и целевым использованием полученных от родителей средств.

Отметим, что согласно п. 2 Порядка № 1222 если благотворителем конкретные цели использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем заведения-приобретателя согласно первоочередным нуждам, связанным исключительно с основной деятельностью этого заведения.

Следует отметить, что с целью предотвращения возникновения сомнений у родителей относительно злоупотреблений со стороны руководителей ДУЗ зачисление средств необходимо осуществлять в кассы таких заведений. При этом родителям нужно выдавать соответствующую квитанцию к приходному кассовому ордеру. Также родители могут перечислять средства на счет ДУЗ через банковское учреждение.

После получения благотворительного взноса в специальный фонд сметы заведения необходимо внести изменения в соответствии с п. 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

Контроль за поступлением и целевым использованием родительской платы, кроме руководства и бухгалтерии ДУЗ, могут осуществлять попечительский совет и родительский совет при участии представителей родительских троек.

Вопросы деятельности попечительского совета урегулированы п. 48 Положения о дошкольном учебном заведении, утвержденного постановлением КМУ от 12.03.2003 г. № 305.

Так, в ДУЗ может создаваться и действовать попечительский совет — орган самоуправления, который формируется из представителей органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, отдельных граждан с целью привлечения общественности к решению проблем образования, обеспечения благоприятных условий эффективной работы ДУЗ.

Попечительский совет (в составе 7 — 15 человек) создается по решению общего собрания (конференции) или совета ДУЗ.

Члены попечительского совета избираются на общем собрании (конференции) ДУЗ и работают на общественных началах.

Возглавляет попечительский совет председатель, который избирается путем голосования на его заседании из числа членов попечительского совета.

Количество заседаний определяется их целесообразностью, но, как правило, составляет не менее четырех раз в год.

Подведем итоги. Благотворительные взносы от родителей должны приниматься исключительно на добровольных началах с обязательным документальным оформлением . Об этом также свидетельствует и письмо Минобразования от 09.04.2012 г. № 1/9-272.

Теперь перейдем к рассмотрению родительской платы как платы за пребывание детей в ДУЗ.

Вопросы, связанные с взиманием платы с родителей за питание детей в ДУЗ, в первую очередь регламентируются ст. 35 Закона Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III, постановлением КМУ «О неотложных вопросах деятельности дошкольных и интернатных учебных заведений» от 26.08.2002 г. № 1243 и Порядком установления платы для родителей за пребывание детей в государственных и коммунальных дошкольных и интернатных учебных заведениях, утвержденным приказом Минобразования от 21.11.2002 г. № 667 (далее — Порядок № 667).

Так, родители или заменяющие их лица вносят плату за питание детей в государственном и коммунальном ДУЗ в размере, не превышающем 50 % в городской местности и 30 % в сельской местности от стоимости питания в день.

Согласно п.п. 2.2 Порядка № 667 размер платы по представлению ДУЗ устанавливают местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или предприятия, организации и учреждения, которые находятся в государственной (коммунальной) форме собственности и имеют в своем подчинении ДУЗ, один раз в год с учетом материального состояния семьи и режима работы этого заведения.

От платы за питание детей освобождаются родители или заменяющие их лица в семьях, в которых совокупный доход на каждого члена семьи за предыдущий квартал с учетом индекса роста цен не превышал уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированного минимума), ежегодно устанавливаемый законом о госбюджете для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных ДУЗ.

Размер платы уменьшается на 50 % для родителей, в семьях которых проживает трое и более детей.

При этом наравне с родными детьми учитываются падчерицы и пасынки, проживающие в этой семье, если они не были учтены в семье другого родителя, а также дети, на которых оформлена опека в связи со смертью родителей, лишением их родительских прав, осуждением к лишению свободы, включая время нахождения под следствием или направления на принудительное лечение и т. п.

Плата за питание детей в ДУЗ вносится ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца , за который вносится плата, в банковские учреждения (их филиалы). Руководители ДУЗ несут ответственность за своевременное поступление родительской платы. В случае невнесения платы в установленные сроки эти суммы взыскиваются в порядке, определенном действующим законодательством.

Родители оплачивают только дни посещения ребенком ДУЗ. За дни, в которые ребенок не посещал заведения (в случае болезни, карантина, санаторного лечения, отпуска родителей или заменяющих их лиц, в летний оздоровительный период (75 дней) и т. п.), плата с родителей не взимается.

Следует отметить, что обеспечение питанием детей в государственных и коммунальных ДУЗ с частичной оплатой согласно законодательству предусмотрено Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796 (далее — Перечень № 796), как один из видов платных услуг, предоставляемых ДУЗ.

Как определено в п. 17 Порядка № 228, объемы поступлений в специальный фонд проекта сметы определяются на основании расчетов, составляемых по каждому источнику доходов и/или финансирования бюджета либо возврата кредитов в бюджет, которые планируются на следующий год.

За основу этих расчетов, в частности, берется объем предоставления тех или иных платных услуг, а также другие расчетные показатели и размер платы в расчете на единицу показателя, который должен устанавливаться согласно законодательству.

Начисление родительской платы должно обязательно отражаться в бухгалтерском учете ДУЗ. Кроме этого, для дополнительного контроля учет родительской платы может вестись в оперативном учете.

Как уже указывалось выше, размер платы за питание устанавливают местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или предприятия, организации и учреждения, имеющие в своем подчинении ДУЗ.

Расчет стоимости пищедня производится исходя из натуральных норм питания детей и фактической стоимости продуктов питания в регионе.

Напомним, что нормы питания для детей утверждены постановлением КМУ «Об утверждении норм питания в учебных и оздоровительных заведениях» от 22.11.2004 г. № 1591.

2. Теперь рассмотрим вопрос об использовании благотворительных взносов на возмещение стоимости питания детей в ДУЗ.

Как уже указывалось выше, благотворитель может сам определить направления использования благотворительных взносов (целевая благотворительная помощь), а при отсутствии определенных направлений использования благотворительных взносов такие направления определяет руководитель заведения.

Если ДУЗ была оказана целевая благотворительная помощь от сторонних юридических или физических лиц на покрытие расходов родительской платы за питание детей в ДУЗ, то считаем, что такие средства можно направить на указанную благотворителем цель, тем самым уменьшив размер родительской платы.

Однако исключением при этом являются благотворительные взносы от родителей, ведь согласно п. 3 Порядка № 1222 благотворительные взносы не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг по перечням, определенным в установленном порядке, в данном случае — по Перечню № 796.

В соответствии с п.п. 2.2 Порядка № 667 местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или предприятия, организации и учреждения, которые находятся в государственной (коммунальной) форме собственности и имеют в своем подчинении ДУЗ, могут устанавливать дополнительные льготы по родительской плате за питание детей в ДУЗ за счет средств соответствующих местных бюджетов, предприятий, организаций, учреждений.

В отношении направления обычной, т. е. нецелевой благотворительной, помощи на покрытие расходов на питание детей отметим следующее.

Исходя из норм пп. 23 и 49 Порядка № 228 средства специального фонда используются:

— в первую очередь — согласно установленным направлениям использования;

— во вторую очередь — на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

— в третью очередь — на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Таким образом, нецелевые благотворительные взносы можно израсходовать на указанные цели только в том случае, если полностью соблюдена очередность расходования средств специального фонда, предусмотренная п. 23 Порядка № 228.

3. Закупка и передача продуктов питания родителями в ДУЗ являются также благотворительной помощью, но не в денежном виде, а в натуральном.

Как уже было указано, согласно п. 3 Порядка № 1222 благотворительные взносы не могут заменять плату за предоставление учреждениями и заведениями платных услуг по перечням, определенным в установленном порядке.

Таким образом, родители не могут сами закупать и передавать в ДУЗ продукты питания вместо внесения родительской платы.

4. Реализация отходов продуктов питания действующим законодательством не предусмотрена. Как правило, отходы продуктов питания выбрасываются в мусорные баки.

Определение отходов и правила обращения с ними приведены в Инструкции по организации питания детей в ДУЗ, утвержденной совместным приказом Минобразования и Минздрава от 17.04.2006 г. № 298/227 (далее — Инструкция № 298/227).

Согласно п. 1.21 Инструкции № 298/227 для установления фактического количества отходов после завоза в ДУЗ свежих овощей необходимо провести их контрольную зачистку.

Фактическое количество отходов устанавливается взвешиванием продукта до и после холодной обработки.

Количество отходов делится на массу продукта до очистки (в г брутто) и умножается на 100 % (например: картофель до очистки — 1000 г, после очистки — 700 г, отходы — 300 г (1000 - 700); удельный вес отходов составляет (300 г : 1000 г) х 100 % = 30 %).

В случае поступления продуктов питания, продовольственного сырья, в котором удельный вес отходов превышает стандартный, осуществляется контрольная кулинарная обработка, во время которой устанавливается фактическое количество отходов.

Если удельный вес несъедобной части пищевых продуктов превышает стандартные отходы, то в Тетради учета отходов указывается фактическое количество отходов (в процентах), например: картофель — 32 %, морковь — 28 %.

По результатам обработки составляется акт или делается соответствующая запись в Тетради учета отходов за подписью трех лиц (медсестры, повара и независимого лица), которая удостоверяется подписью руководителя заведения.

В Тетрадь учета отходов заносится также информация об отходах после холодной обработки или до второй термической обработки рыбы, мяса, используемых для приготовления котлет, биточков и других блюд. При этом отходы мяса, рыбы, яиц и т. п. хранятся до вечера, т. е. окончания рабочего дня поваров.

Удельный вес несъедобной части пищевых продуктов приведен в приложении 6 к Инструкции № 298/227. Форма Тетради учета отходов приведена в приложении 7 к этой Инструкции.

Следует отметить, что процент отходов увеличивается при длительном хранении в неблагоприятных условиях, а также при несоблюдении товарного соседства.

Нормы естественной убыли продуктов питания при хранении в кладовых и складских помещениях в зависимости от сезона года приведены в приложении 14 к Инструкции № 298/227.

Согласно п. 5.13 этой Инструкции пищевые отходы, остающиеся после приготовления еды на пищеблоке, объедки после кормления детей в группах необходимо собирать в специально маркированные емкости, которые наполняются не более чем на 2/3 объема. Независимо от объема наполнения емкостей отходы выносят, емкости опустошают в конце каждого дня, промывают 2-процентным раствором кальцинированной соды, ополаскивают горячей водой и сушат.

Также отметим, что согласно п. 14 Санитарных правил устройства и содержания дошкольных учреждений (детские ясли, детские сады, детские сады-ясли) СанПиН 3231-85, утвержденных заместителем Главного государственного санитарного врача СССР от 20.03.85 г. № 3231-85, мусоросборники должны быть металлическими с крышками и размещаться только на хозяйственной площадке на расстоянии не менее 25 м от здания на забетонированных или заасфальтированных основаниях.

Требования по отдельному списанию отходов продуктов питания действующим законодательством не предусмотрены. Списываются отходы в общем количестве продуктов питания по общим ценам.

Напомним, что согласно п. 66 Инструкции по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125), аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии учреждения ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственным лицам в оборотных ведомостях. Записи в оборотные ведомости вносятся на основании данных накопительных ведомостей по поступлению и расходованию продуктов питания. В оборотных ведомостях ежемесячно подсчитываются обороты и определяются остатки на начало месяца.

Рассмотрим вопрос, касающийся реализации тары.

Напомним, что подобные вопросы уже рассматривались на страницах нашей газеты в консультациях «Учет стеклотары» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 30, с. 31) и «Учет и реализация стеклотары» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 16, с. 21).

Учет тары (возвратной или обменной (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободной (порожней), так и заполненной продуктами питания), осуществляется в соответствии с Инструкцией по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, находящихся на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом Минздрава СССР от 05.05.83 г. № 530 (далее — Инструкция № 530).

Других инструкций по учету продуктов питания и тары на сегодняшний день не существует, поэтому эту Инструкцию можно взять за основу учета не только в сфере здравоохранения, но и в других отраслях бюджетной сферы.

В соответствии с п. 4 Инструкции № 530 хранение продуктов питания и тары должно осуществляться в специально оборудованных и приспособленных продуктовых складах (кладовых), овощехранилищах, которые обеспечивают полную безопасность, соблюдение санитарных норм и правил.

В соответствии с п. 29 Инструкции № 125 тара должна учитываться на субсчете 236 «Тара».

Тара учитывается по ценам, указанным в счетах поставщиков. При возврате или реализации тары разница между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, относится на фактические расходы (п. 46 Инструкции № 125).

Согласно п. 18 Инструкции № 530 пустая тара возвращается поставщикам или таросборочным организациям и т. п. Возврат тары оформляется документами в установленном порядке. Таросборочные организации на принятую тару выписывают накладные, являющиеся документами для расчетов за возвращенную тару.

Если при поступлении продуктов питания стоимость тары отдельно не определена, то тару необходимо определить и оценить, поскольку в дальнейшем ожидается получение экономической выгоды от ее реализации. Эта функция может быть возложена руководителем учреждения на постоянно действующую комиссию по списанию материальных ценностей.

Доходы от реализации имущества, в том числе тары, в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Расходование средств этой подгруппы в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ возможно на ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты, хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше