Темы статей
Выбрать темы

График работы воспитателя школы-интерната

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ГРАФИК РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ школы-ИНТЕРНАТА

 

Светлана МЕРЕНКОВА, ведущий государственный финансовый инспектор Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

 

В школе-интернате для детей, лишенных родительской опеки, работает воспитатель по срочному трудовому договору на 1,2 ставки, которому установлена 6-дневная рабочая неделя и неравномерный график работы (три дня по 4 часа и три дня по 6 часов).

Сокращается ли продолжительность работы накануне праздничных дней на один час для такого работника?

(г. Львов)

 

Согласно ст. 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV (далее — Закон № 651) школа-интернат I — III ступеней с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся в социальной помощи, является общеобразовательным учебным заведением.

Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются КЗоТ, Законом Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII (далее — Закон № 1060), Законом № 651 и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии с п. 3 ст. 54 Закона № 1060 педагогические и научно-педагогические работники принимаются на работу путем заключения трудового договора, в том числе по контракту.

Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Условия, при которых соблюдение письменной формы является обязательным, оговорены в ст. 24 КЗоТ. При этом законодательством не оговорено, что коллективным договором обязательно должны быть предусмотрены условия для заключения трудовых договоров в письменной форме.

Таким образом, в случаях, не предусмотренных ст. 24 КЗоТ, руководитель учреждения сам принимает решение, в какой форме заключать трудовой договор: устной или письменной.

В соответствии с абз. 2 п. 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102, учебная нагрузка между учителями, преподавателями и другими педагогическими работниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в учреждении.

Согласно ст. 51 КЗоТ законодательством устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников. В частности, сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается и воспитателю дома-интерната. Так, педагогическая нагрузка воспитателя общеобразовательной специальной школы (школы-интерната) составляет 25 часов в неделю, что составляет тарифную ставку.

Однако рабочее время работников учреждений образования включает не только преподавательскую (учебную) работу, но и другую педагогическую деятельность, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, а именно: подготовительную, воспитательную, методическую, организационно-педагогическую и другую работу. Такая работа также требует затрат рабочего времени. В то же время рабочее время, которое используется на выполнение такой работы, ни одним нормативным документом не нормировано. На это обратило внимание и Минсоцполитики в письме от 30.06.2011 г. № 212/13/116-11.

Поскольку законодательством не установлены четкие границы рабочего времени педагогических работников, круг их обязанностей, продолжительность рабочего дня и рабочей недели определяются администрацией учебного заведения самостоятельно. Так, согласно ст. 52 КЗоТ конкретная продолжительность рабочей недели устанавливается собственником или уполномоченным органом совместно с профсоюзным комитетом по согласованию с местными органами исполнительной власти.

Рабочее время педагогического работника должно определяться исходя из объема его учебных, методических и организационных обязанностей, отраженных в индивидуальном рабочем плане. При этом, как подчеркнуло Минсоцполитики в письме от 30.06.2011 г. № 212/13/116-11, установление для педагогических работников, которые согласно законодательству имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, 40-часовой рабочей недели, неправомерно.

Согласно ст. 52 КЗоТ на предприятиях, в учреждениях, организациях, где по характеру производства и условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается собственником или уполномоченным им органом совместно с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем) с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива.

Как предусмотрено ст. 52 КЗоТ, при шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не может превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов и 4 часов при недельной норме 24 часа.

В данном случае воспитатель был принят на работу на 1,2 ставки, соответственно продолжительность его ежедневной работы будет превышать 4 часа.

При решении вопроса о продолжительности работы накануне праздничных и нерабочих дней необходимо руководствоваться ст. 53 КЗоТ.

Указанной нормой предусмотрено, что накануне праздничных и нерабочих дней, установленных ст. 73 КЗоТ, продолжительность работы работников, кроме тех, которые указаны в ст. 51 КЗоТ, сокращается на один час, как при пятидневной, так и при шестидневной рабочей неделе.

Обратите внимание, что в ст. 53 КЗоТ речь идет о сокращении продолжительности работы, а не рабочего времени. То есть эта норма не предусматривает сокращение рабочего времени, а лишь требует его перераспределения таким образом, чтобы накануне праздничных и нерабочих дней продолжительность работы сокращалась при условии, что норма продолжительности рабочего времени, предусмотренная законодательством, не уменьшается и, соответственно, оплата труда сохраняется в размере полной тарифной ставки, полного оклада. На это также обращал внимание специалист Минсоцполитки в консультации, опубликованной в газете «Праця і зарплата», 2012, № 32, с. 13.

На работников, которым законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (перечислены в ст. 51 КЗоТ), правило об уменьшении на один час продолжительности рабочего дня накануне праздничных и нерабочих дней не распространяется. Это касается, в частности, педагогических работников. Это значит, что накануне праздничных и нерабочих дней нельзя применять сокращение на один час к части рабочего времени педагогических работников, связанной с преподавательской работой (педагогическая нагрузка).

На основании п.п. «а» п. 17 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455, работники учебного заведения обязаны выполнять требования правил внутреннего распорядка, соответственно, педагогический работник обязан соблюдать установленный ему шестидневный график работы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше