Темы статей
Выбрать темы

Особенности применения норм расхода топлива

Редакция ББ
Статья

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА

 

По многочисленным просьбам наших читателей в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 18 были опубликованы Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43, с учетом изменений, внесенных приказом Мининфраструктуры от 24.01.2012 г. № 36.

После того как Нормы расхода топлива претерпели значительные изменения, в редакцию нашей газеты поступило много вопросов, касающихся порядка применения обновленных Норм. В связи с этим в предлагаемой вашему вниманию статье рассмотрим, в чем заключается суть основных изменений, которые были внесены в указанный документ и на которые рекомендуем обратить внимание бюджетным учреждениям.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для бюджетных учреждений, имеющих на балансе или использующих на условиях аренды транспортные средства, Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), являются основным документом, которым они руководствуются при списании использованных горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ).

Необходимость внесения изменений в Нормы № 43 назрела уже давно, поскольку устаревшая методика расчета нормативного расхода топлива, изложенная в предыдущей редакции Норм № 43, не позволяла в полной мере учесть современные условия эксплуатации (например, повышенный скоростной режим на автомагистралях; перемещение в крупных городах с затрудненным движением, в частности в заторах; необходимость поездок на короткие расстояния и т. п.).

Благодаря принятию приказа Мининфраструктуры «Об утверждении изменений к Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 24.01.2012 г. № 36 (далее — приказ № 36) указанная методика была дополнена и доработана с учетом результатов последних исследований экономичности автомобилей в разных эксплуатационных условиях.

Изменения, внесенные в Нормы № 43, вступили в силу с 1 марта 2012 года, а значит, начиная с этой даты бюджетные учреждения должны применять обновленные Нормы № 43 при списании использованных ГСМ.

Далее рассмотрим основные положения обновленных Норм № 43 подробнее.

 

Каким образом определяется нормативное количество использованных ГСМ?

Нормирование расхода топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяют базовые линейные нормы, установленные в отношении конкретных моделей (модификаций) автомобилей, и систему нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учесть выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Порядок определения нормативного расхода топлива (Qн), под которым понимают расход топлива автомобилем (оборудованием, различной техникой на колесном шасси и т. п.) при осуществлении пробега, выполнении транспортной или специальной работы в определенных условиях эксплуатации, установлен п. 1.9 Норм № 43.

Нормативный расход топлива для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывается по приведенным в разд. 4 этих Норм формулам в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его предназначения с применением соответствующих норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки. Заметим, что изменения, внесенные приказом № 36, затронули только одну формулу из указанного раздела, предназначенную для расчета нормативного расхода топлива на работу обогревателя для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных такими обогревателями (п. 4.2 Норм № 43).

Что касается формул, применяемых для расчета нормативного расхода топлива для разных видов транспортных средств (легковых автомобилей и автобусов, бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов, специальных и специализированных автомобилей), то они остались без изменений.

 

Какие существуют виды норм расхода ГСМ?

Значительные изменения внесены в перечень видов норм расхода топлива, предусмотренных разд. 1 Норм № 43, а также установлены особенности их применения.

Обобщенную информацию о видах норм расхода ГСМ представим в таблице.

 

Виды норм расхода топлива

Вид норм расхода ГСМ

Порядок применения

Значение

1

2

3

1. Базовая линейная норма (Hs)

(п. 1.2 Норм № 43)

Устанавливается на 100 км пробега автомобиля

Приведены в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей

Базовая линейная норма Hs устанавливается:
— для грузовых автомобилей (за исключением самосвалов) — в снаряженном состоянии;
— для легковых автомобилей и автобусов (полная масса которых не превышает 3,5 т) и самосвалов — с половиной нагрузки;
— для автобусов (полная масса которых превышает 3,5 т) — с полной нагрузкой (полной массой);
— для грузопассажирских автомобилей — в снаряженном состоянии с половиной массы пассажиров.

В связи с тем, что большинство современных автомобилей имеют многовариантное конструктивное исполнение (например, комплектация одной модели автомобиля разными моделями двигателя и т. п.), вновь разработанные и пересмотренные начиная с 1997 года базовые линейные нормы приведены в отдельных таблицах с указанием технических данных и особенностей конструктивного исполнения моделей (модификаций) транспортных средств, позволяющих их идентифицировать. Эти нормы распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения.

Базовые линейные нормы расхода топлива установлены в таких единицах измерения:
— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);
— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);
— для газодизельных автомобилей: нормы расхода сжатого природного газа — в м3/100 км, а дизельного топлива — в л/100 км.

При необходимости расчета нормативного расхода ГСМ на автомобили, производство которых прекращено 25 и более лет назад, применяются корректирующие коэффициенты и формулы расчетов, приведенные в Нормах № 43, а также базовые линейные нормы, приведенные в Нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса от 03.05.95 г. № 179.

2. Норма на выполнение транспортной работы (Hw)

(п. 1.3 Норм № 43)

Учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом. Устанавливается на 100 тонно-километров (т·км)

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы (Hw) в зависимости от вида топлива составляют:
— бензин — 2,0 л/100 т·км;
— дизельное топливо — 1,3 л/100 т·км.

 

 

При работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, не подпадающих под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3 — 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы Hwв зависимости от вида топлива составляют:

— бензин — 1,4 л/100 т•км;
— дизельное топливо — 0,9 л/100 т•км.

При питании двигателя другими видами топлив, в частности сжиженным нефтяным газом (СНГ), сжатым природным газом (СПГ), в том числе в случае газодизельного питания, к приведенным в этом пункте нормам применяются переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43, а именно:

а) бензин — СПГ — 1:1;

б) бензин — СНГ — 1:1,25;

в) дизтопливо (дизель) — СПГ — 1:0,92

Норма на выполнение транспортной работы Hwприменяется для:
— бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов;
— автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, которые выполняют работу, учитываемую в тонно-километрах (может применяться для легковых автомобилей и автобусов с прицепами, которые выполняют транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах).

При осуществлении магистральных перевозок современными грузовыми автомобилями рекомендуется применять норму на транспортную работу в пределах 0,55 — 0,7 л дизельного топлива на 100 т•км.

Фактический расход топлива на выполнение транспортной работы увеличивается в условиях эксплуатации, включающих осуществление большого количества остановок и фаз разгона-выбега-торможения на единицу пути, повышенное сопротивление качению (некачественное дорожное покрытие, дороги из щебня (гравия), грунтовые дороги и т. п.), холмистый рельеф местности.

Большие значения норм на выполнение транспортной работы, подпадающие под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 — 3.1.8, 3.1.15 Норм № 43, при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

3. Норма на одну тонну снаряженной массы (Нg)

(п. 1.4 Норм № 43)

Учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа

Норма на одну тонну снаряженной массы Нg (автопоезда, автомобиля, прицепа или полуприцепа и т. п.) применяется в случае изменения снаряженной массы автомобиля.

Нормы на одну тонну снаряженной массы Нg (л/100 т•км) в зависимости от вида топлива равняются соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно п. 1.3 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы) и используются так же, как и нормы на выполнение транспортной работы

4. Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке (Нz)

(п. 1.5 Норм № 43; используется также старое название — норма на ездку с грузом)

Учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций погрузки и разгрузки — на одну ездку

Нz установлена на каждую ездку с грузом. Ее максимально возможное значение рассчитывается в зависимости от грузоподъемности автомобиля следующим образом:

Hz = 0,02 х Gв,

где Нz — норма на ездку с грузом, литров дизельного топлива;

Gв — грузоподъемность автомобиля, т.

При питании двигателя бензином эта норма увеличивается на 25 %.

При питании двигателя СПГ, СНГ и другими видами топлива (в том числе в случае газодизельного питания) применяются переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4 Норм № 43 (см. п. 2 этой таблицы)

Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке Hz применяется для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами и учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в местах загрузки и разгрузки и выполнением операции по разгрузке.

5. Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях (Hоб) (п. 1.6 Норм № 43)

Устанавливается на час работы оборудования или на выполненную операцию

Нормы на работу специального оборудования приведены в табл. Б.1 приложения Б к Нормам № 43

Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, Hобприменяется для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, буровые установки и т. п.).

6. Норма на пробег при выполнении специальной работы (Hsc) (п. 1.7 Норм № 43)

Устанавливается на 100 км пробега

Нормы на пробег при выполнении специальной работы по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в табл. Б.2 приложения Б к Нормам № 43

Норма на пробег при выполнении специальной работы Hsc применяется для специальных и специализированных автомобилей, которые выполняют специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.).

7. Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя (Hон) (п. 1.8 Норм № 43)

Устанавливается на один час работы независимого обогревателя

Базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями на один час работы обогревателя приведены в приложении Г к Нормам № 43.

При условии отсутствия в приложении Г нормы на работу автономного обогревателя применяется корректирующий коэффициент согласно п.п. 3.1.13 Норм № 43 или, при необходимости, устанавливается соответствующая норма согласно п. 2.2 этих Норм

Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя Hон применяется для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных автономными обогревателями.

Нормативный расход топлива на работу автономного обогревателя устанавливается в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (соответствующей его номинальной мощности) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды в холодное время года (процент использования мощности обогревателя):

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 20 %;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 40 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 60 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 80 %;

ниже чем -25 °C — до 100 %.

Расход топлива на работу обогревателя учитывается в общем нормативном расходе топлива согласно п. 4.2 Норм № 43.

 

Кроме того, согласно п. 1.10 Норм № 43 нормативы расхода смазочных материалов установлены на 100 л (100 м3 СПГ) нормативного расхода топлива Qн, рассчитанного для данного автомобиля:

— нормативы расхода масел — в л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

— нормативы расхода смазочных материалов — в кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн,

и приведены в приложении В к этим Нормам.

Нормативы расхода масел и смазочных материалов уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет, кроме автомобилей, указанных в приложении В знаком (*). Нормативы увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

Чаще всего бюджетные учреждения применяют базовую линейную норму на пробег автомобиля, которая определяется из таблиц, размещенных в приложениях А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) транспортных средств. При этом для расчета общего нормативного расхода топлива полученное базовое значение норм расхода топлива корректируется на поправочные коэффициенты, приведенные в разд. 3 Норм № 43.

 

Какие корректировочные коэффициенты к нормам расхода ГСМ применяются в настоящее время?

Значительные изменения внесены в разд. 3 Норм № 43, который посвящен порядку определения коэффициентов корректировки норм расхода топлива, приведенных в форме процентов повышения или понижения базового значения нормы, при помощи которых осуществляется учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов.

По сравнению с прежней редакцией разд. 3 Норм № 43 после принятия приказа № 36 внешне вроде бы ничего особо не изменилось. Как и раньше, в п. 3.1 Норм № 43 перечислены повышающие, а в п. 3.2понижающие коэффициенты, при этом п. 3.3 установлено, что в случае применения одновременно нескольких корректировочных коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, равный сумме данных надбавок (понижающие корректировочные коэффициенты являются отрицательными):

KΣ= K1 + K2 + … + Кn .

В то же время отметим, что из всех повышающих коэффициентов только два и в дальнейшем будут устанавливаться по старым правилам — при работе на дорогах со сложным планом (п.п. 3.1.3 Норм № 43) и при почасовой работе грузовых (кроме самосвалов) и грузопассажирских автомобилей (п.п. 3.1.11). Остальные из повышающих коэффициентов, а также все понижающие коэффициенты подверглись серьезным изменениям. Из наиболее распространенных коэффициентов особое внимание рекомендуем обратить на новые правила применения надбавок за работу в холодное время года (п.п. 3.1.1), за работу в городских условиях (п.п. 3.1.4), а также на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля (п.п. 3.1.13).

Обобщим в табличной форме информацию о корректировочных коэффициентах, предусмотренных разд. 3 Норм № 43 (с учетом изменений, внесенных приказом № 36), а также об условиях и порядке их применения.

 

Порядок применения корректировочных коэффициентов к нормам расхода топлива

Подпункт Норм № 43

Условия применения коэффициента

Повышающий (понижающий) коэффициент

Порядок применения

1

2

3

4

Повышающие коэффициенты (п. 3.1 Норм № 43)

П.п. 3.1.1

Работа в холодное время года

П.п. 3.1.1.1

надбавка в зависимости от фактической температуры* воздуха окружающей среды:

1) применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных;

2) при осуществлении перевозок в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректирующий коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости — и промежуточных) пунктов направления

от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно

до 2 %

ниже -5 °C и до -10 °C включительно

до 4 %

ниже -10 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

ниже -15 °C и до -20 °C включительно

до 8 %

ниже -20 °C и до -25 °C включительно

до 10 %

ниже -25 °C

до 12 %

П.п. 3.1.1.2

надбавка на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние, длина которого менее 2 км (после предыдущего перерыва с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа):

1) соответствующие условия эксплуатации, предусматривающие перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа, должны быть надлежащим образом задокументированы;

2) надбавка, указанная в п.п. 3.1.1.2 Норм № 43, прибавляется к надбавке, указанной в п.п. 3.1.1.1 Норм № 43, при расчетах нормативного расхода топлива на часть маршрута — на пробег первых
2 км или на пробег на короткое расстояние менее
2 км, — только в определенных п.п. 3.1.1.2 Норм № 43 условиях эксплуатации;

3) надбавку рекомендуется применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после продолжительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля;

4) порядок применения этой надбавки в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и надбавки, указанной в п.п. 3.1.1.1 Норм № 43

от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно

до 2 %

ниже -5 °C и до -10 °C включительно

до 4 %

ниже -10 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

ниже -15 °C и до -20 °C включительно

до 8 %

ниже -20 °C и до -25 °C включительно

до 10 %

ниже -25 °C

до 12 %

* Температура, принимаемая в расчетах, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

Отчетный период эксплуатации выбирается по решению руководителя учреждения.

Для всего автотранспортного парка учреждения может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства.

Для расчетов может использоваться значение среднесуточной температуры, или, в случае необходимости, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), приходящуюся на время эксплуатации техники.

Среднее значение может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения в соответствии с записями в путевых листах и/или других отчетных документах.

Могут выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и соответствующий ему пробег, с установлением на эти периоды (часть маршрута) индивидуальных значений надбавки (например, движение в ночное время, в холодное время года, при температуре значительно ниже среднесуточной и т. п.).

Для отдельных автомобилей или всего автотранспортного парка учреждения может быть установлено фиксированное значение надбавки на любой период, при условии, что разница между фактической средней температурой воздуха окружающей среды, которая приходится на время эксплуатации техники за этот период, и температурой, соответствующей началу разрешенного использования избранного значения надбавки, не превышает 5 °C (например, минимально возможное значение надбавки).

Конкретный порядок учета климатических условий во время расчетов нормативного расхода топлива определяется по решению руководителя учреждения и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по учреждению.

П.п. 3.1.2

Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом

П.п. 3.1.2.1

надбавка в зависимости от высоты над уровнем моря:

от 300 до 800 м

до 5 %

от 801 до 2000 м

до 10 %

от 2001 до 3000 м

до 15 %

выше чем 3001 м

до 20 %

П.п. 3.1.2.2

надбавка за эксплуатацию автотранспорта на маршрутах с холмистым рельефом, сопровождаемую подъемами и спусками (при движении на подъем или чередовании подъемов/спусков), величиной:

1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано;

2) не применяется в расчетах нормативного расхода топлива в случае использования ранее установленных норм расхода топлива на эксплуатацию техники, которые уже включают (учитывают) приведенные условия движения (например, нормы расхода топлива на эксплуатацию самосвалов в карьерах, дифференцированные по высоте подъема породы и длине плеча ездки, и т. п.)

от 4 % (включительно) и до 8 %

до 5 %

от 8 % (включительно) и более

до 10 %

П.п. 3.1.3

Работа на дорогах
со сложным планом
(наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40 м (на 100 км пути не менее 501 поворота)

до 10 %

1) не применяется при работе в условиях города;

2) не применяется одновременно с коэффициентом, указанным в п.п. 3.1.14 Норм № 43

П.п. 3.1.4

 

Работа в условиях города:

1) не применяется в случае эксплуатации автотранспорта вне пределов города;

2) не применяется одновременно с коэффициентом, указанным в п.п. 3.1.14 Норм № 43

 

в пределах городов, а также поселках городского типа и других населенных пунктах при наличии в них регулируемых перекрестков (светофоров)

до 5 %

в пределах городов Алчевск, Белая Церковь, Бровары, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Евпатория, Енакиево, Житомир, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Керчь, Кировоград, Краматорск, Кременчуг, Кривой Рог, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Славянск, Сумы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Ялта

до 10 %

в пределах городов Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Харьков

до 15 %

П.п. 3.1.5

 

Работа, требующая частых остановок
(в среднем больше одной остановки на 1 км пробега), а также работа в напряженных дорожных условиях городов, связанных с частыми остановками дорожного движения (в частности, в центральных частях городов), и поездки на короткие расстояния (до 5 км) с продолжительными перерывами между поездками (один час и более)

до 10 %

1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному распоряжением руководителя учреждения);

2) при осуществлении перевозок на короткие расстояния с продолжительными перерывами между поездками с выключенным двигателем (перед каждой поездкой перерыв продолжительностью
1 час и более) в случае необходимости и по решению руководителя учреждения могут быть применены дифференцированные значения надбавки на работу, требующие частых остановок, в зависимости от фактической средней длины ездки;

3) в случае необходимости и по решению руководителя учреждения на пробег первых
2 км после перерыва с выключенным двигателем продолжительностью 1 час и более может быть применена надбавка (независимо от общей длины ездки) до 20 %;

4) соответствующие условия эксплуатации, предусматривающие перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не менее 1 часа, должны быть надлежащим образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах). Порядок применения этого коэффициента должен быть введен в действие соответствующим приказом (распоряжением) руководителя учреждения;

5) при установлении дифференцированных значений надбавок на работу, требующую частых остановок, или установлении надбавки за пробег первых 2 км, после перерыва с выключенным двигателем длительностью 1 час и более рекомендуется применять (в регламентированных пределах) в соответствии с фактическими потребностями большие значения для автомобилей с постоянным приводом на более чем одну ось (например, с полным приводом, который не может быть отключен) и, соответственно, меньшие значения для автомобилей с приводом на одну ось (т. е. для автомобилей с меньшими механическими потерями в трансмиссии);

6) не применяется одновременно с коэффициентами, указанными в пп. 3.1.12 и 3.1.14 Норм № 43

надбавка на работу, требующую частых остановок, в зависимости от фактической средней длины ездки:

до 5 км (включительно), но более 3 км

до 10 %

до 3 км (включительно), но более 2 км

до 15 %

до 2 км (включительно), но более 1 км

до 20 %

до 1 км (включительно), но более 0,5 км

до 30 %

до 0,5 км (включительно) и менее

до 40 %

П.п. 3.1.6

Работа, требующая сниженных скоростей (до 20 км/ч) в удовлетворительных дорожных условиях

до 10 %

1) применяется при перевозке крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и других подобных грузов, при выполнении сельскохозяйственных работ, при работе киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, движении в колоннах и т. п., а также движении в пробках, в том числе в час «пик» (в частности, в центральных частях городов), временном осложнении движения, обусловленном проведением дорожных ремонтных работ и т. п.;

2) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному распоряжением руководителя учреждения);

3) не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.7, 3.1.8, 3.1.12 и 3.1.14 Норм № 43

П.п. 3.1.7

Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках, по пересеченной местности и т. п. (вне пределов дорог общего пользования) в тяжелых дорожных условиях

до 20 %

1) применяется отдельно на часть маршрута вне пределов дорог общего пользования с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах
и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному распоряжением руководителя учреждения);

2) повышенные значения коэффициента, соответствующие сверхтяжелым дорожным условиям, могут устанавливаться на период не более 30 дней в году (суммарно) по отдельным приказам (распоряжениям) руководителя учреждения с приведением документального подтверждения эксплуатации автомобилей в сверхтяжелых дорожных условиях;

3) не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.6, 3.1.8 и 3.1.14 Норм № 43

Работа в сверхтяжелых дорожных условиях в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий, требующих сниженных скоростей (до 20 км/ч)

до 50 %

П.п. 3.1.8

Работа в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий

до 35 %

1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано, и на период не более 30 дней в году (суммарно);

2) не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.14 Норм № 43

П.п. 3.1.9

Пробег первой тысячи километров новыми автомобилями, наработка первых 60 моточасов новым оборудованием (двигателями), а также вышедшими из капитального ремонта

до 10 %

П.п. 3.1.10

Для автомобилей, которые эксплуатируются:

1) применяется только в случае документально подтвержденной необходимости и в минимально возможном размере (таким образом предусматривается, что учреждение осуществляет соответствующие мероприятия по поддержанию автомобиля в удовлетворительном техническом состоянии в соответствии с рекомендациями завода-производителя);

2) для автомобилей современных конструкций и автомобилей после капитального ремонта (или замены) двигателя надбавку не применяют или применяют минимально возможные значения с приведением документально подтвержденного обоснования такой необходимости

более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км

до 3 %

более 8 лет или с общим пробегом свыше 150 тыс. км

до 5 %

более 11 лет или с общим пробегом свыше 250 тыс. км

до 7 %

более 14 лет или с общим пробегом свыше 400 тыс. км

до 9 %

П.п. 3.1.11

Почасовая работа грузовых автомобилей (кроме самосвалов) и грузопассажирских или их постоянная работа в качестве технологического транспорта или грузовых таксомоторов

до 10 %

П.п. 3.1.12

Во время учебной езды:

1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано;

2) не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.5 и 3.1.6 Норм № 43

на дорогах общего пользования в пределах города

до 20 %

на дорогах общего пользования вне пределов города

до 5 %

на специально отведенных площадках, в случае маневрирования со сниженными скоростями, частых остановок, движения задним ходом

до 40 %

П.п. 3.1.13

 

На поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечение надлежащей обзорности и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

порядок применения коэффициентов, установленных п.п. 3.1.13 Норм № 43, в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как порядок применения и надбавки, указанной в п.п. 3.1.1.1 Норм № 43

 

на обогрев салона, стекла и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха:

ниже +5 °C и до -5 °C включительно

до 0,5 %

ниже -5 °C и до -15 °C включительно

до 1 %

ниже -15 °C и до -25 °C включительно

до 1,5 %

ниже -25 °C

до 2 %

обоснованное использование автономных (независимых) систем обогрева в зависимости от фактической температуры воздуха:

используются при отсутствии норм расходы топлива на работу указанного оборудования в приложении Г к Нормам № 43

ниже +15 °C и до +5 °C включительно

до 2 %

ниже +5 °C и до -5 °C включительно

до 4 %

ниже -5 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

ниже -15 °C и до -25 °C включительно

до 8 %

ниже -25 °C

до 10 %

на охлаждение салона автомобиля при использовании кондиционера либо установки «климат-контроль» в зависимости от фактической температуры воздуха:

от +20 °C включительно и до +25 °C включительно

до 5 %

выше +25 °C и до +30 °C включительно

до 7 %

выше +30 °C

до 10 %

при необходимости использования предусмотренной конструкцией автомобиля функции осушения воздуха в салоне в пределах фактической температуры воздуха окружающей среды ниже +20 °C и до 0 °C включительно

до 4 %

обоснованность использования надбавки на осушение воздуха в салоне определяется непосредственно руководителем учреждения в зависимости от фактических потребностей, определяемых условиями эксплуатации и рекомендациями завода — производителя автомобиля, например, при необходимости быстрой и эффективной очистки стекла от конденсата (запотевшее стекло) в условиях повышенной влажности воздуха окружающей среды и т. п.

П.п. 3.1.14

 

Надбавка на повышенное аэродинамическое сопротивление

 

до 5 %

 

1) распространяется на:
— автомобили-фургоны;
— бортовые автомобили и автопоезда, оборудованные тентами;
— грузовые автомобили при перевозке крупногабаритных грузов;
— специальные и специализированные автомобили, на крыше которых обоснованно установлено технологическое оборудование, при условии, что общая площадь сечения (создающая дополнительное аэродинамическое сопротивление) установленного оборудования составляет не менее 5 % площади сечения автомобиля;

— оперативные транспортные средства, оборудованные в соответствии с Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306 (далее — Правила дорожного движения), специальной световой и звуковой сигнализацией;

2) применяется во время езды на дорогах общего пользования за пределами города, а также на дорогах, проходящих через населенные пункты, на которых в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения разрешено движение со скоростями до 90 км/ч или выше;

3) рекомендовано использовать при фактической скорости движения по крайней мере 70 км/ч;

4) не применяется одновременно с коэффициентами, указанными в пп. 3.1.3 — 3.1.8 Норм № 43

П.п. 3.1.15

Для оперативных транспортных средств, оборудованных специальной световой и звуковой сигнализацией, которые выполняют неотложные служебные задания, связанные с повышенными скоростями движения с отклонением от отдельных правил дорожного движения:

коэффициенты могут применяться только для указанной категории автомобилей и только на пробег при выполнении неотложных служебных заданий с повышенной скоростью движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано (распоряжение руководителя учреждения, записи ответственных лиц в путевых листах и др.)

в условиях города

до 10 %

за пределами города

до 20 %

в условиях города с интенсивным режимом движения, требующим частого маневрирования с выполнением разгона, обгона и торможений и т. п., или со скоростями движения, превышающими 100 км/ч

до 25 %

Понижающие коэффициенты (п. 3.2 Норм № 43)

П.п. 3.2.1

Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования, в том числе на дорогах, проходящих через населенные пункты, с максимально разрешенной скоростью в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения, которая не превышает 90 км/ч в зависимости от скорости и фактических потребностей:

1) использование понижающих коэффициентов, указанных в пп. 3.2.1 — 3.2.2 Норм № 43, также рекомендуется на определенную часть пробега в пределах городов, с условиями движения, приближенными к условиям движения по автомагистрали;

2) использование понижающих коэффициентов, указанных в пп. 3.2.1 — 3.2.3 Норм № 43, является обязательным (включая осуществление перевозок в пригородной зоне), за исключением соответствующей части пробега автомобилей, на которые распространяется действие п.п. 3.1.15 Норм № 43, а также при неудовлетворительном состоянии дорожного покрытия, проведении дорожных ремонтных работ и других обстоятельствах, не позволяющих движение со скоростями более 40 км/ч;

3) в случае эксплуатации автотранспорта за пределами города корректирующий коэффициент, указанный в п.п. 3.1.4 Норм № 43, не применяется

 

для легковых автомобилей

от -15 %
до -30 %

для всех других автомобилей

от -5 %
до -20 %

П.п. 3.2.2

 

Работа за пределами городов на дорогах с максимально разрешенной в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростью более 90 км/ч:

в случае движения со скоростью, не превышающей 90 км/ч, в зависимости от скорости и фактических потребностей:

для легковых автомобилей

от -15 %
до -30 %

для всех других автомобилей

от -5 %
до -20 %

при необходимости* передвижения с разрешенными в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростями в зависимости от фактических потребностей:

выше 90 км/ч и до 110 км/ч включительно

от -10 %
до -20 %

выше 110 км/ч

от -5 %
до -10 %

* Приведенные значения коэффициента не могут устанавливаться на постоянной основе, а только в отдельных случаях по решению руководителя учреждения

П.п. 3.2.3

Эксплуатация городских автобусов в режиме
«на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах

от -5 %
до -10 %

применяется к городским автобусам, обозначенным в табл. А.3, А.4 Норм № 43 знаком (*)

 

П.п. 3.2.4

По решению руководителя учреждения для всего автотранспортного парка учреждения либо индивидуально для отдельных транспортных средств может быть установлен дополнительный коэффициент (или несколько значений коэффициента в соответствии с разными условиями эксплуатации) корректировки базовой нормы (любое значение в процентах), который уменьшает ее в соответствии с фактическими потребностями и установленной внутренней политикой учреждения по использованию энергетических ресурсов, применению экономных методов управления автомобилями, новейших технологий, дающих возможность уменьшить расход моторных топлив, и т. п.

 

Для корректировки линейных норм могут применяться все приведенные в таблице корректировочные коэффициенты, с учетом указанных в ней ограничений. Все числовые значения корректировочных коэффициентов (в том числе значения процентов установления норм на работу оборудования и значения норм расхода и т. п.), приведенные с предлогом «до», следует читать как такие, которые могут применяться включительно. При расчетах округление соответствующих значений выполняется до трехзначных цифр.

Также обратите внимание на то, что максимальные значения коэффициентов корректировки норм расхода топлива, указанные в п. 3.1 Норм 43 и норм расхода, приведенных в пп. 1.3 — 1.8, 3.4 Норм 43, соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) учреждения и на весь период их эксплуатации.

С целью обеспечения экономного использования моторных топлив автомобильным транспортом и предотвращения злоупотребления рекомендуется дифференцированное применение коэффициентов корректировки норм при расчетах нормативного расхода топлива в учреждениях в зависимости от фактических потребностей в соответствующих условиях эксплуатации. Так, рекомендовано по возможности устанавливать индивидуальные значения коэффициентов корректировки норм (в регламентированных пределах) для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации и т. п. согласно фактическим потребностям.

Надлежащее обоснование использования в регламентированных пределах системы корректировочных коэффициентов, норм и нормативов осуществляется учреждением в зависимости от имеющихся технических и других возможностей ведения текущего учета и управления эксплуатационными расходами.

В соответствии с п. 3.5.8 Норм № 43 конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливаются непосредственно руководителями учреждений и утверждаются приказом (распоряжением) по учреждению.

 

Как определить временные нормы расхода топлива и смазочных материалов?

Среди основных изменений, внесенных в Нормы № 43, особое внимание хотелось бы обратить на установление базовых линейных норм расхода топлива для новых моделей (модификаций) легковых автомобилей (табл. А.2.3), в частности, на Audi, BMW, Volkswagen, Chevrolet, Honda, Hyundai, Lexus, Mazda, Mercedes, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot, Skoda, Subaru, Suzuki, Toyota, Volvo и пр., автобусов (табл. А.4.2), бортовых автомобилей (табл. А.6.3), самосвалов (табл. А.8.1), а также автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей (табл. А.10.3). Для каждого из транспортных средств приведены его идентификационные данные, в частности развернутая колесная формула, что позволяет более корректно определить нормы расхода топлива для соответствующей модели, поскольку от количества ведущих колес напрямую зависит расход горючего.

В то же время заметим, что для некоторых моделей автомобилей нормы расхода топлива не предусмотрены Нормами № 43. В таких случаях порядок установления норм расходов топлива урегулирован п. 2 Норм № 43. Так, для моделей и модификаций, не вошедших в Нормы № 43, предусмотрены различные способы определения временных индивидуальных линейных норм расхода топлива.

Рассмотрим эти варианты.

1. Модель и модификация автомобиля не имеют существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличаются от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами.

В этом случае временная линейная норма расхода топлива устанавливается в том же размере, что и для базовой модели. Другими словами, в такой ситуации бюджетному учреждению следует пользоваться нормами, приведенными в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей.

2. Модель и модификация автомобиля не имеет существенных конструктивных отличий (существенными считают отличия в модели (модификации) двигателя, его основных систем и элементов трансмиссии), но отличается от базовой модели снаряженной массой (в связи с установкой фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронированием и т. д.) и не является серийной.

Для таких моделей (модификаций) временная линейная норма расхода топлива устанавливается в том же размере, что и для базовой модели, а разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т•км) в соответствии с п. 1.4 Норм № 43.

3. На автомобиле установлено специальное оборудование

Увеличение потребления топлива (без выполнения специальной работы) для таких автомобилей также учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т•км) в соответствии с п. 1.4 Норм № 43.

4. Газобаллонные (ГБА) и газодизельные (ГДА) модификации автомобилей и автомобили, использующие другие виды альтернативного или смесевого топлива (в частности, топливо, содержащее компоненты из восстанавливаемых источников энергии, — биотопливо), не вошедшие в Нормы № 43.

Для таких модификаций автомобилей временные линейные нормы расхода топлива определяются следующим образом:

— в случае работы ГБА (ГДА) на жидком топливе применяется линейная норма расхода жидкого топлива базового автомобиля, скорректированная с учетом разницы снаряженных масс ГБА (ГДА) и базового автомобиля (аналогично расчетам нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы);

— в случае работы ГБА (ГДА) на газовом топливе линейная норма его расхода определяется путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива (или нормы жидкого топлива на выполнение транспортной работы) с применением переводных коэффициентов:

а) бензин — сжатый природный газ (СПГ) — 1:1;

б) бензин — сжиженный нефтяной газ (СНГ) — 1:1,25 (для автомобилей с системой впрыскивания СНГ рекомендовано применять меньшие значения переводного коэффициента в соответствии с фактическими потребностями);

в) дизтопливо (дизель) — СПГ — 1:0,92.

Переводной коэффициент для расчета расхода дизтоплива (запальной дозы) при газодизельном питании устанавливается при расчете линейной нормы расхода дизтоплива на 100 км пробега: дизтопливо (дизель) — дизтопливо (запальная доза газодизеля) — 1:0,19. Указанная запальная доза дизтоплива не применяется при расчетах нормы дополнительного потребления топлива на выполнение транспортной работы.

5. Новые модели (модификации) автомобилей и автомобили оригинальной конструкции, не вошедшие в Нормы № 43; оборудование, устанавливаемое на колесных транспортных средствах; технологические машины и механизмы; автомобили при выполнении специальной работы или осуществлении перевозок в специфических условиях эксплуатации, выполнении технологических операций.

В этом случае устанавливаются временные и временные индивидуальные, базовые, базовые линейные и дифференцированные нормы расхода топлива с уточнением, при необходимости, коэффициентов их корректировки, которые разрабатываются главным институтом Министерства инфраструктуры Украины ГП «ГосавтотрансНИИпроект» по заявкам заводов-производителей или учреждений — собственников автомобилей на договорных началах.

Для разработки временной индивидуальной базовой линейной нормы расхода топлива бюджетное учреждение направляет на имя директора ГосавтотрансНИИпроекта заявку по форме, приведенной в приложении Д к Нормам № 43 (обратите внимание, что после внесенных приказом № 36 изменений речь должна идти именно о приложении Д, а не приложении Е, как сказано в п.п. 2.1.5 Норм № 43), и идентификационную анкету (один экземпляр на каждую модель автомобиля) с заполненными данными, приведенными в технической документации транспортного средства.

Анкета заверяется подписью руководителя учреждения и печатью. Оригинал документа необходимо отправить по почте или предоставить лично. Форму анкеты и пояснения к ее заполнению можно найти на сайте ГосавтотрансНИИпроекта (www.insat.org.ua).

После того как от ГосавтотрансНИИпроекта будут получены временные индивидуальные базовые линейные нормы расхода топлива, следует помнить, что они являются действующими только для конкретного бюджетного учреждения, которое заказало их разработку для использования в период апробации в определенном регионе и условиях эксплуатации транспортных средств (оборудования), без права распространения на транспортные средства (оборудование) других учреждений, организаций (субъектов хозяйствования), в том числе субъектов хозяйствования, входящих в состав одного учреждения, ведомства и т. п.

Временные индивидуальные нормы устанавливают на определенный разработчиком (ГП «ГосавтотрансНИИпроект») период апробации, продолжающийся до одного года. После окончания установленного периода апробации и предоставления учреждением разработчику данных по ее апробации с приведением эксплуатационных условий срок действия нормы продолжается, при этом устанавливается следующий период апробации с возможной ее корректировкой.

Временные нормы расхода топлива вводятся в действие приказом руководителя учреждения, имеют силу только для автомобилей этого учреждения и утрачивают силу:

— в случае утверждения Мининфраструктуры временных норм, разработанных по заявкам заводов-производителей;

— при введении в действие в Украине постоянных норм расхода топлива на соответствующие модели (модификации) автомобилей, спецавтомобилей или специального оборудования.

6. Специальное оборудование, установленное на автомобиле, нормы расхода топлива для которого не вошли в Нормы № 43 (п. 2.2 этих Норм).

В этом случае в качестве временных норм на работу специального оборудования и на пробег при выполнении специальной работы учреждения могут применять технологические нормы, приведенные в документации завода — изготовителя оборудования, или рассчитать их с использованием технических данных, приведенных в этой документации. Возможность установления временной нормы расхода топлива рассматривает комиссия, создаваемая не менее чем из трех специалистов учреждения и представителя вышестоящей организации, который является куратором по вопросам энергопотребления. Результаты рассмотрения оформляются актом по форме согласно приложению Е к Нормам № 43 (здесь следует иметь в виду то же замечание, что и в предыдущем пункте, — после внесенных приказом № 36 изменений речь должна идти о приложении Е, а не приложении Ж, как сказано в п. 2.2 Норм № 43).

Если в технической документации завода — изготовителя оборудования отсутствуют нормы или технические данные, необходимые для расчета временных норм, комиссия проводит контрольные замеры расхода топлива. Для испытаний отбираются три технически исправных автомобиля (если учреждение имеет такое количество автомобилей одной модели, в противном случае допускается проводить испытания на меньшем количестве автомобилей). Замеры расхода топлива проводятся при температуре окружающей среды не ниже 10 °C (кроме автомобилей, предназначенных для выполнения рабочих операций только в зимнее время — снегопогрузочные автомобили, снегоочистители
и т. д.). Количество замеров расхода топлива на одну технологическую операцию (л), на час работы оборудования (л/ч) либо на пробег спецавтомобиля при выполнении специальной работы (л/100 км) должно быть не менее трех. Результаты замеров оформляются актом, форма которого приведена в приложении Ж (а не приложении И) к Нормам № 43, усредняются и предлагаются для применения как временная норма расхода топлива.

Один заверенный экземпляр акта (по формам, приведенным в приложениях Е или Ж к Нормам № 43) направляется на рассмотрение в ГосавтотрансНИИпроект, где он регистрируется и возвращается учреждению. Временная индивидуальная норма расхода топлива вступает в силу после ее регистрации и утверждения приказом руководителя бюджетного учреждения.

7. Согласно п. 2.3 Норм № 43 для автомобилей и их модификаций, для которых нормативы расхода смазочных материалов не приведены в приложении В к этим Нормам, устанавливаются временные нормативы расхода смазочных материалов.

Предельно допустимые значения временных нормативов расхода смазочных материалов, установленные п. 2.3 Норм № 43, уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации не более 3 лет, и могут быть увеличены до 20 % (с предоставлением соответствующего обоснования) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет или имеющих пробег свыше 150 тыс. км.

Предельные значения временных нормативов расхода смазочных материалов не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) учреждения и на весь период их (его) эксплуатации.

Полагаем, что данный материал поможет бюджетным учреждениям ориентироваться в положениях обновленных Норм № 43, и в результате позволит им обоснованно и грамотно планировать расходы на приобретение ГСМ и правильно списывать израсходованные ГСМ.

Кстати, о том, какие нарушения чаще всего выявляют инспекторы Государственной финансовой инспекции при проверке правильности осуществления расходов на содержание автотранспорта, подробно освещалось в статье специалиста Государственной финансовой инспекции «Основные нарушения соблюдения действующего порядка использования средств на содержание автотранспорта» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 16).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше