Темы статей
Выбрать темы

О внесенных изменениях в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Редакция ББ
Письмо от 27.08.2012 г. № 3302-04/32327-08

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ

О ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОН УКРАИНЫ «ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК»

Письмо от 27.08.2012 г. № 3302-04/32327-08

 

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок о приобретении, аренде земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, зданий, другого недвижимого имущества сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями) (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

При этом Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 04.07.2012 г. № 5044-VI,
вступившим в силу 05.08.2012 г., внесены изменения, в частности, в часть третью статьи 2 Закона.

Так, согласно части третьей статьи 2 Закона действие данного Закона не распространяется на случаи, если предметом закупки является, в частности, приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество.

В соответствии с частью первой статьи 181 Гражданского кодекса Украины к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения.

В свою очередь, согласно статье 190 Гражданского кодекса Украины имуществом как особым объектом считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. Имущественные права являются непотребляемой вещью. Имущественные права признаются вещными правами.

Таким образом, в случае, если предметом закупки является приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество, такую закупку заказчик может осуществлять без проведения процедур закупок в соответствии с частью третьей статьи 2 Закона.

В то же время отмечаем, что исходя из части второй статьи 19 Конституции Украины и в соответствии с Положением о Минэкономразвития, утвержденным Указом Президента Украины от 31.05.2011 г. № 634, нормами Закона в компетенцию Минэкономразвития не входит отнесение предметов закупки, определенных в части третьей статьи 2 Закона, к таким, на которые действие Закона не распространяется.

 

Директор Департамента государственных закупок
 и государственного заказа
 Б. Горбанский

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

КОГДА МОЖНО ОБОЙТИСЬ БЕЗ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕНДЕРНЫХ ПРОЦЕДУР:
РАЗЪЯСНЯЕТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Совсем недавно Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок» от 04.07.2012 г. № 5044-VI были внесены изменения в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289 // «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 30). Напомним, что эти изменения вступили в силу 05.08.2012 г.

К основным изменениям, внесенным в Закон № 2289, относится расширение перечня товаров и услуг, на которые не распространяется действие этого Закона.

Так, согласно ч. 3 ст. 2 Закона № 2289 его действие не распространяется на случаи, когда предметом закупки являются, в частности, приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество.

В комментируемом письме Минэкономразвития разъясняет, что понимается под недвижимым имуществом и имущественными правами, ссылаясь при этом на нормы Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ).

В соответствие со ст. 181 ГКУ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых невозможно без их обесценивания и изменения их назначения.

Добавим также, что юридический статус недвижимых вещей могут иметь и некоторые вполне движимые вещи (например, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также другие вещи, право на которые подлежит государственной регистрации). В настоящее время основным документом, регулирующим взаимоотношения, связанные с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и их обременений, является Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

Что касается движимых вещей, то к ним относятся вещи, которые могут свободно перемещаться в пространстве. Поэтому те вещи, которые не отнесены ГКУ или другими законами к недвижимым, соответственно, являются движимыми. Кроме того, в некоторых законах прямо указывается на отнесение определенных вещей к недвижимым, что объясняется целесообразностью распространения на эти объекты специального правового режима, установленного для недвижимых вещей. По сути, в ст. 181 ГКУ закреплена возможность предоставления вещам статуса недвижимой вещи нормативно-правовым актом, который имеет юридическую силу закона.

Также авторы письма обращаются к ст. 190 ГКУ, в которой определено, что имуществом как особенным объектом считаются отдельная вещь, совокупность вещей, а также имущественные права и обязанности. Имущественные права являются непотребительской вещью. Имущественные права признаются вещественными правами.

С позиции ГКУ (ст. 185) непотребительской вещью является такая вещь, которая предназначена для неоднократного использования и сохраняет при этом свой первоначальный вид в течение длительного времени.

Со своей стороны заметим, что согласно ст. 3 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III имущественными правами, которые могут оцениваться, признаются какие-либо права, связанные с имуществом, отличающиеся от права собственности, в том числе права, которые являются составными частями права собственности (права владения, распоряжения, пользования), а также другие специфические права (права на осуществление деятельности, использование природных ресурсов и т. п.) и права требования.

В результате Минэкономразвития в комментируемом письме пришло к следующему выводу: в том случае если предметом закупки являются приобретение, аренда земли, зданий, другого недвижимого имущества или имущественных прав на землю, здания, другое недвижимое имущество, такую закупку заказчик может осуществлять без применения процедур закупок, установленных Законом № 2289.

 

Виктория МАТВЕЕВА,
экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше