КАК СПИСАТЬ ТЕАТРАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ
Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На балансе отдела культуры и туризма числятся театральные костюмы, часть из которых непригодны для дальнейшего использования.
Каков порядок и основания для списания таких костюмов?
(Одесская обл.)
Прежде всего отметим, что согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, театральные и национальные костюмы учитываются в составе первой подгруппы субсчета 109 «Прочие основные средства». Соответственно, при их списании с баланса бюджетного учреждения необходимо соблюдать порядок, предусмотренный для списания основных средств.
В частности, механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства и материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными средствами, установлен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).
В соответствии с п. 4 этого Порядка имущество подлежит списанию в случае, если оно:
— не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и в отношении него не могут быть применены другие способы управления;
— морально или физически изношено;
— непригодно для дальнейшего использования вследствие повреждения во время аварии или стихийного бедствия и не подлежит восстановлению;
— выявлено в результате инвентаризации как недостача.
При этом списание имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача, осуществляется после возмещения его стоимости, за исключением случаев, когда осуществление такого возмещения невозможно.
Списание имущества осуществляется учреждением, на балансе которого оно числится, на основании принятого решения о даче согласия на его списание субъектом управления (п. 5 Порядка № 1314).
Следует иметь в виду, что списание имущества проводится только после установления факта непригодности имущества и невозможности (неэффективности) проведения восстановительного ремонта или невозможности его использования иным образом. С этой целью, как определено в п. 9 Порядка № 1314, создается комиссия по списанию имущества, председателем которой является заместитель руководителя учреждения, а членами — главный бухгалтер (его заместитель), работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб учреждения, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители и другие специалисты. Состав комиссии утверждается распорядительным актом за подписью руководителя учреждения.
Согласно п. 14 Порядка № 1314 по результатам работы комиссии составляется протокол заседания, к которому прилагаются следующие документы:
1) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;
2) акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;
3) акты на списание имущества;
4) другие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, государственных органов и т. п. (при наличии)).
Однако указанное выше касается только процедуры списания государственного имущества, т. е. списания объектов незавершенного строительства и основных средств, которые принадлежат казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук.
Что касается бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств местных бюджетов, то при списании основных средств такие учреждения должны руководствоваться соответствующими решениями органов, уполномоченных осуществлять управление объектами коммунальной собственности. Поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 327 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV и ч. 3 ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальные громады и созданные ими органы местного самоуправления.
Также напомним, что Госказначейство в письме от 15.07.2011 г. № 17-07/1700-10076 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 31) отметило: составленные комиссией акты о списании имущества отражаются в бухгалтерском учете после их утверждения руководителем бюджетного учреждения, содержащегося за счет средств соответствующего местного бюджета и согласования на пленарных заседаниях соответствующего совета, уполномоченных принимать решения по управлению этими объектами коммунальной собственности непосредственно либо путем передачи руководителям бюджетных учреждений соответствующих полномочий в зависимости от стоимости единицы материальных ценностей и причин списания.
Для документального оформления выбытия объектов основных средств в случае полной или частичной их ликвидации применяется Акт о списании основных средств (типовая форма № ОЗ-3 (бюджет)). Согласно Инструкции по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70, акт составляется в двух экземплярах постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем учреждения, и утверждается в установленном порядке. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, образовавшихся в результате списания объекта основных средств.
Списание основных средств отражается на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Инструкции о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61. Порядок отражения в бухгалтерском учете списания театральных костюмов рассмотрим на примере.
Пример . Постоянно действующая комиссия заведения культуры приняла решение о списании костюма Деда Мороза в связи с невозможностью его дальнейшего использования по причине физического износа. Первоначальная стоимость костюма составляет 300 грн., сумма начисленного износа — 300 грн.
В результате списания костюма получена ветошь, стоимость которой по оценке комиссии составляет 10 грн., о чем сделана соответствующая запись в разделе «Расчет результатов списания объекта» Акта о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).
В регистрах бухгалтерского учета данная хозяйственная операция отражается следующим образом:
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция субсчетов | Сумма, грн. | |
дебет | кредит | |||
1 | Списана первоначальная стоимость костюма Деда Мороза | 401 | 109 | 300,00 |
2 | Списана сумма начисленного износа | 131 | 401 | 300,00 |
3 | Оприходована ветошь * | 323 | 711 | 10,00 |
364 | 323 | 10,00 | ||
239 | 364 | 10,00 | ||
* В орган Госказначейской службы подается Справка о поступлении в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. |
На основании акта о списании основных средств вносится запись в мемориальный ордер № 9 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов» (формы № 438 (бюджет)), который согласно Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденной приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68, используется для учета выбытия материальных ценностей, относящихся к необоротным активам.