Темы статей
Выбрать темы

Осуществление расходов, связанных с ремонтом жилищного фонда

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С РЕМОНТОМ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

Управление жилищно-коммунального хозяйства (бюджетное учреждение) является исполнительным органом и главным распорядителем бюджетных средств. В ходе выполнения возложенных на Управление функций и полномочий возник ряд вопросов:

1. В соответствии с Программой развития жилищно-коммунального хозяйства и содержания дорожного хозяйства Управление ЖКХ проводит реконструкцию улиц и капитальный ремонт жилищного фонда (установку и изготовление входных дверей в многоквартирных домах). Балансодержателями жилищного фонда являются коммунальные предприятия.

Кто в таком случае является заказчиком на изготовление проектно-сметной документации и выполнение работ: управление ЖКХ или коммунальные предприятия? По какому КЭКР осуществлять такие расходы?

Если заказчиком будет выступать Управление ЖКХ, по какой стоимости необходимо передавать такие объекты после реконструкции и капитального ремонта на баланс коммунального предприятия (с учетом или без НДС)?

Могут ли коммунальные предприятия, как балансодержатели жилищного фонда, самостоятельно изготавливать и устанавливать двери?

2. В соответствии с Программой управления коммунальным имуществом управление ЖКХ является главным распорядителем бюджетных средств, которые разрешено использовать по таким направлениям: изготовление технической документации на объекты коммунального имущества и земельные участки под ними, получение правоустанавливающих документов на коммунальное имущество, проведение технического обследования объектов и получение технических заключений и др.

Кто в этом случае должен быть заказчиком: Управление ЖКХ или коммунальные предприятия? В каком порядке осуществляются расчеты за такие услуги и по какому КЭКР?

(Винницкая обл).

 

1. Полномочия по управлению имуществом, находящимся в коммунальной собственности, осуществляет непосредственно территориальная громада и созданные нею органы местного самоуправления. Порядок осуществления этих прав в полной мере определен Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон).

Руководствуясь предоставленными полномочиями, сельский, поселковый, городской, районный в городе совет в пределах утвержденных им структуры и штатов может создавать отделы, управления и другие органы исполнительной власти для осуществления полномочий, которые находятся в ведении исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.

Так, с целью реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства создаются управления жилищно-коммунального хозяйства, что предусмотрено ст. 54 Закона. Такие управления являются исполнительными органами городского Совета, которые в своей работе являются подотчетными и подконтрольными городскому Совету, находятся в подчинении городского головы и исполнительного комитета. В ходе выполнения возложенных функций и полномочий управления руководствуются прежде всего положениями о таком управлении, которые утверждаются решением соответствующего совета.

Положения о структурном подразделении исполнительного органа являются для таких подразделений (в нашей ситуации — Управление ЖКХ) основными документами, в которых, в частности, определяются такие ключевые моменты:

— основные задачи, возлагаемые на Управление ЖКХ;

— какие вопросы относятся к компетенции Управления ЖКХ (перечень объектов коммунальной собственности, находящихся в их оперативном управлении, его права, взаимоотношения с органами государственной власти, с предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами);

— организация и порядок деятельности Управления ЖКХ (структура и полномочия руководителя);

— ответственность Управления ЖКХ и его должностных лиц.

Как правило, именно на Управления ЖКХ, исходя из положений п.п. 2 п. «а» ч. 1 ст. 31 Закона, возлагаются следующие функции и полномочия:

— выполнение функций заказчика по реализации городских программ развития и реформирования жилищного хозяйства;

— выполнение функций заказчика по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищного фонда, осуществление закупок товаров, работ, услуг, необходимых для выполнения своих задач;

— выступать в установленном порядке заказчиком работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищного фонда, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города.

Кстати, чаще всего именно за органами исполнительной власти (распорядителями бюджетных средств) в соответствующих положениях закрепляются функции заказчика на выполнение вышеуказанных работ.

Хотя в некоторых случаях функции заказчика по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищного фонда могут быть возложены на коммунальные предприятия-балансодержатели. В этом случае делегирование таких полномочий коммунальному предприятию должно быть принято решением сессии соответствующего совета. При этом в решении должны быть определены условия финансирования расходов на проведение таких работ, т. е. источники покрытия расходов.

С целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реконструкции и развития инженерной и транспортной инфраструктуры в регионах местными органами исполнительной власти принимаются соответствующие Программы развития этих сфер на основании ст. 27 Закона. Как правило, такие программы представляют собой комплекс мероприятий, направленных на выполнение определенных задач и решение вопросов, связанных с реализацией государственной политики относительно социально-экономического развития регионов.

При планировании таких программ составляется Календарный план программ (мероприятий), в котором определяется перечень конкретных мероприятий с объемами расходов, а также указываются срок их выполнения и ответственные за их организацию и проведение. На основании календарного плана составляется Положение о мероприятии, в котором регламентированы сроки, условия и объемы финансирования, определены конкретные исполнители, цель и результат мероприятия.

Итак, в рассматриваемой ситуации в Программе развития жилищно-коммунального хозяйства и содержания дорожного хозяйства должно быть определено, какие задачи возлагаются на Управление ЖКХ, объем выделяемого финансирования и сроки выполнения таких мероприятий.

Как отмечалось выше, чаще всего функции заказчика по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищного фонда (неотъемлемой процедурой которых является изготовление проектно-сметной документации) выступают непосредственно исполнительные органы местных советов (в рассматриваемой ситуации — Управление ЖКХ), являющиеся распорядителями бюджетных средств.

В этом случае при планировании и осуществлении расходов на изготовление проектно-сметной документации Управлению ЖКХ необходимо руководствоваться кодами экономической классификации расходов исходя из экономической сути платежей.

Так, в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), изготовление проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений, объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ, осуществляется бюджетными учреждениями по таким КЭКР: 2121, 2123, 2131, 2133, 2141, 2143, 2144.

Следовательно, расходы на изготовление проектно-сметной документации, которые включаются в общую стоимость работ по реконструкции, реставрации и капитальному ремонту зданий, сооружений, и выполнение сопроводительных работ, т. е. являются частью таких расходов, должны осуществляться по одному из указанных КЭКР в зависимости от основных работ.

И только в том случае, если оплата услуг по разработке проектно-сметной документации предусмотрена для текущего ремонта, монтажа устройств и оборудования; оплата за градостроительное обоснование и другие предпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительство, реконструкцию) не включены в смету (речь идет о смете на выполнение таких работ), эти расходы бюджетные учреждения осуществляют по КЭКР 1134.

Кстати, вопрос, касающийся списания расходов на изготовление проектно-сметной документации, подробно рассматривался в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 21, с. 8.

Как говорилось выше, в некоторых случаях функции заказчика по реконструкции и капитальному ремонту объектов жилищного фонда (в том числе изготовление проектно-сметной документации) могут быть возложены на коммунальное предприятие — балансодержателя. В этом случае распорядитель бюджетных средств (т. е. управление ЖКХ) перечисляет средства непосредственно коммунальному предприятию — балансодержателю, который должен быть включен в его сеть в качестве получателя бюджетных средств.

При этом средства бюджета, получаемые юридическими лицами, которые не имеют статуса бюджетного учреждения, предоставляются им только через распорядителей бюджетных средств и должны быть учтены в его показателях сводной сметы и плана ассигнований.

Согласно Инструкции № 333 по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, текущие расходы получателей бюджетных средств должны осуществляться по КЭКР 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» на счета, открытые в органах Госказначейской службы. Что касается капитальных расходов, то они планируются и выделяются по КЭКР 2410 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)».

Поскольку расходы на изготовление проектно-сметной документации являются частью расходов, связанных с реконструкцией и капитальным ремонтом зданий, сооружений, то они должны осуществляться по коду экономической классификации расходов, предназначенному для осуществления капитальных расходов, т. е. по КЭКР 2410.

В этом случае получатели расходуют бюджетные средства в соответствии в планом использования бюджетных средств, который содержит распределение бюджетных ассигнований, утвержденных в смете соответствующего распорядителя бюджетных средств. План использования бюджетных средств утверждается их руководителями по согласованию с распорядителями средств и является основным плановым документом, согласно которому осуществляются расходы.

Оплата счетов получателей бюджетных средств осуществляется с учетом требований Порядка казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденного приказом Госказначейства от 04.11.2002 г. № 205

О порядке отражения в бухгалтерском учете заказчика расходов на реконструкцию помещения Госказначейство разъясняло в письме от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 17), в комментарии к которому мы подробно рассматривали эту ситуацию.

И последний момент. На коммунальные предприятия-балансодержатели жилищного фонда возлагаются обязанности по обеспечению надлежащего содержания и проведению своевременного ремонта объектов жилищного фонда. Выполнение таких работ балансодержатели могут осуществлять как собственными силами, так и на конкурсных началах привлекать для этого другие предприятия, учреждения, организации.

2. Из вопроса следует, что Программой управления коммунальным имуществом определено, что на Управление ЖКХ возлагаются обязанности: изготовить техническую документацию на объекты коммунального имущества и земельные участки под ними, получить правоустанавливающие документы на коммунальное имущество, провести техническое обследование объектов и получить соответствующие технические заключения, и выделяется определенная сумма бюджетных средств.

Поэтому в этом случае Управление ЖКХ является заказчиком работ и будет оплачивать расходы на изготовление указанной документации.

В соответствии с Инструкцией № 333 такие расходы осуществляются по таким кодам:

КЭКР 1134 — при оплате услуг по предоставлению разрешений на отведение земельных участков, изготовлению технической документации на земельные участки, экспертных заключений, рекомендаций и т. п.

КЭКР 1171 — при оплате расходов на проведение экспертной денежной оценки земельного участка, подлежащего продаже в соответствие со ст. 128 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III, за счет аванса, внесенного покупателем земельного участка; расходы на подготовку земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них государственной или коммунальной собственности для продажи на земельных торгах и проведение таких торгов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше