Темы статей
Выбрать темы

О правомерности трактовки как незаконные расходы оплаты учреждениями здравоохранения за потребленные коммунальные услуги кафедрами высших медицинских заведений

Редакция ББ
Письмо от 14.08.2012 г. № 04-18/1154

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

О ПРАВОМЕРНОСТИ ТРАКТОВКИ КАК НЕЗАКОННЫЕ РАСХОДЫ ОПЛАТЫ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗА ПОТРЕБЛЕННЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ КАФЕДРАМИ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ ЗАВЕДЕНИЙ

Письмо от 14.08.2012 г. № 04-18/1154

 

Государственная финансовая инспекция Украины по результатам рассмотрения письма <…> о предоставлении разъяснения по вопросу правомерности трактовки уплаченных учреждениями здравоохранения средств за потребленные коммунальные услуги кафедрами высших медицинских заведений как незаконные расходы и мер, которые необходимо принять для устранения указанного нарушения, сообщает.

Учитывая, что <…> государственный университет является высшим учебным заведением, финансируемым из государственного бюджета, а финансирование лечебных заведений, на базе которых размещены кафедры данного университета, проводится из местного бюджета, осуществление расходов на содержание материально-технической базы кафедр за счет средств лечебно-профилактических заведений противоречит статье 85 Бюджетного кодекса Украины, которой запрещается осуществлять на протяжении бюджетного периода расходы на функционирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств либо перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при условии отсутствия задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов в течение года на любую дату.

Кроме этого, в соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Постановление № 228), при определении объемов расходов бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений, объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде. Поэтому лечебно-профилактические заведения здравоохранения не имеют оснований для планирования и осуществления расходов на содержание материально-технической базы клинических кафедр.

Также отмечаем, что ч. 2 ст. 4 Бюджетного кодекса Украины определено: бюджетная система Украины и Государственный бюджет Украины устанавливаются исключительно данным Кодексом и законом о Государственном бюджете Украины. Если другим нормативно-правовым актом бюджетные отношения определяются иначе, чем в данном Кодексе, применяются соответствующие нормы этого Кодекса.

Следовательно, согласно действующему законодательству Украины нормы Бюджетного кодекса Украины в сфере правового регулирования бюджетных отношений имеют приоритетный характер.

В письме Госфининспекции в <…> области <…> указываются документы, которые были изданы до вступления в силу Бюджетного кодекса Украины и в определенной части противоречат ему. Следовательно, эти документы могут быть применены только в части, которая не противоречит Бюджетному кодексу Украины.

Кроме этого, в письме от 23.03.2012 г. № 10.03.68/783 Министерство здравоохранения Украины подтвердило, что п. 1.5 Положения о клиническом лечебно-профилактическом заведении здравоохранения, утвержденного приказом МОЗ Украины от 05.06.97 г. № 174 (далее — Приказ № 174), противоречит требованиям п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Украины, который введен в действие с 01.01.2011 г. и имеет высшую юридическую силу.

Согласно данному письму МОЗ Украины во исполнение подпункта 2 пункта 8 распоряжения Кабинета Министров Украины от 19.01.2011 г. № 148-р «Вопросы укрепления финансово-бюджетной дисциплины» о приведении в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Украины Приказа № 174, подготовлен и внесен на рассмотрение в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения законопроект «О внесении изменений в ст. 85 Бюджетного кодекса Украины» (о финансировании высших медицинских учебных заведений, заведений последипломного образования)» в части запрета осуществления расходов на финансирование бюджетных учреждений из двух бюджетов, установив исключение для высших медицинских учебных заведений и заведений последипломного образования.

Также в распоряжении Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы деятельности высших медицинских учебных заведений Министерства образования и науки, молодежи и спорта» от 11.01.2012 г. № 4-р (далее — распоряжение КМУ № 4) речь идет о вопросе размещения кафедр, лабораторий, центров и других структурных подразделений государственных высших учебных заведений в коммунальных и государственных заведениях здравоохранения.

Пунктом 3 распоряжения КМУ № 4 поручено Министерству образования и науки, молодежи и спорта совместно с Министерством финансов и Министерством здравоохранения Украины проработать вопрос о финансировании университетских клиник, являющихся структурными подразделениями высших медицинских учебных заведений, в том числе за счет бюджетных средств, предусмотренных высшим медицинским учебным заведениям для предоставления специализированной консультативной амбулаторно-поликлинической и стоматологической помощи населению.

Учитывая приведенное, Госфининспекция при проверке вопроса проведения расходов на содержание материально-технической базы кафедр высших медицинских заведений за счет средств лечебно-профилактических заведений должна руководствоваться нормами Бюджетного кодекса Украины и Постановления № 228.

Также отмечаем, что только после исследования и установления факта нарушения статьи 85 Бюджетного кодекса Украины в полном объеме следует руководствоваться п. 28 статьи 116 и по результатам установленного нарушения бюджетного законодательства принимать меры, предусмотренные статьей 117 Бюджетного кодекса Украины.

 

Первый заместитель Председателя
В. Костюшко

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
НА СОДЕРЖАНИЕ КАФЕДР ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ учебных ЗАВЕДЕНИЙ

В соответствии с п. 1.1 Положения о клиническом лечебно-профилактическом заведении здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава от 05.06.97 г. № 174 (далее — Положение № 174), кафедры высших медицинских учебных заведений III, IV уровней аккредитации располагаются в клинических лечебно-профилактических заведениях здравоохранения и взаимодействуют с ними с целью обеспечения лечебно-диагностического процесса, подготовки, переподготовки и повышения квалификации медицинских кадров и проведения и внедрения в практику медицинских научных исследований.

В своей деятельности работники Госфининспекции неоднократно сталкивались с тем, что расходы на содержание материально-технической базы клинических кафедр осуществляют учреждения здравоохранения, однако этого не должно быть. Поэтому разберемся, почему сложилась такая ситуация и учреждения здравоохранения содержат кафедры высших медицинских учебных заведений за собственные средства.

Так, в соответствии с п. 1.5 Положения № 174 расходы по обеспечению учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов осуществляются за счет средств на содержание соответствующего высшего медицинского учебного заведения III, IV уровней аккредитации (заведения последипломного образования, научно-исследовательского института), а расходы, связанные с содержанием материально-технической базы, — за счет средств лечебно-профилактического заведения.

Под материально-технической базой понимают производственные площади, материальные ресурсы, средства производства и документы, которые используются субъектом хозяйствования в процессе совершения определенных действий по осуществлению хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

Но дело в том, что большинство клинических лечебно-профилактических заведений финансируются из местных бюджетов, в то время как высшие медицинские учебные заведения и кафедры, имеющиеся в их составе, — из государственного бюджета. В этой связи и возник вопрос: могут ли лечебно-профилактические заведения при таких обстоятельствах осуществлять расходы на содержание кафедр высших учебных заведений? Именно на этот вопрос ответили специалисты Госфининспекции в комментируемом письме.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) запрещается планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам БКУ, а также осуществлять на протяжении бюджетного периода расходы на функционирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств либо перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при условии отсутствия задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов в течение года на любую дату.

Как отметили специалисты Госфининспекции в комментируемом письме, не только это является преградой для осуществления указанных расходов.

В соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228) при определении объемов расходов бюджета и/или предоставления кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

То есть учреждение здравоохранения имеет право планировать и осуществлять расходы только на содержание своего учреждения, учитывая объективную потребность в средствах.

Таким образом, расходование средств лечебно-профилактического заведения на содержание материально-технической базы, предусмотренное п. 1.5 Положения № 174, невозможно и в случае, если это лечебно-профилактическое заведение финансируется из государственного бюджета, как и высшее медицинское учебное заведение, в составе которого находятся соответствующие кафедры.

Также напомним, что ГлавКРУ в письме от 04.08.2009 г. № 21-14/326 давало разъяснение в отношении действий в случаях коллизии норм права (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 36, с. 7).

В случае противоречия между актами, принятыми разными по месту в иерархической структуре органами, следует применять акт, принятый вышестоящим органом, как имеющий большую юридическую силу.

Поэтому в данном случае БКУ и Порядок № 228 имеют большую юридическую силу, чем Положение № 174.

Как указано в комментируемом письме, Минздрав подал предложение Верховной Раде Украины по вопросу изменения ст. 85 БКУ в части запрета осуществления расходов на финансирование бюджетных учреждений из двух бюджетов, установив исключение для высших медицинских учебных заведений и заведений последипломного образования. Но даже если такие изменения будут приняты, не понятно, как быть с тем, что в смете лечебно-профилактического учреждения будут запланированы, а в дальнейшем и проведены расходы на содержание другого учреждения, что противоречит требованиям Порядка № 228.

Следовательно, как видим, на сегодня проведение расходов лечебно-профилактическим заведением на содержание кафедр, которые относятся к высшим медицинским учебным заведениям, является бюджетным правонарушением. В соответствии с п. 28 ст. 116 БКУ такое нарушение трактуется как осуществление расходов, кредитование местного бюджета, которые в соответствии с БКУ должны проводиться из другого бюджета.

За это нарушение бюджетного законодательства ст. 117 БКУ предусмотрены следующие меры воздействия:

— предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства. Выявленные нарушения бюджетного законодательства должны быть устранены в срок до 30 календарных дней;

— остановка операций с бюджетными средствами;

— приостановление бюджетных ассигнований (приостановление бюджетных ассигнований предусматривает прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету) в порядке, установленном Минфином);

— бесспорное исключение средств из местных бюджетов.

Кроме того, ч. 5 ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X за такое правонарушение предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц от 70 до 85 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1445 грн.).

Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за такие же нарушения, влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 85 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1445 до 1700 грн.).

 

Владислав СТАНКУС, заведующий сектором
инспектирования учреждений и организаций,
финансируемых из бюджета, Харьковской
объединенной государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше