Темы статей
Выбрать темы

Об оплате труда работников бюджетной сферы

Редакция ББ
Письмо от 01.03.2013 г. № 191/13/84-13

MИHИCTEPCТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ

Письмо от 01.03.2013 г. № 191/13/84-13

 

Министерство социальной политики <…> о повышении должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки в 2013 году сообщает.

Повышение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы без обеспечения реальными финансовыми ресурсами может привести к таким негативным последствиям, как разбалансирование бюджетов всех уровней, возникновение задолженности по выплате заработной платы, отправка работников в принудительные отпуска за свой счет или сокращение численности.

Одним из путей повышения заработной платы работников бюджетной сферы является поэтапное увеличение размера должностного оклада работника первого тарифного разряда Единой тарифной сетки (далее — ЕТС), который применяется для расчета окладов по другим тарифным разрядам ЕТС.

По сравнению с 2009 годом, когда размеры должностных окладов работников бюджетной сферы вообще не пересматривались, кроме тех, у кого они были меньше минимальной заработной платы, в 2010 — 2012 гг. должностной оклад работника первого тарифного разряда ЕТС был повышен 17 раз. Всего за этот период должностные оклады работников бюджетной сферы выросли на 54 %.

При подготовке Государственного бюджета на 2013 год Минфином были учтены пересмотренные и одобренные Кабинетом Министров Украины новые прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2013 год, в частности было учтено уменьшение на 2013 год таких основных прогнозных показателей, как номинальный валовой внутренний продукт, прибыль прибыльных предприятий, фонд оплаты труда наемных работников и денежного обеспечения военнослужащих и т. п.

По сообщению Минфина, расходы на повышение размера должностного оклада работников первого тарифного разряда ЕТС в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» преду­смотрены. Указанное повышение будет осуществляться с учетом реальных возможностей бюджетов всех уровней на обеспечение оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом обязательных выплат.

Центральным комитетом профсоюза работников образования и науки предлагается при внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» обеспечить установление размера должностного оклада работника первого тарифного разряда ЕТС на уровне минимальной заработной платы.

По информации Минфина, установление, например, с 1 апреля текущего года размера должностного оклада работника первого тарифного разряда ЕТС на уровне минимальной заработной платы потребует дополнительных расходов из государственного бюджета в сумме свыше 39 млрд гривень. Реальные источники покрытия таких расходов отсутствуют.

На сегодняшний день Минсоцполитики вместе с заинтересованными министерствами прорабатывает вопрос повышения должностного оклада (тарифной ставки) работника первого тарифного разряда ЕТС в 2013 году.

До законодательного урегулирования этого вопроса базовый должностной оклад работника первого тарифного разряда ЕТС остается в размере, который был в декабре 2012 года — 839 гривень. Работникам 1 — 2 тарифных разрядов должностные оклады (тарифные ставки) в штатном расписании устанавливаются на уровне минимальной заработной платы (с 01.01.2013 — 1147 гривень). По другим тарифным разрядам ЕТС (с 3 по 25) должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются в размерах, действовавших по состоянию на 01.12.2012 г.

 

Директор Департамента заработной платы
 и условий труда
 А. Товстенко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОКЛАДЫ РАБОТНИКОВ ПО ЕТС: БЫТЬ ЛИ ПОВЫШЕНИЮ?

Как известно, установление размеров должностных окладов работников, определяемых на основе Единой тарифной сетки (далее — ЕТС), в том числе размера должностного оклада работника 1-го тарифного разряда, относится к компетенции Кабмина.

В последние годы Кабмин выполнял свою функцию исправно: в начале года издавалось соответствующее постановление, которым определялся порядок установления окладов в текущем году. При этом должностные оклады повышались по­этапно — на протяжении года несколько раз. Вроде бы все шло к достижению основной цели, на которой уже давно настаивали профсоюзы, — установлению размера должностного оклада работника 1-го тарифного разряда на уровне минимальной зарплаты, как это было до 2009 года.

Поэтому когда с началом 2013 года соответствующее постановление Кабмина о повышении должностных окладов принято не было, этот факт вызвал шквал вопросов со стороны бюджетных учреждений: каким же быть должностным окладам в 2013 году?

Прежде всего отметим, что при решении этого вопроса руководствоваться какими-либо проектами или прогнозами неправомерно. Основанием для установления должностных окладов являются только нормативно-правовые акты.

Поэтому единственным правильным выходом в январе 2013 года было зафиксировать должностные оклады на уровне 2012 года (т. е. базовый должностной оклад работника 1-го тарифного разряда ЕТС должен был остаться таким, каким он был в декабре 2012 года, — 839 грн.). При этом с целью соблюдения ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда) должностные оклады работников, которые меньше, чем размер минимальной заработной платы, в штатных расписаниях должны были устанавливаться на уровне минимальной заработной платы. Так, должностные оклады работников 1 — 2 тарифных разрядов с 1 января 2013 года должны были быть установлены на уровне 1147 грн. Аналогичные рекомендации относительно установления должностных окладов работников по ЕТС были даны Минсоцполитики в письме от 29.01.2013 г. № 959/0/14-13/13. Однако в нем специалистами этого Министерства была допущена неточность, которую они исправили в комментируемом письме.

Так, рекомендовалось работникам 1 — 2 тарифных разрядов осуществлять доплату до размера минимальной заработной платы. Действительно, такое понятие, как «доплата до уровня минимальной заработной платы», существовало в законодательстве до 01.01.2006 г. Однако с этой даты вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 18.11.2004 г. № 2190-IV, которым были внесены изменения в ст. 3 Закона об оплате труда. Действующая редакция этой статьи пре­дусматривает, что оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) не может осуществляться ниже минимальной зарплаты. В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Таким образом, с 1 января 2013 года должностные оклады работников 1 — 2 тарифных разрядов в штатном расписании должны быть установлены на уровне 1147 грн. Все доплаты и надбавки нужно устанавливать уже исходя из такого размера оклада.

Если же все-таки должностные оклады работников были установлены исходя из размеров, предусмотренных проектом постановления КМУ о повышении должностных окладов в 2013 году, то в этом случае следует провести перерасчет и удержать излишне начисленные суммы.

С другой стороны, учитывая, что КЗоТ позволяет проводить удержания из зарплаты только в исключительных случаях, к которым рассматриваемый случай не относится, зарплату работников после перерасчета можно откорректировать до ранее начисленного уровня путем установления премии или надбавок за высокие достижения в труде, за выполнение особо важной работы, за сложность, напряженность в работе. Именно на этом варианте настаивают профсоюзы (см. обращение ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на сайте http://pon.org.ua).

Также из комментируемого письма следует, что повышение должностных окладов в 2013 году все же следует ожидать, ведь в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI средства на повышение размера должностного оклада работника 1-го тарифного разряда предусмотрены. Однако когда это случится, прогнозировать не беремся.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ,
экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше