Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка организации общественных и других работ временного характера

Редакция ББ
Постановление от 20.03.2013 г. № 175

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

Об УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ДРУГИХ РАБОТ ВРЕМЕННОГО ХАРАКТЕРА

Постановление от 20.03.2013 г. № 175

(извлечение)

 

В соответствии со статьей 31 Закона Украины «О занятости населения» Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок организации общественных и других работ временного характера (прилагается).

2. Признать утратившими силу постановления Кабинета Министров Украины согласно перечню (прилагается).

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20.03.2013 г. № 175

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ДРУГИХ РАБОТ ВРЕМЕННОГО ХАРАКТЕРА

 

1. Настоящий Порядок определяет механизм организации общественных и других работ временного характера, а также финансирование их организации.

2. В настоящем Порядке термины употребляются в значении, приведенном в Законе Украины «О занятости населения».

3. К выполнению общественных и других работ временного характера на добровольных началах привлекаются следующие категории лиц:

зарегистрированные безработные;

лица, находящиеся на учете в территориальных органах Государственной службы занятости в районах, городах, районах в городах (далее — территориальные органы) в качестве таких, которые ищут работу (далее — лица, которые ищут работу);

работники, потерявшие часть заработной платы вследствие вынужденного сокращения до 50 процентов предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с приостановлением (сокращением) производства продукции (далее — работники, потерявшие часть заработной платы).

4. На лиц, которые принимают участие в общественных и других работах временного характера, распространяются государственные социальные гарантии, предусмотренные законодательством о труде и занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании.

5. Общественные и другие работы временного характера выполняются исключительно на созданных для этого временных рабочих местах. Работодатели предоставляют территориальным органам информацию о потребности в рабочей силе для укомплектования временных рабочих мест, в соответствии с которой территориальные органы осуществляют направление лиц, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

С лицами, участвующими в общественных и других работах временного характера, работодатели заключают в письменной форме срочные трудовые договоры на срок, который суммарно на протяжении года не может превышать 180 календарных дней.

Об участии лиц в таких работах работодатели вносят записи в трудовые книжки в соответствии с законодательством о труде.

6. К общественным и другим работам временного характера не относятся работы, связанные с риском для жизни, в соответствии с Перечнем работ с повышенной опасностью, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда от 26 января 2005 года № 15.

7. Организация общественных работ осуществляется местными государственными администрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов (далее — местные органы власти) при участии территориальных органов с привлечением на добровольных началах работодателей.

8. Местные органы власти ежегодно в соответствии с территориальными программами занятости населения и другими соответствующими программами принимают решение об организации общественных работ, определяют виды работ, работодателей, при участии которых планируется организация таких работ, и информируют их о принятом решении. Местные органы власти доводят территориальным органам информацию о принятом решении и объемах средств, необходимых для финансирования организации общественных работ.

Виды общественных работ определяются местными органами власти по критериям в соответствии с частью третьей статьи 31 Закона Украины «О занятости населения».

9. Организация и проведение общественных работ осуществляются на основании договора об организации общественных работ и финансировании их организации, который заключается между территориальным органом и работодателем в соответствии с решением местного органа власти, предусмотренным пунктом 8 настоящего Порядка, на срок в рамках соответствующего бюджетного периода. Если работодателем является местный орган власти, указанный договор заключается между местным органом власти и территориальным органом.

В договоре об организации общественных работ и финансировании их организации обязательно указываются права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок финансирования организации общественных работ, порядок внесения изменений и условия расторжения, прекращения договора.

В договоре об организации общественных работ и финансировании их организации, к которым привлекаются зарегистрированные безработные и (или) работники, потерявшие часть заработной платы, обязательно определяются, в частности, право территориального органа проводить проверку целевого использования средств, направляемых на финансирование организации таких общественных работ, и обязанность работодателя предоставлять во время такой проверки необходимые документы и пояснения, а в случае выявления факта нецелевого использования средств — вернуть сумму, использованную не по назначению, с учетом индексации на уровень инфляции.

Неотъемлемой частью договора об организации общественных работ и финансировании их организации является смета расходов по финансированию организации общественных работ — финансовый план использования средств на организацию общественных работ с определением объема и направлений их использования.

Примерная форма договора об организации общественных работ и финансировании их организации утверждается Минсоцполитики.

10. Финансирование организации общественных работ осуществляется за счет средств местных бюджетов, работодателей и других не запрещенных законодательством источников путем их направления на:

выплату основной и дополнительной заработной платы лиц, определенной в соответствии с частями первой и второй статьи 2 Закона Украины «Об оплате труда»;

уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, в частности в период временной нетрудоспособности в рамках действия срочного трудового договора;

оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности в рамках действия срочного трудового договора;

оплату проезда в пределах региона до места выполнения работ и в обратном направлении лиц, участвующих в общественных работах;

оплату медицинского и наркологического осмотра (в случае необходимости);

приобретение малоценных необоротных материальных активов, хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их ремонт и обслуживание.

Расходы по оплате труда и начислению единого взноса суммарно должны составлять не менее 80 процентов общей суммы, указанной в смете расходов по финансированию организации общественных работ.

Финансирование организации общественных работ, к которым привлекаются зарегистрированные безработные и (или) работники, потерявшие часть заработной платы, осуществляется за счет средств местных бюджетов и средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее — Фонд) равными частями пропорционально сумме расходов на их организацию.

Финансирование организации других работ временного характера осуществляется за счет средств работодателей и других источников, не запрещенных законодательством.

11. Перерывы в общественных или других работах временного характера продолжительностью не более 8 часов в месяц, которые предоставляются с учетом времени на проезд зарегистрированным безработным для посещения территориальных органов с целью поиска работы, а в случае наличия предложений относительно подходящей работы — для посещения работодателей, подлежат оплате за счет средств, предусмотренных для финансирования организации таких работ.

12. В сроки, определенные в договоре об организации общественных работ и финансировании их организации, работодатель предоставляет территориальному органу справку о выполнении общественных работ лицами, направленными территориальным органом, по форме, утвержденной Минсоцполитики.

13. Зарегистрированный безработный обязан посетить территориальный орган в течение 14 рабочих дней после окончания срочного трудового договора. В случае непосещения зарегистрированным безработным территориального органа в установленный срок регистрация безработного в указанном органе прекращается.

Период участия зарегистрированных безработных в общественных работах зачисляется в страховой стаж в случае последующей их регистрации или перерегистрации.

14. Ответственность за целевое использование средств, которые направляются на финансирование организации общественных работ, возлагается на стороны договора об организации общественных работ и финансировании их организации.

Ответственность за соответствие общественных работ интересам территориальной громады и принадлежность их к общественно полезным работам возлагается на местные органы власти.

<…>

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ
И ДРУГИХ РАБОТ ВРЕМЕННОГО ХАРАКТЕРА:
УТВЕРЖДЕН НОВЫЙ ПОРЯДОК

Законом Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости), который вступил в силу 01.01.2013 г., изменен порядок финансирования организации общественных работ. Так, по сравнению с порядком, который действовал до 2013 года, установлено новое разграничение источников финансирования организации таких работ. Теперь финансирование осуществляется за счет средств Фонда социального страхования на случай безработицы (далее — ФССБ) и местных бюджетов пропорционально равными частями (50:50), а также за счет средств работодателей и других источников (абз. 2 п. 6 ст. 31 Закона о занятости). Ранее финансирование осуществлялось преимущественно за счет средств ФССБ.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 31 Закона о занятости порядок организации общественных и других работ временного характера утверждает Кабмин. Во исполнение этой нормы комментируемым постановлением утвержден Порядок организации общественных и других работ временного характера (далее — Порядок № 175). В свою очередь, прежнее Положение о порядке организации и проведения оплачиваемых общественных работ, утвержденное постановлением КМУ от 10.09.2008 г. № 839 (далее — Положение № 839), утратило силу.

Далее обстоятельно разберем положения нового Порядка № 175, который вступил в силу 26.03.2013 г.

 

ОргАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

Согласно п. 2 ст. 31 Закона о занятости общественные работы организуются местными госадминистрациями, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов (далее — местные органы власти) с участием территориальных органов центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (далее — служба занятости), на договорных принципах .

Это норма согласуется с:

п.п. 7 п. «б» ч. 1 ст. 34 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, согласно которому организация проведения оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, а также ученической и студенческой молодежи в свободное от занятий время на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к коммунальной собственности, а также по договорам — на предприятиях, в учреждениях и организациях, принадлежащих к другим формам собственности, относится к компетенции исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов;

п. 3 ст. 24 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV, согласно которому местные госадминистрации обеспечивают проведение общественных и временных работ для лиц, зарегистрированных как безработные.

При этом в п. 7 Порядка № 175 уточнено: привлечение работодателей местными органами власти осуществляется на добровольных принципах.

 

Виды общественных работ

Виды общественных работ определяются местными органами власти по следующим критериям (п. 3 ст. 31 Закона о занятости):

1) имеют временный характер и для их организации не могут быть использованы постоянные рабочие места и вакансии;

2) могут выполняться на условиях неполного рабочего дня;

3) имеют экономическую, социальную и экологическую пользу для региона;

4) дают возможность временного трудоустройства безработных на работы, не требующие дополнительной специальной, образовательной и квалификационной подготовки.

В соответствии с п. 6 Порядка № 175 к общественным и другим работам временного характера не относятся работы, связанные с риском для жизни, согласно Перечню работ с повышенной опасностью, утвержденному приказом Госнадзорохрантруда от 26.01.2005 г. № 15.

 

Категории лиц, которые привлекаются к выполнению общественных работ

Следует отметить, что категории лиц, которые могут привлекаться к выполнению общественных работ, несколько отличаются от тех, которые были установлены п. 3 Положения № 839. Так, согласно п. 3 Порядка № 175 к выполнению общественных работ на добровольных началах привлекаются:

— зарегистрированные безработные;

— лица, которые находятся на учете в службе занятости как ищущие работу;

— работники, которые потеряли часть зарплаты вследствие вынужденного сокращения до 50 % предусмотренной законодательством продолжительности рабочего времени в связи с остановкой (сокращением) производства продукции. При этом согласно п. 7 ст. 31 Закона о занятости такие лица имеют право на участие в общественных работах, в том числе оплачиваемых за счет средств ФССБ, без прекращения трудовых отношений, в пределах срока приостановления (сокращения) производства.

 

Документальное оформление

Согласно п. 8 Порядка № 175 местные органы власти ежегодно согласно территориальным программам занятости населения и другим соответствующим программам принимают решения об организации общественных работ, определяют виды работ, работодателей, с участием которых планируется организация таких работ, и информируют их о принятом решении.

Местные органы власти доводят службам занятости информацию о принятом решении и объемах средств, необходимых для финансирования организации общественных работ.

Для проведения оплачиваемых общественных работ между службой занятости и работодателем в соответствии с решением местного органа власти заключается Договор об организации общественных работ и финансировании их организации (далее — Договор) на срок в пределах соответствующего бюджетного периода (т. е. в пределах одного календарного года) (абз. 1 п. 9 Порядка № 175).

В случае если работодателем является местный орган власти, Договор заключается между местным органом власти и службой занятости.

Абзацем 5 п. 9 Порядка № 175 предусмотрено, что примерная форма Договора утверждается Минсоцполитики. Заметим, что на сегодняшний день соответствующий документ не принят. В то же время остается действующей Примерная форма договора об организации и проведении оплачиваемых общественных работ, утвержденная приказом Минтруда от 20.02.2009 г. № 72 (далее — Примерная форма № 72). Пока что в качестве ориентира можно воспользоваться этой формой договора. Но при этом следует учитывать новый порядок финансирования организации общественных работ, а также рекомендации по содержанию Договора, которые даны в п. 9 Порядка № 175, а именно:

— в Договоре обязательно указываются права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок финансирования организации общественных работ, порядок внесения изменений и условия расторжения, прекращения договора;

— неотъемлемой частью Договора является смета расходов по финансированию организации общественных работ — финансовый план использования средств на организацию общественных работ с определением объема и направлений их использования.

В Договоре об организации общественных работ, к которым привлекаются зарегистрированные безработные и (или) работники, потерявшие часть зарплаты, обязательно определяются, в частности:

— право службы занятости проводить проверку целевого использования средств, направляемых на финансирование организации общественных работ;

— обязанность работодателя предоставлять во время такой проверки необходимые документы и пояснения, а в случае выявления факта нецелевого использования средств — вернуть сумму, использованную не по назначению, с учетом индексации на уровень инфляции.

На основании заключенного договора работодатель создает временное рабочее место. Обратите внимание: общественные работы выполняются исключительно на специально созданных для этого временных рабочих местах (п. 5 Порядка № 175). Это значит, что не могут использоваться под оплачиваемые общественные работы вакантные должности, утвержденные штатным расписанием учреждения.

Работодатели подают службе занятости информацию о потребности в рабочей силе для укомплектования временных рабочих мест, согласно которой службы занятости осуществляют направление лиц на работу.

 

Финансирование оплачиваемых общественных работ

Согласно п. 6 ст. 31 Закона о занятости финансирование организации общественных работ осуществляется за счет средств местных бюджетов, работодателей и других не запрещенных законодательством источников. Такие средства направляются на:

— выплату основной и дополнительной зарплаты, определенной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР;

— уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), в частности, за период временной нетрудоспособности в пределах действия срочного трудового договора;

— оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности в пределах действия срочного трудового договора;

— оплату проезда в пределах региона к месту выполнения работ и обратно лиц, участвующих в общественных работах;

— оплату медицинского и наркологического осмотра (при необходимости);

— приобретение малоценных необоротных материальных активов, хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их ремонт и обслуживание.

При этом Порядком № 175 установлено, что расходы на оплату труда и начисление ЕСВ суммарно должны составлять не менее 80 % общей суммы, указанной в смете расходов по финансированию организации общественных работ. Ранее такого условия не было.

Финансирование организации общественных работ осуществляется за счет средств местных бюджетов и средств ФССБ равными частями пропорционально сумме расходов на их организацию (50:50), если к таким работам привлекаются (абз. 3 п. 10 Порядка № 175):

— зарегистрированные безработные

— и (или) работники, которые потеряли часть заработной платы.

На этот счет отметим следующее. Дело в том, что Порядок использования средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и осуществления контроля во время организации оплачиваемых общественных работ для безработных, утвержденный постановлением ФССБ от 16.10.2008 г. № 69, утратил силу 22.01.2013 г. В связи с этим на сегодняшний день отсутствует документ, который бы четко определял механизм проведения расчетов между сторонами Договора в случае финансирования общественных работ частично за счет средств ФССБ, а частично за счет средств местных бюджетов. Надеемся, что такой документ в скором времени будет принят, и в этом вопросе не останется неопределенности.

Согласно п. 12 Порядка № 175 в сроки, определенные в Договоре, работодатель предоставляет службе занятости справку о выполнении общественных работ лицами, направленными службой занятости, по форме, утвержденной Минсоцполитики. Следует отметить, что и этот документ пока еще не утвержден.

 

Оформление на работу и социальные гарантии для лиц, занятых на общественных работах

С лицами, занятыми на оплачиваемых общественных работах, работодатели в соответствии с законодательством о труде заключают в письменной форме срочные трудовые договоры на срок, который суммарно в течение года не может превышать 180 календарных дней (п. 5 Порядка № 175).

Рабочее время. Ранее п. 12 Положения № 839 было определено, что продолжительность рабочего времени лиц, занятых на оплачиваемых общественных работах, устанавливается в соответствии с законодательством о труде. В Порядке № 175 аналогичной нормы нет. В то же время считаем, что в ней нет необходимости. Поскольку такие лица работают по срочным трудовым договорам, которые заключаются согласно требованиям КЗоТ, это уже само по себе предполагает, что при определении продолжительности рабочего времени должно соблюдаться трудовое законодательство.

Например, если безработный принят на общественные работы подсобным рабочим в сельсовет, то продолжительность его рабочей недели будет такой, как установлено законодательством для данной категории работников, т. е. 40 ч в неделю.

Как и прежде, в оплачиваемое рабочее время лица, занятого на общественных работах (зарегистрированные безработные), входят перерывы продолжительностью не более 8 часов в месяц, предоставляемые с учетом времени на проезд для посещения службы занятости с целью поиска работы, а в случае наличия предложений по подходящей работе — для посещения работодателей. Такие перерывы оплачиваются за счет средств, предусмотренных для финансирования организации таких работ (п. 11 Порядка № 175).

Период участия в общественных работах засчитывается в трудовой стаж с записью в трудовой книжке, поэтому учреждениям, принимающим работника на общественные работы, следует внести в трудовую книжку работника соответствующую запись (п. 5 Порядка № 175). Например, запись может быть такой: «Принять подсобным рабочим по благоустройству территории на период выполнения оплачиваемых общественных работ с 01.03.2013 года по 01.04.2013 года согласно договору № <…> от <…>».

Оплата труда. Вопрос оплаты труда за выполнение общественных работ урегулирован Законом о занятости. Так, п. 5 ст. 31 этого Закона теперь четко предусмотрено, что оплата труда таких лиц осуществляется за фактически выполненную работу в размере, который не может быть меньше минимального размера заработной платы, и согласно положениям соглашения. Ранее об этом было сказано лишь в Примерной форме № 72.

На лиц, участвующих в общественных и других работах временного характера, распространяются государственные социальные гарантии, предусмотренные законодательством о труде и занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании.

Следовательно, лица, занятые на общественных работах, имеют право на отпуск. Согласно ст. 6 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон об отпусках) временным работникам (общественные работы относятся к временным) ежегодный отпуск предоставляется пропорционально отработанному ими времени. При этом, поскольку трудовые отношения с лицом, занятым на общественных работах, должны быть прекращены строго в день окончания срока действия трудового договора, то невозможно предоставить такому лицу неиспользованный отпуск с последующим увольнением. При увольнении ему должна быть выплачена компенсация за ежегодный основной отпуск, продолжительность которого рассчитывается пропорционально отработанному таким лицом времени.

Напомним, что сумма денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении относится к дополнительной заработной плате.

Больничные. При наступлении страхового случая лица, занятые на общественных работах, имеют право на оплату листка нетрудоспособности.

Увольнение. Если лицо, которое работало на оплачиваемых общественных работах, увольняется в последний день действия срочного договора, который с ним заключен, его увольняют по п. 2 ст. 36 КЗоТ (в связи с истечением срока трудового договора). Во избежание недоразумений, тем более рассмотрения трудовых споров в судебном порядке, следует не допускать нарушений требований трудового законодательства относительно своевременного увольнения работника в связи с истечением срока трудового договора. Так, работник должен быть уволен строго в день окончания срока трудового договора, даже если он в этот день болеет. Увольнение на основании п. 2 ст. 36 КЗоТ не относится к увольнению по инициативе работодателя, а поэтому к нему не применяется запрет на расторжение трудового договора в период болезни, предусмотренный ст. 40 КЗоТ.

Если срочный трудовой договор с работником расторгается досрочно, работодатель имеет право уволить такого работника по п. 1 ст. 36 КЗоТ (по соглашению сторон), или по ст. 38 КЗоТ (по собственному желанию), или согласно другим статьям КЗоТ в зависимости от причины расторжения срочного трудового договора.

 

Налогообложение зарплаты лиц, занятых на общественных работах

ЕСВ. Согласно п.п. 2.1.8 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5, оплата труда работников, которые не находятся в штате учреждения (при условии, что расчеты проводятся непосредственно с работниками), за выполнение работ согласно договорам между учреждением и безработными о выполнении общественных работ, входит в фонд основной зарплаты. Поэтому заработная плата таких работников облагается ЕСВ как в части начислений, так и в части удержаний.

НДФЛ . При начислении зарплаты лицам, занятым на общественных работах, необходимо удержать из нее налог на доходы физических лиц на основании п. 164.1 ст. 164 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI и уплатить его в бюджет в порядке, установленном ст. 168 этого Кодекса, учитывая особенности предоставления налоговой социальной льготы.

В Налоговом расчете по форме № 1ДФ заработная плата работников, занятных на общественных работах, отражается с признаком дохода «101».

 

Планирование средств и осуществление расходов

В письме от 10.09.2010 г. № 17-06/2250-17162 Госказначейство разъяснило следующее: средства, которые получают бюджетные учреждения на оплату общественных работ, относятся ко второй подгруппе второй группы собственных поступлений как средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физлиц и других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, и зачисляются на соответствующие счета, которые предназначены для зачисления собственных поступлений распорядителей бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств осуществляют расходы на оплату общественных работ за счет средств специального фонда бюджета исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в этот фонд в соответствии со сметами с учетом внесенных в них изменений.

Как правило, средства на оплату общественных работ учреждениями, которые заключают договоры об организации и проведении оплачиваемых общественных работ, не планируются. После поступления средств для оплаты общественных работ учреждение должно внести изменения в специальный фонд сметы по собственным поступлениям согласно требованиям Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ДРУГИХ РАБОТ ВРЕМЕННОГО ХАРАКТЕРА

Все вышесказанное в полной мере касается организации других работ временного характера. С тем только отличием, что финансирование таких работ осуществляется только за счет средств работодателей и других источников, не запрещенных законодательством.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше