Темы статей
Выбрать темы

Приобретение техники местным советом

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРИОБРЕТЕНИЕ ТЕХНИКИ МЕСТНЫМ СОВЕТОМ

 

Татьяна РЯБУХА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Главный распорядитель бюджетных средств в лице городского совета запланировал расходы на приобретение мусоровоза за счет средств, предусмотренных по коду временной классификации расходов и кредитования бюджета (КВКР) 240604, и трактора для работ по благоустройству города по КВКР 100203. Можно ли по этим же КВКР запланировать расходы, связанные с регистрацией этих транспортных средств, или такие расходы мы должны предусмотреть по КВКР 010116? Какие КЭКР следует применить? Отметим, что в связи с убыточностью коммунальных предприятий города, занимающихся охраной окружающей среды и благоустройством города, балансодержателем такой техники будет городской совет.

(Донецкая обл.)

 

В соответствии с п. 3 ст. 2 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) бюджетная классификация — это единое систематизированное группирование доходов, расходов, кредитования, финансирования бюджета, долга согласно законодательству Украины и международным стандартам.

В соответствии со ст. 8 БКУ бюджетная классификация используется для составления и исполнения государственного и местных бюджетов, отчетности об их исполнении, осуществления контроля за финансовой деятельностью органов государственной власти, органов власти АР Крым, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств, проведения финансового анализа в разрезе доходов, организационных, функциональных и экономических категорий расходов, кредитования, финансирования и долга, а также для обеспечения общегосударственной и международной сопоставимости бюджетных показателей.

Бюджетная классификация является обязательной для применения всеми участниками бюджетного процесса в рамках бюджетных полномочий.

Бюджетная классификация имеет следующие составные части:

1) классификация доходов бюджета;

2) классификация расходов и кредитования бюджета;

3) классификация финансирования бюджета;

4) классификация долга.

В данном случае речь идет о классификации расходов и кредитования бюджета.

Статьей 10 БКУ определено, что расходы и кредитование бюджета классифицируются по:

1) бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования бюджета);

2) признаку главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов и кредитования бюджета);

3) функциям, с выполнением которых связаны расходы и кредитование бюджета (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета).

Функциональная классификация расходов и кредитования бюджета имеет следующие уровни детализации:

— разделы, в которых систематизируют расходы и кредитование бюджета, связанные с выполнением функций государства, АР Крым или местного самоуправления;

— подразделы и группы, в которых конкретизируются расходы и кредитование бюджета на выполнение функций государства, АР Крым или местного самоуправления.

На сегодняшний день бюджетная классификация определена приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11 (далее — приказ № 11). Этим приказом в составе бюджетной классификации утверждена временная классификация расходов и кредитования местных бюджетов (с переходной таблицей к функциональной классификации расходов и кредитования бюджета).

Официальных разъяснений по применению КВКР на настоящий момент нет, однако исходя из названий КВКР можно определить, на какие именно цели и на какие именно учреждения и организации предусмотрены расходы по КВКР.

Так, по КВКР 240604 «Прочая деятельность в сфере охраны окружающей природной среды» предусматриваются расходы на проведение мероприятий, связанных с охраной окружающей природной среды.

По КВКР 100203 «Благоустройство городов, сел, поселков» предусматриваются расходы на мероприятия, связанные с благоустройством населенных пунктов.

По КВКР 010116 «Органы местного самоуправления» осуществляются расходы, непосредственно связанные с деятельностью органов местного самоуправления.

КВКР 010116 предусматривает расходы на содержание органов местного самоуправления, а расходы на приобретение техники, необходимой для благоустройства и охраны природной среды города и регистрации такой техники, никак не относятся к содержанию органов местного самоуправления. Использование указанной техники не имеет непосредственного отношения к деятельности местного совета. Такая техника фактически будет использоваться коммунальными предприятиями города.

Следовательно, учитывая вышеизложенное, при решении вопроса об осуществлении расходов на регистрацию мусоровоза и трактора, приобретенных за средства, предусмотренные КВКР 240604 и 100203, считаем, что такие расходы следует осуществлять по тем же кодам соответственно.

Применение кодов экономической классификации расходов (далее — КЭКР) зависит от того, закупается ли указанная в вопросе техника в рамках государственной или региональной программы.

Так, в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, если техника закупается в рамках соответствующей программы, то следует применять:

КЭКР 2282 «Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития», если городской совет не является непосредственным исполнителем программы;

КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования» (расходы на приобретение транспортных средств) и КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (расходы на регистрацию транспортных средств), если городской совет является непосредственным исполнителем программы.

В случае если приобретение техники производилось без программы, то применяются также КЭКР 3110 и 2240.

В связи с тем, что указанная выше техника будет учитываться на балансе городского совета, а фактически использоваться коммунальными предприятиями города, необходимо определиться с отношениями по использованию техники, которые возникают между городским советом и предприятиями.

Так, предоставить технику в пользование коммунальным предприятиям можно двумя способами:

— бесплатным — путем заключения договора ссуды;

— платным — путем заключения договора аренды.

Отношения по бесплатному пользованию имуществом между городским советом и коммунальными предприятиями должны быть оформлены договором ссуды.

В соответствии со ст. 827 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) по договору ссуды одна сторона (ссудодатель) бесплатно передает или обязуется передать другой стороне (пользователю) вещь для пользования в течение установленного срока. Пользование вещью считается бесплатным, если стороны прямо договорились об этом или если это следует из сути отношений между ними.

Если стороны не установили срок пользования вещью, он определяется согласно цели пользования ею (ст. 831 ГКУ).

Пользователь несет обычные расходы по поддержанию надлежащего состояния вещи, переданной ему в пользование.

Пользователь обязан:

1) пользоваться вещью по ее назначению или в соответствии с целью, определенной в договоре;

2) пользоваться вещью лично, если иное не установлено договором;

3) вернуть вещь после окончания срока договора в таком же состоянии, в котором она была на момент ее передачи.

Кроме того, отметим, что согласно п. 3 ст. 827 ГКУ к договору ссуды применяются положения гл. 58 ГКУ. В свою очередь, ст. 771 гл. 58 ГКУ определено, что договором может быть установлена обязанность нанимателя заключить договор страхования вещи, переданной в наем . В данном случае обычно это касается не нанимателя, а предприятия, которое берет вещь в пользование.

Если техника предоставляется коммунальным предприятиям в пользование за плату, то следует оформить договор аренды.

Требования по оформлению арендных отношений определены гл. 58 ГКУ.

В соответствии с п. 1 ст. 759 ГКУ по договору найма (аренды) наймодатель передает или обязуется передать нанимателю имущество в пользование за плату на определенный срок .

Методика расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения утверждена постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786.

Согласно п. 2 ст. 19 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269), для объектов, находящихся в коммунальной собственности, методика расчета и порядка использования арендной платы определяется органами местного самоуправления.

Отметим, что согласно п. 1 ст. 10 Закона № 2269 существенными условиями договора аренды являются:

— объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);

— срок, на который заключается договор аренды;

— арендная плата с учетом ее индексации;

— порядок использования амортизационных отчислений, если их начисление предусмотрено законодательством;

— восстановление арендованного имущества и условия его возврата;

— выполнение обязательств;

— обеспечение выполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), поручительство, задаток, гарантия и т. п.;

— порядок осуществления арендодателем контроля за состоянием объекта аренды;

— ответственность сторон;

— страхование арендатором взятого им в аренду имущества;

— обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества.

В соответствии со ст. 181 Закона № 2269 текущий ремонт имущества, переданного в аренду, производится арендатором за его счет, если иное не установлено договором.

Капитальный ремонт имущества, переданного в аренду, производится арендодателем или другим балансодержателем этого имущества за его счет, если иное не установлено договором.

Если арендодатель или другой балансодержатель имущества, переданного в аренду, не осуществил капитальный ремонт имущества и это препятствует его использованию согласно назначению и условиям договора, арендатор имеет право:

— отремонтировать имущество, зачислив стоимость ремонта в счет арендной платы, или требовать возмещения стоимости ремонта;

— требовать расторжения договора и возмещения убытков.

Также отметим, что согласно ст. 771 ГКУ передача в наем вещи, застрахованной наймодателем, не прекращает действия договора страхования. Договором или законом может быть установлена обязанность нанимателя заключить договор страхования вещи, переданной в наем.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше