ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ
О РЕГИСТРАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Письмо от 21.02.2013 г. № 17-08/460-4552
Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> и в рамках компетенции сообщает.
Регистрация и учет бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств осуществляются органами Государственной казначейской службы Украины согласно требованиям Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) и Порядка регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 02.03.2012 г. № 309 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 20.03.2012 г. под № 419/20732 (далее — Порядок).
Согласно пункту 7 части 1 статьи 2 Кодекса бюджетное обязательство — это любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.
Для регистрации в органах Государственной казначейской службы Украины бюджетных обязательств (бюджетных финансовых обязательств) распорядители бюджетных средств в течение
7 рабочих дней с даты взятия бюджетного обязательства (с даты принятия ими к выполнению бюджетного финансового обязательства, если иное не предусмотрено бюджетным обязательством, но не позднее последнего рабочего дня месяца) подают в соответствующий орган Казначейства Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (Реестр финансовых обязательств) на бумажных и электронных носителях и оригиналы документов или их копии, удостоверенные в установленном порядке, которые подтверждают факт взятия бюджетного обязательства (пункты 2.2 и 2.4 Порядка).
В соответствии со статьей 7 Закона Украины «О страховании» (далее — Закон) страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств относится к обязательному страхованию.
Статьей 16 Закона определено, что договор страхования — это письменное соглашение между страхователем и страховщиком, согласно которому страховщик принимает на себя обязательство в случае наступления страхового случая осуществить страховую выплату страхователю или другому лицу, определенному в договоре страхования страхователем, в пользу которого заключен договор страхования (предоставить помощь, выполнить услугу и т. п.), а страхователь обязуется уплачивать страховые платежи в определенные сроки и выполнять другие условия договора.
Факт заключения договора страхования может удостоверяться страховым свидетельством (полисом, сертификатом), которое является формой договора страхования.
Договор страхования вступает в силу с момента внесения первого страхового платежа, если иное не предусмотрено договором страхования (статья 18 Закона).
Учитывая изложенное, подтверждающим документом для регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств по страховому платежу при обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства является договор страхования или другие документы, которыми может удостоверяться факт его заключения в соответствии с Законом.
Согласно подпункту 4 пункта 2.2.4 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 г. № 333 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.03.2012 г. под № 456/20769, оплата услуг по страхованию транспортных средств осуществляется по коду экономической классификации расходов 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».
Первый заместитель Председателя А. Даневич
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
РЕГИСТРАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СТРАХОВОМУ ПЛАТЕЖУ
В соответствии с ч. 7 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI порядок осуществления регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной бюджетной политики.
Так, с целью обеспечения осуществления контроля органами Госказначейской службы при взятии бюджетных обязательств распорядителями и получателями средств государственного и местных бюджетов, находящимися на казначейском обслуживании, усовершенствования механизмов использования бюджетных средств и управления бюджетными средствами был разработан Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.
Согласно п. 2.9 этого Порядка одним из оснований для отказа в регистрации бюджетных обязательств органами Госказначейской службы является отсутствие документов, подтверждающих факт взятия такого обязательства.
В случае регистрации бюджетных обязательств по страховому платежу при обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства таким подтверждающим документом является договор страхования. Именно на это обратила внимание Госказначейская служба в комментируемом письме.
Статьей 16 Закона Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР (далее — Закон № 85/96) определено, что договоры страхования заключаются согласно правилам страхования. При этом договор страхования обязательно должен содержать:
— название документа;
— название и адрес страховщика;
— название страхователя, его адрес;
— название выгодоприобретателя и его адрес;
— указание предмета договора страхования;
— размер страховой суммы по договору страхования иному, нежели договор страхования жизни;
— перечень страховых случаев;
— размеры страховых взносов (платежей, премий) и сроки их уплаты;
— страховой тариф (страховой тариф не определяется для страховых случаев, для которых не устанавливается страховая сумма);
— срок действия договора;
— порядок изменения и прекращения действия договора;
— условия осуществления страховой выплаты;
— причины отказа в страховой выплате;
— права и обязанности сторон и ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий договора;
— другие условия с согласия сторон;
— подписи сторон.
При заключении договора страхования страховщик имеет право истребовать у страхователя баланс или справку о финансовом состоянии, подтвержденные аудитором (аудиторской фирмой), и другие документы, необходимые для оценки страховщиком страхового риска.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Закона № 85/96 договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, подлежащих обязательному техническому контролю в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении» от 30.06.93. г. № 3353-ХІІ (далее — Закон № 3353), заключаются страховщиками при условии прохождения транспортными средствами обязательного технического контроля, если они согласно протоколу проверки технического состояния признаны технически исправными. Заметим, что обязательному техническому контролю согласно ст. 35 Закона № 3353 подлежат транспортные средства, принимающие участие в дорожном движении и зарегистрированные в соответствующих подразделениях МВД, которое обеспечивает безопасность дорожного движения.
При этом технический контроль не является обязательным для:
1) легковых автомобилей всех типов, марок и моделей, прицепов (полуприцепов) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклов, мопедов, мотоколясок и других приравненных к ним транспортных средств независимо от срока эксплуатации;
2) легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовых автомобилей независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепов к ним со сроком эксплуатации до двух лет.
Процедуру проведения обязательного технического контроля и объемы проверки технического состояния транспортных средств, зарегистрированных Госавтоинспекцией, по результатам которой устанавливается их пригодность к эксплуатации или невозможность эксплуатации, определяет Порядок проведения обязательного технического контроля и объемы проверки технического состояния транспортных средств, утвержденный постановлением КМУ от 30.01.2012 г. № 137.
Договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств заключаются на срок, не превышающий срок очередного прохождения транспортным средством обязательного технического контроля. Так, в соответствии с требованиями Закона № 3353 периодичность прохождения обязательного технического контроля составляет:
— для легковых автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли, грузовых автомобилей (независимо от формы собственности) грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепов к ним со сроком эксплуатации более двух лет — каждые два года;
— для грузовых автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонны, прицепов к ним и такси независимо от срока эксплуатации — ежегодно;
— для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, независимо от срока эксплуатации — два раза в год .
Следует также отметить, что согласно ст. 18 Закона № 85/96 факт заключения договора страхования может удостоверяться страховым свидетельством (полисом, сертификатом), которое является формой договора страхования, а следовательно, может быть подтверждающим документом для регистрации бюджетных обязательств по страховому платежу при обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства.
Юлия КРОТ, экономист-аналитик