Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об учете зданий и сооружений

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2013/№ 16
Печать
Письмо от 28.02.2013 г. № 17-08/506-5487

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ОБ УЧЕТЕ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Письмо от 28.02.2013 г. № 17-08/506-5487

 

Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> и в рамках компетенции сообщает.

Статьей 133 Хозяйственного кодекса Украины (далее — Кодекс) определено, что основу правового режима имущества субъектов хозяйствования, на которой базируется их хозяйственная деятельность, составляют право собственности и другие вещные права — право хозяйственного ведения, право оперативного управления.

Правом оперативного управления в соответствии со статьей 137 Кодекса признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в пределах, установленных этим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Собственник имущества, закрепленного на праве оперативного управления за субъектом хозяйствования, осуществляет контроль за использованием и сохранностью переданного в оперативное управление имущества непосредственно либо через уполномоченный им орган и имеет право изымать у субъекта хозяйствования излишнее имущество, а также неиспользуемое имущество и имущество, используемое им не по назначению.

Право оперативного управления защищается законом в соответствии с положениями, установленными для защиты права собственности.

Имущественное состояние субъекта хозяйствования определяется совокупностью принадлежащих ему имущественных прав и имущественных обязательств, что отражается в бухгалтерском учете его хозяйственной деятельности согласно требованиям закона (статья 145 Кодекса).

Частью 5 статьи 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определено, что органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад в соответствии с законом осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать в качестве залога, решать вопросы их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, которые приватизируются и передаются в пользование и аренду.

Статьей 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» определено, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы, фиксирующие факты осуществления хозяйственных операций.

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 31.07.2000 г. под № 459/4680 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 21.02.2005 г. № 30, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 17.03.2005 г. под № 300/10580) (далее — Инструкция), бухгалтерский учет необоротных активов должен обеспечить правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах бухгалтерского учета поступления, перемещения, выбытия всех необоротных активов, принадлежащих учреждению, в том числе и сданных в аренду.

Пунктом 2.1 Инструкции определено, что к основным средствам относятся материальные активы, используемые учреждением многократно и непрерывно в процессе выполнения основных функций, предоставления услуг, ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых составляет более одного года.

В соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Главного управления Государственного казначейства Украины от 10.12.99 г. № 114, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20.12.99 г. под № 890/4183, здания производственно-хозяйственного назначения, занятые органами управления, социально-культурными (здания учебных заведений, больниц, поликлиник и амбулаторий, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских заведений, библиотек, клубов, музеев, научно-исследовательских институтов, лабораторий и др.) и другими учреждениями, учитываются на субсчете 103 «Здания и сооружения».

Для учета зданий, сооружений применяется «Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях» типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) (п. 6.11 Инструкции).

Отражение в бухгалтерском учете указанных операций осуществляется в соответствии с Инструкцией о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 14.08.2000 г. под № 497/4718 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 14.02.2005 г. № 28, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 04.03.2005 г. под № 288/10568).

 

Первый заместитель Председателя А. Даневич

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

УЧЕТ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ,
ПОЛУЧЕННЫХ НА ПРАВЕ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

C юридической точки зрения, оперативное управление является правовой формой реализации права государственной или коммунальной собственности специально созданными субъектами разных организационно-правовых форм, которые в установленном порядке приобретают статус юридического лица. Так, в ч. 5 ст. 22 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV (далее — ХКУ) указано, что государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления в отношении субъектов хозяйствования, которые относятся к этому сектору и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления. В свою очередь, управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики согласно ч. 1 ст. 24 ХКУ осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, которые относятся к коммунальному сектору экономики и осуществляют свою деятельность также на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

Таким образом, государственные и коммунальные предприятия, учреждения и организации, наделенные правом оперативного управления, получают определенную совокупность прав и обязанностей, что позволяет им осуществлять функции собственника. Вместе с тем собственником имущества государственных (коммунальных) предприятий, учреждений, организаций фактически остается государство (территориальная громада).

Следует иметь в виду, что согласно ст. 182 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, обременение этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации , порядок проведения которой и основания отказа в ней установлены Законом Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

В комментируемом письме Госказначейская служба дает разъяснения по порядку отражения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений зданий и сооружений, полученных ими на праве оперативного управления. В частности, из содержания этого письма следует, что такие объекты подлежат обязательному зачислению на баланс учреждения по дебету счета учета необоротных активов, а именно субсчету 103 «Здания и сооружения».

Напомним, что на этом субсчете учитываются с выделением в отдельные подгруппы:

1) здания производственно-хозяйственного назначения, занятые органами управления, социально-культурными (здания учебных заведений, больниц, поликлиник и амбулаторий, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских заведений, библиотек, клубов, музеев, научно-исследовательских институтов, лабораторий и др.) и другими учреждениями;

2) здания, полностью или преимущественно предназначенные для проживания;

3) водокачки, стадионы, бассейны, дороги, мосты, памятники, ограды парков, скверов и общих садов и другие.

Причем с момента зачисления на баланс имущества, полученного на праве оперативного управления, учреждение имеет право самостоятельно принимать решения о ремонте, дооборудовании, модернизации или реконструкции такого имущества и, как следствие, в некоторых случаях увеличении его стоимости, если это не противоречит распорядительному акту на передачу.

Напомним также, что в соответствии с п. 2.5 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, основные средства в учреждениях учитываются по месту их хранения (местонахождения) и в бухгалтерии по инвентарным объектам. При этом инвентарным объектом по субсчету 103 «Здания и сооружения» является каждое отдельное здание. В его состав входят все необходимые для эксплуатации и размещения внутри него коммуникации, т. е. система отопления помещения, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом помещении), внутренняя сеть водогазопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети и вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники (лифты).

Если здания стоят рядом и имеют общую стену, но каждая из них — самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными инвентарными объектами.

Земля и здания, расположенные на ней, являются отдельными основными средствами и в бухгалтерском учете отражаются отдельно.

Надворные помещения, ограждения и другие надворные сооружения, обслуживающие здание (сарай, забор, колодец), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти здания и сооружения обслуживают два и более помещений, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, помещения котельных, стоящих отдельно, а также капитальные надворные пристройки (склады, гаражи) считаются также самостоятельными инвентарными объектами.

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц