Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетное учреждение сдает помещение в аренду: нужно ли уплачивать спецводосбор

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2013/№ 16
Печать
Ответы на вопросы

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СДАЕТ ПОМЕЩЕНИЕ В АРЕНДУ: НУЖНО ЛИ УПЛАЧИВАТЬ СПЕЦВОДОСБОР

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Перинатальный центр, являющийся бюджетным учреждением, использует воду для санитарно-гигиенических и питьевых нужд, а также для приготовления пищи и стирки белья. Кроме того, учреждение сдает в аренду часть помещения арендаторам, которые используют воду исключительно для удовлетворения санитарно-гигиенических потребностей.

Является ли в данном случае учреждение плательщиком сбора за специальное использование воды?

(г. Львов)

 

Вопросы, касающиеся освобождения бюджетных учреждений от уплаты сбора за специальное использование воды (далее — спецводосбор), поступают в редакцию нашей газеты постоянно. Поэтому далее подробно остановимся на особенностях уплаты спецводосбора бюджетными учреждениями.

В соответствии с п. 323.1 ст. 323 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками сбора за специальное использование воды являются водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, которые используют воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.

В п. 323.2 ст. 323 НКУ определено, что не являются плательщиками сбора водопользователи, которые используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения (совокупность людей, находящихся на данной территории в тот или иной период времени, независимо от характера и продолжительности проживания, в пределах их жилого фонда и приусадебных участков), в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и плательщиков единого налога.

При этом под санитарно-гигиеническими нуждами следует понимать использование воды в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и использование для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии.

Рассматривая вопрос, касающийся освобождения бюджетных учреждений от уплаты спецводосбора, также необходимо обратить внимание на п. 326.13 ст. 326 НКУ. Так, согласно этому пункту в случае если водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов, используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, сбор исчисляется на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения. Под хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений понимается любая деятельность, связанная с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленная на получение дохода.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы НКУ, можно сделать вывод о том, что освобождение от уплаты спецводосбора для бюджетных учреждений сохраняется в случае, если они используют воду исключительно для собственных нужд (питьевых и санитарно-технических) без получения дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.

Поэтому если бюджетное учреждение использует воду не только для собственных нужд, но и для деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальных формах, т. е. предоставляет платные услуги, в процессе предоставления которых использует воду, такое учреждение является плательщиком спецводосбора. Соответственно, только при условии, что учреждение оказывает такие услуги без взимания какой-либо платы, для него сохраняется освобождение от уплаты спецводосбора.

Следовательно, если перинатальный центр использует воду для санитарно-гигиенических и питьевых нужд, а также для приготовления пищи и стирки белья больным (пациентам), и при этом за такие услуги не взимает отдельную плату, то оснований для уплаты спецводосбора у такого учреждения нет. Если же предоставление таких услуг пациентам направлено на получение дохода, то такое бюджетное учреждение является плательщиком спецводосбора.

Кроме того, читателя интересует вопрос, сохраняется ли освобождение от уплаты спецводосбора в случае предоставления части помещения в аренду. При этом, как указано в вопросе, и бюджетное учреждение-арендодатель, и арендатор используют воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

Позиция ГНСУ об уплате спецводосбора субъектами хозяйствования в ситуации, когда помещение передается в аренду, изложена в Обобщающей налоговой консультации о применении положений Налогового кодекса Украины в части использования воды юридическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и плательщиками единого налога для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1180. Так, если субъект хозяйствования при осуществлении хозяйственной деятельности использует воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, имеет разрешение на специальное водопользование (договор на поставку воды с водопользователем — поставщиком воды) и предоставляет в аренду собственное помещение другому субъекту хозяйствования, в котором арендатором используется вода для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, то такие арендодатель и арендатор не являются плательщиками спецводосбора.

Из этого следует, что если арендодатель и арендатор используют воду исключительно для собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд (без заключения договора с поставщиком воды), то уплачивать спецводосбор они не должны.

Также с разъяснениями специалистов ГНСУ о порядке обложения спецводосбором бюджетных учреждений при предоставлении помещений в аренду можно ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5, с. 16-17. Основная суть этих разъяснений заключается в следующем.

При предоставлении в аренду помещений бюджетным учреждением (арендодателем) другому субъекту хозяйствования, не являющемуся бюджетным учреждением (арендатору), если арендодатель получает воду в соответствии с заключенным договором на поставку воды и не использует объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, а арендатор использует воду без заключения отдельного договора на поставку воды для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, то сбор за специальное использование воды ни арендодателем (бюджетным учреждением), ни арендатором (не являющимся бюджетным учреждением) не уплачивается.

В случае использования воды арендатором (не являющимся бюджетным учреждением), в том числе для других, кроме исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд целей, без заключения им отдельного договора на поставку воды, сбор за специальное использование воды уплачивает арендодатель (бюджетное учреждение) за объемы воды, фактически использованные арендатором, даже если такой арендодатель (бюджетное учреждение) не использовал объемы воды для осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах.

Таким образом перинатальный центр не является плательщиком спецводосбора при соблюдении вышеперечисленных условий, а именно, если:

— учреждение использует воду исключительно для питьевых и санитарно-гигиенических нужд;

— оказывает пациентам такие услуги, как стирка белья и приготовление пищи без взимания какой-либо платы за них;

— арендаторы используют воду для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц