Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Кто уполномочен принимать решение о списании имущества

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Апрель, 2013/№ 16
Печать
Ответы на вопросы

КТО УПОЛНОМОЧЕН ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ О СПИСАНИИ ИМУЩЕСТВА

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

На балансе бюджетной организации числится недвижимое имущество (гараж) как самостоятельный инвентарный объект 1992 года постройки, первоначальная (переоцененная) стоимость — 4700 грн. В настоящее время гараж находится в аварийном состоянии и не пригоден для дальнейшей эксплуатации.

Слышали от коллег, что недавно внесены изменения в порядок списания объектов, находящихся в государственной собственности. В связи с этим возник ряд вопросов:

1. Достаточно ли в настоящее время для списания необоротных активов принятия лишь соответствующего решения руководителем учреждения?

2. Какова процедура списания недвижимого имущества с баланса?

3. Каким образом такие операции отражаются в бухгалтерском учете?

4. Распространяется ли такой порядок списания имущества на устаревшую, не пригодную к дальнейшей эксплуатации компьютерную технику?

(Полтавская обл.)

 

Вопросы, касающиеся списания непригодного для дальнейшего использования имущества бюджетными учреждениями, неоднократно рассматривались на страницах нашей газеты (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 25; 2011, № 38; 2009, № 37). Несмотря на это, данная тема продолжает оставаться актуальной. Потому рассмотрим основные моменты, касающиеся процедуры списания недвижимого имущества бюджетными учреждениями.

Напомним, что механизм списания с балансов бюджетных учреждений объектов государственной собственности, к которым относятся объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), основные средства и прочие необоротные материальные активы, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

Обращаем внимание на то, что совсем недавно постановлением КМУ от 26.12.2012 г. № 1199 (далее — постановление № 1199), вступившим в силу 03.01.2013 г., были внесены изменения в Порядок № 1314. Они направлены на упрощение механизма списания имущества бюджетных учреждений. Далее расскажем об особенностях применения измененных норм Порядка № 1314.

1. Прежде всего для установления причин возникновения непригодности необоротных активов к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта или использования другим способом, а также для документального оформления этих мероприятий по приказу руководителя учреждения создается комиссия по списанию имущества. Приказ о создании постоянно действующей комиссии издается ежегодно или по необходимости. Как правило, полномочия по определению непригодности материальных ценностей и установлению невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также оформлению необходимой документации предоставляются ежегодной инвентаризационной комиссии. Состав и полномочия комиссии по списанию определены пп. 9 — 13 Порядка № 1314.

По общему правилу, установленному п. 5 Порядка № 1314, списание имущества бюджетных учреждений, находящихся в государственной собственности, осуществляется на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

В соответствии с изменениями, внесенными постановлением № 1199 в п. 5 Порядка № 1314, списание полностью амортизированных основных фондов (средств), прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 10 тыс. грн., осуществляется по решению руководителя такого субъекта согласно указанному Порядку (за исключением предприятий, по которым принято решение о приватизации).

В результате этих изменений руководителям субъектов хозяйствования (т. е. руководителям бюджетных учреждений) предоставлены полномочия принимать самостоятельно решение о списании такого имущества, как:

1) объекты необоротных активов, на которые начислен износ в размере 100 %;

2) прочие необоротные материальные активы (т. е. объекты, которые учитываются на счете 11),

при условии, что первоначальная (переоцененная) стоимость таких объектов не превышает 10 тыс. грн. (без учета НДС).

Следовательно, списание имущества бюджетных учреждений, находящегося в государственной собственности, которое соответствует вышеуказанным критериям, осуществляется на основании решения (согласия) руководителя такого учреждения на списание имущества.

Что касается имущества, которое не соответствует вышеуказанным критериям, то, как и прежде, его списание осуществляется на основании решения о предоставлении согласия на списание имущества, которое выдает соответствующий орган управления объектами государственной собственности (вышестоящая организация).

Заметим, что если субъектом управления объектами государственной собственности (главным распорядителем бюджетных средств) утвержден порядок списания имущества, относящегося к соответствующей сфере управления, то бюджетные учреждения должны руководствоваться именно этим отраслевым документом. Так, например, списание государственного имущества, относящегося к сфере управления МОЗ, осуществляется с учетом положений приказа МОЗ от 05.08.2011 г. № 483; к сфере управления МОНмолодежьспорта — приказа МОНмолодежьспорта от 16.09.2011 г. № 1071.

2. После того как комиссией проведено обследование имущества, определены причины списания и установлена его непригодность к дальнейшей эксплуатации, комиссия может приступить к следующему этапу — подведению итогов (результатов) осмотра объекта, который непригоден к дальнейшему использованию.

Для этого составляется протокол заседания комиссии, к которому необходимо приложить документы, перечисленные в пп. 6 и 14 Порядка № 1314. Напомним, что примеры заполнения документов, которые оформляются при списании такого вида необоротных активов, как транспортные средства, приведены в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 25.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акт на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем бюджетного учреждения.

3. Для правильного отражения в бухгалтерском учете операций по списанию имущества необходимо прежде всего определить возможность использования отдельных деталей (частей) и материалов разобранного и демонтированного недвижимого имущества, которые могут быть пригодны для ремонта другого имущества. Если после списания необоротных активов в распоряжении бюджетного учреждения остаются различные материальные ценности, они должны быть оценены и зачислены на баланс.

Все материальные ценности, полученные в результате списания такого объекта основных средств, как гараж, пригодные для дальнейшей эксплуатации (например, для ремонта другого объекта недвижимости или для реализации сторонним организациям), подлежат зачислению на субсчет 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».

Что касается непригодных для дальнейшего использования материалов и деталей, то они должны быть оприходованы как вторичное сырье (металлолом и т. п.). Такие материальные ценности учреждение должно оприходовать на субсчет 239 «Прочие материалы» по стоимости их возможной реализации специализированным предприятиям. Учетная стоимость таких материалов определяется исходя из цен, установленных пунктами приема вторичного сырья в соответствующем регионе. На этом субсчете они учитываются до момента их передачи специализированным предприятиям, занимающимся сбором такого сырья (отходов, лома).

При этом оприходование материальных ценностей, полученных в результате списания необоротных активов, в частности гаража, осуществляется на основании накладной или акта о приеме материалов, типовые формы которых утверждены приказом Госказначейства «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и Инструкции по их составлению» от 18.12.2000 г. № 130.

Кроме того, комиссией дополнительно составляется акт об оценке таких материальных ценностей. Установление стоимости таких ценностей производится на основании цены их возможного использования или реализации, которая, в свою очередь, определяется с учетом действующих рыночных цен на аналогичные материалы (например, по данным прайс-листов), и с учетом их фактического износа.

Данные о материальных ценностях, поступивших от ликвидации необоротных активов, в частности гаража, также приводятся в разделе «Расчет результатов списания объекта» Акта о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).

Рассмотрим на примере порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по списанию недвижимого имущества.

Пример. Комиссией по списанию проведено обследование гаража, учитываемого на балансе организации. Установлено, что такой объект непригоден к дальнейшему использованию, принято решение о его списании. Первоначальная стоимость объекта — 4700 грн. Износ 100 %.

В результате списания (демонтажа) гаража получены строительные материалы (кирпич, шифер), которые могут быть использованы для ремонта другого недвижимого имущества, на сумму 400 грн., а также детали, подлежащие сдаче специализированному предприятию как металлолом, на сумму 750 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан объект основных средств (гараж), непригодный к дальнейшей эксплуатации на основании акта о списании:

— списана первоначальная стоимость

401

103

4700

— списана сумма износа

131

401

4700

2

Оприходованы строительные материалы, пригодные для дальнейшего использования учреждением*

323

711

400

364

323

400

234

364

400

3

Оприходованы детали, подлежащие передаче специализированному предприятию как металлолом**

239

364

750

4

Передан по накладной металлолом специализированному предприятию

364

239

750

5

Поступили средства за сданный металлолом на специальный регистрационный счет

323

711

750

* В орган Госказначейской службы подается Справка о поступлениях в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца. Форма такой справки приведена в приложении 34 к Порядку казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденному приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407. С примером заполнения такой справки можно ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24, с. 36.
** Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при оприходовании деталей для дальнейшей реализации нецелесообразно, поскольку в учреждении в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче таких деталей специализированному предприятию. В этом случае возникновение доходов происходит при поступлении денежных средств за сданный металлолом на специальный регистрационный счет учреждения.
Таким образом, по результатам осуществления процедуры списания недвижимого имущества (гаража) бюджетному учреждению необходимо подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме только на сумму оприходованных строительных материалов, пригодных для дальнейшего использования учреждением.

 

Отметим, что доходы, полученные учреждением от поступления отходов, пригодных для дальнейшего использования этим учреждением, и доходы, полученные от передачи металлолома специализированному предприятию, классифицируются как доходы, полученные от реализации имущества (4 подгруппа 1 группы собственных поступлений бюджетных учреждений).

4. В случае если на балансе бюджетного учреждения, содержащегося за счет средств государственного бюджета, числится компьютерная техника, непригодная для дальнейшего использования, то при ее списании также необходимо руководствоваться положениями Порядка № 1314.

Если пришедшая в негодность компьютерная техника соответствует тем критериям, которые указаны в абз. 5 п. 5 Порядка № 1314, то принимать решение о ее списании с баланса имеет право руководитель учреждения. Что касается остальных вопросов, которые возникают при отражении в бухгалтерском учете списания компьютерной техники, то они подробно изложены в материале «Списание компьютерной и офисной техники» в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 39, с. 16 — 19.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц