МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
О СЛУЖЕБНЫХ КОМАНДИРОВКАХ
Письмо от 06.03.2013 г. № 31-07230-16-29/7168
Министерство финансов <…> рассмотрело <…> обращение, касающееся служебных командировок, и в рамках компетенции сообщает.
Согласно Закону Украины «О туризме» туристические услуги — это услуги субъектов туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги заведений культуры, спорта, быта, развлечений и т. п., направленные на удовлетворение нужд туристов.
В соответствии с Инструкцией о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов от 13.03.98 г. № 59, служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя предприятия на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы.
То есть служебная командировка не имеет связи с туристической деятельностью и для возмещения командированному работнику расходов на туристические услуги основания отсутствуют.
Одновременно следует заметить, что нормы Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Министерства финансов от 13.03.98 г. № 59 (в редакции приказа Министерства финансов от 17.03.2011 г. № 362), определяют порядок направления в командировку и возмещения расходов, понесенных в связи с такой командировкой, исключительно для государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
Заместитель Министра С. Рыбак
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ТУРУСЛУГИ В СЧЕТЕ НА ОПЛАТУ АВИАБИЛЕТА:
КОМПЕНСИРОВАТЬ ЛИ ИХ КОМАНДИРОВАННОМУ РАБОТНИКУ
Минфину был задан такой вопрос: «В накладной на авиабилеты отдельно выделена строка «Туристические услуги» общей суммой (без расшифровки составляющих таких услуг). Должно ли учреждение компенсировать стоимость таких услуг командированному работнику?».
По мнению Минфина, изложенному в комментируемом письме, оснований для компенсации таких расходов работнику нет. Причина — служебная командировка не имеет связи с туристической деятельностью.
Однако считаем, что Минфин формально подошел к ответу на вопрос, не до конца разобравшись в ситуации. Объясним.
Прежде всего поясним, о каких туристических услугах идет речь в вопросе — это услуги посредника при приобретении с его помощью авиабилетов (сервисный сбор и т. п.). В таком же порядке, к примеру, оплачиваются услуги посредника при приобретении железнодорожных билетов в коммерческих кассах.
Обратимся к Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59 (далее — Инструкция № 59).
Согласно п. 1 разд. I Инструкции № 59 служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению руководителя органа государственной власти, учреждения и организации, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, на определенный срок в другой населенный пункт для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы (при наличии документов, которые подтверждают связь служебной командировки с основной деятельностью учреждения).
Из этого следует, что если поездка работника оформлена как служебная (есть приказ о направлении в командировку, подтверждение связи поездки с хоздеятельностью, выдан аванс на командировку, есть документы, подтверждающие расходы, понесенные в командировке и т. п.), то такая поездка является командировкой, а не туристической поездкой работника в личных целях. В связи с этим учреждение, направившее работника в такую поездку, обязано компенсировать ему документально подтвержденные расходы, связанные с командировкой. То, что в стоимость авиабилета включена стоимость туристических услуг, не делает поездку работника нерабочей.
Согласно абз. 1 п. 6 разд. ІІ Инструкции № 59 расходы на проезд (в том числе перевозка багажа, бронирование транспортных билетов) к месту командировки и обратно возмещаются в размере стоимости проезда воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси) с учетом:
— всех расходов, связанных с приобретением проездных билетов;
— пользования постельными принадлежностями в поездах;
— страховых платежей на транспорте.
В связи с этим услуги посредника при приобретении авиабилетов являются составной частью расходов на проезд и подлежат компенсации работнику.
Также заметим, что согласно ст. 1 Закона Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР туризмом считается временный выезд лица с места проживания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых или других целях без осуществления оплачиваемой деятельности в месте, куда лицо выезжает.
В некотором смысле командировку можно назвать туристической поездкой работника за границу в профессионально-деловых целях. Причем деятельность работника в такой поездке оплачивается учреждением, которое его направило в такую поездку. Как видим, считать туризмом поездку работника по распоряжению работодателя, за время которой он получает зарплату и командировочные, нет оснований. При этом, чтобы с точки зрения Инструкции № 59 такая поездка считалась служебной, необходимо, чтобы она осуществлялась по распоряжению руководителя учреждения и ее целью было выполнение служебных задач, поставленных перед работником.
Таким образом, считаем, что если в накладной на авиабилет выделена стоимость туристических услуг (оплата услуг посредника при приобретении авиабилета), то такие расходы должны возмещаться в полном объеме как расходы на проезд.
Ольга ВИТКОВСКАЯ,
экономист-аналитик