Темы статей
Выбрать темы

Приобретение и установка электросчетчиков

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Август, 2013/№ 31
Печать
Ответы на вопросы

ПРИОБРЕТЕНИЕ И УСТАНОВКА ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКОВ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С целью обеспечения надлежащего учета и контроля за объемом расходов на электроснабжение в арендованном помещении возникла необходимость установки внутреннего счетчика электроэнергии.

Можно ли приобрести такой счетчик и кабель по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь», если установка счетчика будет осуществляться штатным инженером-электриком учреждения?

(АР Крым)

 

Одним из первоочередных вопросов по электроснабжению, которые следует решить потребителю, является обеспечение контроля за объемом потребленной электроэнергии. С этой целью используются средства учета электрической энергии — счетчики электроэнергии (далее — электросчетчики), потому к выбору и установке последних следует подходить с особым вниманием.

Регулирование взаимоотношений, связанных с продажей и покупкой электрической энергии между производителями или поставщиками электрической энергии и потребителями (на розничном рынке электрической энергии), осуществляется согласно Правилам пользования электрической энергией, утвержденным постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28). Так, в соответствии с п. 3.2 этих Правил ответственность за техническое состояние электросчетчиков несет та организация, на балансе которой они находятся, или организация, осуществляющая их эксплуатацию на основании соответствующего договора.

Важно отметить, что для расчетного учета электроэнергии должны использоваться электросчетчики, прошедшие поверку или государственную метрологическую аттестацию (п. 3.7 Правил № 28).

Согласно ст. 1 Закона Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 11.02.98 г. № 113/98-ВР поверка средств измерительной техники — это установление пригодности средств измерительной техники, на которые распространяется государственный метрологический надзор, к применению на основании результатов контроля их метрологических характеристик.

При этом места и условия установки расчетных средств учета определяются согласно проектным решениям. Электросчетчики должны быть установлены таким образом, чтобы для контроля за объемом потребления электроэнергии обеспечить техническую возможность беспрепятственного доступа к счетчикам, установленным на объектах:

1) электропередающей организации, — ответственных работников Госэнергонадзора, поставщика электрической энергии и потребителя;

2) потребителя, — ответственных работников Гос-энергонадзора, поставщика электрической энергии и субпотребителя;

3) субпотребителя, — ответственных работников Госэнергонадзора, поставщика электрической энергии и основного потребителя.

Следует также иметь в виду, что согласно п. 3.8 Правил № 28 установка (замена) электросчетчиков выполняется электропередающей организацией или другой организацией, имеющей право на выполнение таких работ, за счет собственника соответствующего оборудования, если такие действия требуются нормативно-правовыми актами, или за счет организации, по требованию которой осуществляется установка (замена) счетчика. Таким образом, установка приобретенного учреждением электросчетчика может осуществляться иной, нежели электропередающая, организацией или штатным инженером-электриком.

Установка (замена) средств расчетного учета без изменения электрической схемы учета осуществляется на основании заявления потребителя за его счет электропередающей организацией или другой организацией, имеющей право на выполнение таких работ, по согласованию с электропередающей организацией. Рабочий проект на установку (замену) средств расчетного учета с заменой электрической схемы учета и/или локального оборудования сбора и обработки данных выполняется проектной организацией по договору, заключенному с организацией, на балансе которой находятся расчетные средства учета.

В случае установки на территории потребителя расчетных средств учета электрической энергии организацией, имеющей право на выполнение таких работ, но не являющейся электропередающей организацией, потребитель должен обеспечить беспрепятственный доступ ответственных представителей поставщика по регулируемому тарифу (электропередающей организации) для контроля правильности подключения и проверки работы установленных средств учета.

Заметим, что согласно п.п. 3.27 Правил № 28 неплановая замена электросчетчика осуществляется электропередающей организацией или другой организацией, имеющей право на выполнение этих работ, за счет организации, по требованию (по инициативе) которой осуществляется замена расчетного средства учета.

Кроме того, электросчетчики после их установки подлежат обязательному опломбированию на креплении кожуха счетчика пломбой с клеймом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, а на зажимной крышке — пломбой электропередающей организации (п.п. 3.31 Правил № 28). При опломбировании согласно п.п. 3.32 Правил № 28 оформляется акт об опломбировании. В этом акте должны быть указаны: место установки каждой пломбы, сторона, которая ее установила, сторона, ответственная за сохранность и целостность расчетных средств учета электрической энергии и пломб на них. Акт об опломбировании подписывается руководителями или уполномоченными лицами сторон, принимавших участие в опломбировании.

Таким образом, несмотря на то, что действующим законодательством разрешается осуществлять установку электросчетчика собственными силами учреждения, без привлечения специалистов электропередающей организации не обойтись. Причем услуги электропередающей организации по поверке, контролю правильности подключения и проверке работы установленного счетчика, а также его опломбированию, в случае выполнения работ по установке сторонней организацией или собственными силами учреждения, оплачиваются согласно тарифам, определенным электропередающей организацией. Поэтому стоит взвесить все «за» и «против», и в первую очередь, экономическую целесообразность установки электросчетчика не электропередающей организацией, а другой организацией либо штатным инженером-электриком.

Что же касается использования КЭКР при приобретении электросчетчика и кабеля, то согласно пп. 6 и 8 п.п. 2.2.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), приобретение малоценных предметов, а также приобретение комплектующих изделий и деталей для ремонта всех видов производственного и непроизводственного оборудования осуществляется по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». То есть приобретение кабеля и электросчетчика при условии, что его стоимость не превышает 2500 грн. (без учета НДС), может осуществляться по КЭКР 2210. В то же время оплата услуг по поверке и экспертизе средств учета (приборов, счетчиков, медицинского оборудования и т. п.) в соответствии с п. 9 п.п. 2.2.4. Инструкции № 333 производится по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

На практике же работы по установке (замене) электросчетчика, как правило, проводятся электропередающей организацией, причем стоимость нового счетчика, услуг по его поверке, непосредственно установке и опломбированию включается в общую стоимость услуг электропередающей организации по установке. В таком случае расходы на оплату таких услуг осуществляются по КЭКР 2240 (п. 7 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

Напомним, что малоценные необоротные предметы (в том числе и электросчетчики), срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 2500 грн.* включительно без НДС, учитываются на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы».

* Согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Положению по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, вступившим в силу 06.08.2013 г., малоценные необоротные предметы, срок эксплуатации которых больше одного года, а стоимость за единицу не превышает 2500 грн. (для сценично-постановочных средств — до 5000 грн.) включительно без НДС, учитываются на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы». До этой даты стоимостный критерий был установлен Инструкцией по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, и составлял 1000 грн. без НДС.

Подробнее об особенностях учета малоценных необоротных активов можно узнать из консультации специалиста Госфининспекции «Особенности учета малоценных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 28), а также из публикации «Учет малоценных необоротных материальных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 20).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше