Темы статей
Выбрать темы

Обновлен порядок проведения инспектирования Госфининспекцией: изучаем изменения

Редакция ББ
Статья

ОБНОВЛЕН ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ГОСФИНИНСПЕКЦИЕЙ: ИЗУЧАЕМ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Одним из основных документов, которым руководствуются специалисты Госфининспекции в ходе проведения ревизий финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, является Порядок проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденный постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.

Постановлением КМУ от 03.07.2013 г. № 513*, вступившим в силу в 15.08.2013 г., были внесены изменения в указанный Порядок.

Эта статья является расширенным комментарием к обновленному Порядку проведения инспектирования, в которой рассмотрены изменения к нему и их значение для объектов контроля.

Александр ЛЕВИЧЕВ, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

 

* См. с. 4 этого номера.

 

ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА

В новой редакции Порядка № 550 уточнено, что акт ревизии составляется именно должностными лицами контролирующего органа, которые проводили ревизию.

К сведению, должностное лицо — это особая категория служащих государственных и общественных органов, учреждений, организаций, предприятий, которые занимают постоянно или временно, по назначению, избранию или в ином установленном порядке предусмотренные штатным расписанием должности и правомочны осуществлять юридически значимые действия, направленные на установление, изменение или прекращение правоотношений. Содержание и объем таких действий отличаются и определяются занимаемой должностью.

 

ВИНОВНЫЕ ЛИЦА

Изменен подход к определению виновных лиц.

Так, если ранее к виновным лицам относили должностных и материально ответственных лиц, то теперь к ним относят исключительно лиц, ответственных за финансово-хозяйственные операции.

Как определено в новой редакции абз. 3 п. 3 Порядка № 550, виновные лица — это лица, которые в соответствии с возложенными на них обязанностями и законодательством были ответственны за финансово-хозяйственные операции, проведенные с нарушением законодательства, и/или действия (бездействие) которых привели к такому нарушению.

Это свидетельствует о том, что, например, ранее при безосновательном списании медикаментов в результате отсутствия подписи об их использовании в медицинских карточках больных виновным лицом становилась медицинская сестра, являющаяся материально ответственной за медикаменты, то теперь виновным лицом будет бухгалтер, который ведет учет товарно-материальных ценностей, в том числе медикаментов.

В связи с этим советуем бухгалтерам, которые ведут учет товарно-материальных ценностей (медикаментов, продуктов питания и т. п.), тщательным образом осуществлять контроль за их использованием, а не списывать их с учета только на основании отчетов материально ответственных лиц об использовании материальных ценностей.

В отношении возможности осуществления контроля за правильностью списания продуктов питания со стороны бухгалтерии советуем также обратить внимание на консультацию «Как бухгалтерия может контролировать правильность списания продуктов питания» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 32, с. 20).

 

ВСТРЕЧНЫЕ СВЕРКИ

По обновленной редакции абз. 4 п. 3 Порядка № 550 встречная сверка — это метод документального и фактического подтверждения у предприятий, учреждений и организаций вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.

Ранее специалисты Госфининспекции могли проводить встречные сверки только у субъектов хозяйствования, которые имели правовые отношения с подконтрольным учреждением. То есть, например, ранее возможно было проводить встречные сверки только у поставщиков и подрядчиков, а теперь появилась возможность проведения встречных сверок, например, и у субподрядчиков.

Кстати, право проведения встречных сверок у всех субъектов хозяйствования было закреплено еще в Законе № 5463.

Теперь Порядок № 550 приведен в соответствие с этим Законом и Законом № 2939.

По результатам встречной сверки составляется справка в четырех экземплярах, первый, второй и третий экземпляры которой приобщаются к соответствующим экземплярам акта ревизии. Четвертый экземпляр справки вручается предприятию (учреждению или организации), на котором проводилась встречная сверка.

 

ИЗМЕНЕНИЯ К ПРОГРАММАМ РЕВИЗИЙ

Изменения в программы ревизии ранее вносились для полноты исследования вопросов. В новой редакции Порядка № 550 такие обстоятельства, касающиеся внесения изменений в программу ревизии, не указаны, следовательно изменения в программы ревизии вносятся при любой необходимости в этом.

 

НАПРАВЛЕНИЕ С ПРОДЛЕННЫМ СРОКОМ ПРОВЕДЕНИЯ РЕВИЗИИ

Привлеченные специалисты, как и должностные лица контролирующего органа, обязаны в случае продления срока плановой или внеплановой выездной ревизии предъявить руководителю объекта контроля или его заместителю направление с продленным сроком проведения ревизии.

Ранее такое требование выдвигалось только в отношении должностных лиц контролирующего органа.

Отметим, что продолжительность плановой выездной ревизии в соответствии со ст. 11 Закона № 2939 не должна превышать 30 рабочих дней.

Продолжительность внеплановой выездной ревизии не должна превышать 15 рабочих дней.

Продление сроков проведения плановой или внеплановой выездной ревизии возможно только по решению суда на срок, не превышающий 15 рабочих дней для плановой выездной ревизии и 5 рабочих дней для внеплановой выездной ревизии.

 

ПОДПИСЬ В ЖУРНАЛЕ РЕГИСТРАЦИИ ПРОВЕРОК

Должностные лица контролирующего органа обязаны расписаться в Журнале регистрации проверок объекта контроля в случае его предоставления.

Ранее эта норма звучала не совсем корректно и должностные лица контролирующего органа были обязаны расписаться в Журнале регистрации проверок объекта контроля при его наличии, те есть без условий его предоставления работниками объекта контроля для подписи.

 

БЮДЖЕТНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

В новой редакции Порядка № 550 определено, что в ходе документальной проверки специалистами Госфининспекции, кроме статистической и финансовой отчетности, проверяется также и бюджетная отчетность.

Составление бюджетной отчетности предусмотрено ст. 58 БКУ.

Формы финансовой и бюджетной отчетности и порядок их заполнения утверждены приказом № 44.

 

ФАКТИЧЕСКАЯ ПРОВЕРКА

Фактическая проверка предусматривает контроль за наличием денежных сумм, ценных бумаг, бланков строгой отчетности, оборотных и необоротных активов, других материальных и нематериальных ценностей путем проведения инвентаризации, обследования и контрольного обмера выполненных работ, правильностью применения норм расходов сырья и материалов, выхода готовой продукции и естественной убыли путем организации контрольных запусков в производство, контрольных анализов готовой продукции и других аналогичных действий.

Как определено в обновленной редакции п. 16 Порядка № 550, фактическая проверка, которая предусматривает проведение инвентаризации, обследования и контрольного обмера, проводится при участии соответствующих специалистов контролирующего органа или других органов, предприятий, учреждений и организаций.

Однако при этом не совсем понятно, каким образом специалисты контролирующего органа могут принимать участие в проведении инвентаризации, ведь в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 2939 им предоставлено право только требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных фондов, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. Так, инвентаризация проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией учреждения при участии материально ответственных лиц в присутствии специалистов Госфининспекции, а не с их участием.

Также отметим, что обновленная редакция абз. 4 п. 16 Порядка № 550 предусматривает, что фактическая проверка осуществляется по состоянию на дату ее проведения независимо от периода, подлежащего ревизии.

Объясним, что это означает для объекта контроля.

Например, если в направлении на проведение ревизии указано, что проверяется финансово-хозяйственная деятельность за период с 01.03.2010 г. по 01.08.2013 г., а ревизия начата 12.08.2013 г., то специалисты Госфининспекции имеют право провести фактическую проверку на любую дату в пределах срока проведения ревизии, которую будут считать необходимой, даже после 12.08.2013 г.

Также определено, что для подтверждения результатов фактической проверки и фактов, которые касаются периода, подлежащего ревизии, должностные лица контролирующего органа могут проверять документы объекта контроля и за другие периоды финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

Это означает, что отныне узаконено проведение так называемого исследования движения товарно-материальных ценностей. Такое исследование, как правило, проводится с даты предыдущей инвентаризации и до даты нынешнего фактического контроля, дата которого, как мы уже поняли, может не входить в указанный в направлении период, подлежащий ревизии.

 

ИНФОРМАЦИЯ С ОГРАНИЧЕННЫМ ДОСТУПОМ

Как определено в обновленном п. 17 Порядка № 550, для исследования вопросов, предусмотренных программой ревизии, должностные лица контролирующего органа имеют право получать на объекте контроля перечень сведений, содержащих информацию с ограниченным доступом.

В соответствии со ст. 21 Закона № 2657 информацией с ограниченным доступом является конфиденциальная, секретная и служебная информация.

Конфиденциальной является информация о физическом лице, а также информация, доступ к которой ограничен физическим или юридическим лицом, кроме субъектов властных полномочий. Конфиденциальная информация может распространяться по желанию (с согласия) соответствующего лица в определенном им порядке в соответствии с предусмотренными им условиями, а также в других случаях, определенных законом.

Отметим, что к информации с ограниченным доступом не могут принадлежать следующие сведения:

1) о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта;

2) об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных ситуациях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности людей;

3) о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;

4) о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц;

6) другие сведения, доступ к которым не может быть ограничен в соответствии с законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Отметим, что порядок доступа к информации с ограниченным доступом, в частности государственной тайне, регулируется Конституцией, законами № 2657, и № 3855, международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины и другими нормативно-правовыми актами.

 

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

В обновленном п. 19 Порядка № 550 из вопросов, не относящихся к компетенции контролирующего органа, т. е. органа Госфининспекции, исключен вопрос об управлении государственным имуществом.

 

КОПИИ ДОКУМЕНТОВ, ПРИЛАГАЕМЫХ К АКТУ

Следует отметить, что отныне специалисты Госфининспекции могут требовать заверенные копии любых документов, о которых будет идти речь в акте ревизии. Ранее это касалось только копий документов, подтверждающих операции, проведенные с нарушением законодательства.

Об этом идет речь в обновленной редакции п. 21 Порядка № 550.

 

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ВЫЕЗДНОЙ РЕВИЗИИ

Основаниями для приостановления плановой выездной ревизии согласно обновленной редакции п. 22 Порядка № 550 являются:

— проведение встречных сверок;

— срочное выполнение других заданий;

— обоснованное обращение объекта контроля при согласовании с руководителем контролирующего органа.

Обратим внимание: ранее такими основаниями были проведение значительного количества встречных сверок, а также обоснованное обращение объекта контроля и согласование с руководителем подразделения контролирующего органа.

Отметим, что теперь при приостановлении плановой выездной ревизии не предусмотрено составление промежуточного акта ревизии, в отличие от предыдущей редакции Порядка № 550.

 

ОТСУТСТВИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ОБЪЕКТЕ КОНТРОЛЯ И ДРУГИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ РЕВИЗИИ

В предыдущей редакции Порядка № 550 в случае отсутствия бухгалтерского учета на объекте контроля, недопущения должностных лиц к проведению ревизии, непредоставления необходимых для проверки документов или других обстоятельств, препятствующих проведению ревизии, было предусмотрено составление акта с определением таких фактов и ревизия не считалась проведенной и проводилась повторно.

В новой же редакции Порядка № 550 предусмотрена возможность проведения ревизий сразу (т. е. без перенесения срока ее проведения) после устранения указанных фактов. При этом в ее продолжительность не включается срок, в течение которого ревизия фактически не проводилась.

Если же факты, препятствующие проведению ревизии, сразу не будут устранены, то ревизия не считается проведенной и контролирующий орган имеет право повторно организовать и провести ревизию объекта контроля, в частности в плановом порядке, в течение того же календарного года.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УБЫТКОВ В АКТЕ РЕВИЗИИ

В предыдущей редакции Порядка № 550 не была определена обязательность отражения в акте ревизии размера убытков. Отныне в п. 35 Порядка № 550 предусмотрено, что в констатирующей части акта ревизии должны быть приведены информация о результатах ревизии в разрезе каждого вопроса программы с указанием, за какой период, каким способом (выборочным, сплошным) и по каким документам проверены эти вопросы, заключение о наличии или отсутствии нарушений законодательства, а также, в случае наличия, определенный в установленном законодательством порядке размер убытков, нанесенных государству или объекту контроля в результате таких нарушений.

Обратим внимание на то, что до внесения указанных изменений определение убытков в акте ревизии было предусмотрено только Порядком № 346/1025/685/53. При этом указанным Порядком материальный ущерб (убытки) определен как утрата активов или недополучение надлежащих доходов объектом контроля и/или государством, которые произошли в результате нарушения законодательства объектом контроля путем действий или бездействия его должностных (служебных) лиц.

 

АКТ РЕВИЗИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЙ БУХГАЛТЕРИИ

В обновленном Порядке № 550 определены требования по подписанию и ознакомлению с актом ревизии централизованной бухгалтерии.

Так, п. 36 Порядка № 550 предусмотрено, что акт ревизии централизованной бухгалтерии, обслуживающей несколько бюджетных учреждений, подписывается должностным лицом контролирующего органа, руководителем и главным бухгалтером органа, при котором создана централизованная бухгалтерия.

При этом следует отметить, что с содержанием акта ревизии централизованной бухгалтерии должны быть ознакомлены руководители бюджетных учреждений, которые обслуживаются соответствующей централизованной бухгалтерией и в отношении деятельности которых ревизией выявлено нарушение.

 

ИНФОРМИРОВАНИЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА О РАССМОТРЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕВИЗИИ

В Порядке № 550 установлен срок информирования рассмотрения результатов ревизии и принятых мер.

Так, согласно новому абз. 2 п. 47 Порядка № 550 органы управления объекта контроля и органы исполнительной власти должны проинформировать соответствующий контролирующий орган о рассмотрении результатов ревизии и принятых в связи с этим мерах не позже, чем в месячный срок.

Ранее этот срок нормативными документами, регламентирующими деятельность Госфининспекции, не был установлен. На практике в требованиях о возмещении нарушений и в информации, подававшейся в вышестоящие организации, этот срок определялся самостоятельно руководителем органа Госфининспекции, который подписывал настоящие документы. Однако, как правило, этот срок не превышал одного месяца.

 

ПРИНЯТИЕ МЕР ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РЕВИЗИИ

Согласно п. 50 Порядка № 550 по результатам проведенной ревизии в рамках предоставленных прав контролирующие органы принимают меры для обеспечения:

— привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности работников объектов контроля, виновных в допущении нарушений;

— обращения в суд в интересах государства по поводу устранения выявленных ревизией нарушений законодательства по вопросам сохранения и использования активов, а также взыскания в доход государства средств, полученных по незаконным договорам, без установленных законом оснований или с нарушением требований законодательства;

— применения мер воздействия за нарушение бюджетного законодательства.

Согласно внесенным изменениям в этот перечень добавлено также постановка перед соответствующими государственными органами вопроса о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 2939 — Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Закон № 5463 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Министерства финансов Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров» от 16.10.2012 г. № 5463-VI.

Закон № 2657 — Закон Украины «Об информации» от 02.10.92 г. № 2657-XII.

Закон № 3855 — Закон Украины «О государственной тайне» от 21.01.94 г. № 3855-ХII.

Постановление № 513 — постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 20 апреля 2006 г. № 550» от 03.07.2013 г. № 513.

Порядок № 550 — Порядок проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденный постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550.

Порядок № 346/1025/685/53 — Порядок взаимодействия между органами государственной контрольно-ревизионной службы и органами прокуратуры, внутренних дел и Службы безопасности Украины, утвержденный совместным приказом ГлавКРУ, МВД, СБУ и Генпрокуратуры от 19.10.2006 г. № 346/1025/685/53.

Приказ № 44 — приказ Минфина «Об утверждении Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств» от 24.01.2012 г. № 44.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше