Темы статей
Выбрать темы

Какие расходы можно осуществлять за счет платы за услуги и благотворительных взносов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

КАКИЕ РАСХОДЫ МОЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ЗА СЧЕТ ПЛАТЫ ЗА УСЛУГИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ВЗНОСОВ

 

Дарья ДАВЫДЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Центр первичной медико-санитарной помощи, содержащийся за счет средств местного бюджета, получает собственные поступления (плату за предоставленные услуги и благотворительные взносы).

Какие конкретно расходы имеет право осуществлять бюджетное учреждение за счет таких собственных поступлений и какими нормативными документами регламентируется перечень этих расходов? Можно ли отнести расходы на дооснащение автомобиля газовым оборудованием и установку автомагнитолы к расходам, связанным с организацией основной деятельности бюджетного учреждения?

(Житомирская обл.)

 

Составные части государственного и местного бюджетов, в том числе и перечень собственных поступлений бюджетных учреждений и направления их использования, четко определены ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). В частности, средства, полученные бюджетными учреждениями как плата за предоставленные согласно их основной деятельности услуги, относятся к подгруппе 1 первой группы собственных поступлений и могут направляться исключительно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением соответствующих услуг.

Наряду с этим благотворительные взносы, гранты и подарки, относящиеся к подгруппе 1 второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений, должны использоваться на организацию основной деятельности бюджетных учреждений (ч. 4 ст. 13 БКУ).

К сожалению, ни одним нормативно-правовым актом не установлен четкий перечень расходов, которые имеют право осуществлять бюджетные учреждения за счет тех или иных видов собственных поступлений, следовательно, конкретные направления использования таких средств должны определяться руководителями учреждений в рамках направлений, предусмотренных БКУ.

Следует также отметить, что требования к получению, использованию и учету благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц — резидентов и нерезидентов непосредственно бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания, определены Порядком получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденным постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222. Так, в соответствии с п. 2 этого Порядка благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями в денежной форме для нужд их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги. Если благотворителем конкретные цели использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения — приобретателем в соответствии с первоочередными нуждами, связанными исключительно с основной деятельностью этого учреждения.

Часть средств, полученных как благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования от юридических и физических лиц, может направляться на выплату заработной платы работников учреждений и заведений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания согласно сметам указанных учреждений и заведений с соблюдением требований Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI в случае, когда такое направление расходов определено благотворителем.

В то же время следует помнить, что согласно п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, обязательным является выполнение требования по первоочередному обеспечению бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, выплату стипендии, а также на хозяйственное содержание учреждений. При определении расходов в проектах смет учреждения должен обеспечиваться строгий режим экономии средств и материальных ценностей. В сметы могут включаться только расходы, предусмотренные законодательством, необходимость которых обусловлена характером деятельности учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т. п., не являющиеся первоочередными, могут предусматриваться только при условии обеспечения средствами неотложных расходов и отсутствия задолженности.

Таким образом, расходы на ремонт и дооборудование основных средств (в том числе транспортных средств) могут осуществляться за счет средств, полученных бюджетным учреждением как собственные поступления, только после погашения задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, коммунальных услуг и энергоносителей.

Что же касается отнесения расходов на дооборудование автотранспорта к расходам, связанным с организацией основной деятельности бюджетного учреждения, то по этому поводу следует обратиться к нормам Положения о центре первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, утвержденного приказом Минздрава от 04.11.2011 г. № 755, которым определены основные правовые принципы деятельности таких заведений. В частности, в соответствии с п.п. 2.1 этого Положения основными задачами деятельности центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи (далее — ЦПМСП) являются:

— организация оказания прикрепленному населению первичной медицинской (медико-санитарной) помощи (далее — ПМСП);

— обеспечение надлежащей доступности и качества ПМСП для прикрепленного населения;

— организация взаимодействия с заведениями здравоохранения, оказывающими вторичную (специализированную) медицинскую помощь, третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь и экстренную медицинскую помощь;

— организация и оказание неотложной медицинской помощи населению;

— планирование развития ПМСП;

— проведение организационно-методической работы по направлению ПМСП;

— осуществление финансового, материально-технического и кадрового обеспечения ПМСП;

— обеспечение взаимодействия между подразделениями ЦПМСП в интересах сохранения и укрепления здоровья населения;

— содействие доступности для населения сельской местности стоматологической и экстренной помощи;

— организация и создание условий для осуществления розничной торговли лекарственными средствами.

Таким образом, с учетом вышеуказанного автомобиль, используемый непосредственно для выполнения основных задач ЦПМСП, например, карета скорой помощи или реанимобиль, с целью экономии бюджетных средств на приобретение горючего может быть дооснащен газобаллонным оборудованием за счет собственных поступлений заведения, в частности, за счет благотворительных взносов, если другие направления их использования не определены благотворителем, а также при отсутствии непогашенной задолженности или других неотложных нужд. Действительно, ни для кого не секрет, что сжиженный газ (бутан-пропан) в 1,5 — 2 раза дешевле бензина или даже дизтоплива, поэтому такое мероприятие может иметь смысл.

Обратите внимание на то, что согласно п. 37 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388, в случае переоборудования транспортного средства или замены кузова, других составных частей, имеющих идентификационные номера, проводится перерегистрация такого транспортного средства. Государственная регистрация (перерегистрация) переоборудованных транспортных средств проводится на основании документов о соответствии их требованиям безопасности дорожного движения и документов, подтверждающих правомерность осуществления переоборудования. При перерегистрации транспортного средства свидетельство о регистрации подлежит замене на общих основаниях.

Что касается установки автомагнитолы в автомобиле, даже используемом непосредственно для оказания ПМСП населению, то такие расходы не относятся к расходам, связанным с организацией основной деятельности заведения, поскольку наличие либо отсутствие такого оборудования не влияет на выполнение основных задач ЦПМСП. Поэтому приобретение и установку автомагнитолы за счет средств, полученных учреждением как благотворительные взносы, можно осуществить в последнюю очередь, то есть только при условии отсутствия других первоочередных нужд (задолженности по оплате труда, начислений на заработную плату, за коммунальные услуги, других мероприятий, необходимых для выполнения основных функций, но не обеспеченных средствами общего фонда бюджета и т. п.).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше