Темы статей
Выбрать темы

Предоставление субвенции сельскому совету на ремонт дорог

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СУБВЕНЦИИ СЕЛЬСКОМУ СОВЕТУ НА РЕМОНТ ДОРОГ

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

При формировании бюджета сельскому совету предоставлена субвенция по коду классификации доходов бюджета 41034400 «Субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах», которая была запланирована по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Поскольку субвенцию предоставляют из государственного бюджета, существует жесткий контроль за ее использованием. В случае неиспользования средств до конца года они должны быть возвращены.

Финансовое управление направило нам письмо о том, что в обязательном порядке необходимо распределить сумму средств на текущие и капитальные расходы. Решением сессии были внесены изменения, в результате чего увеличились капитальные расходы путем уменьшения текущих (на сумму увеличения капитальных расходов), а именно по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов».

Дороги не были приняты в коммунальную собственность и не состоят на балансе сельского совета (т. е. бесхозные). Все дороги имеют земляное покрытие, в некоторых местах даже песчаное.

Возникает вопрос: можно ли производить капитальный ремонт таких дорог? Как их оценить и зачислить на баланс? Нужно ли подавать справку о поступлениях в натуральной форме в казначейство?

(Херсонская обл.)

 

Ежегодно в Государственном бюджете Украины предусматриваются межбюджетные трансферты на различные нужды в целях помощи местным бюджетам.

В соответствии со ст. 96 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) межбюджетные трансферты делятся на:

1) дотацию выравнивания;

2) субвенции;

3) средства, которые передаются в государственный бюджет и местные бюджеты из других местных бюджетов;

4) дополнительные дотации.

В соответствии со ст. 2 БКУ субвенция — это межбюджетный трансферт для использования с определенной целью в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции.

В Госбюджете в соответствии с п. 1 ст. 97 БКУ могут предусматриваться следующие трансферты местным бюджетам:

1) дотация выравнивания бюджета АР Крым, областным бюджетам, бюджетам городов Киева и Севастополя, районным бюджетам и бюджетам городов республиканского АР Крым и областного значения, другим бюджетам местного самоуправления, для которых в государственном бюджете определяются межбюджетные трансферты;

2) дополнительная дотация на выравнивание финансовой обеспеченности местных бюджетов;

3) субвенции на осуществление государственных программ социальной защиты;

4) дополнительная дотация на компенсацию потерь доходов местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, вследствие предоставления льгот, установленных государством;

41) субвенция на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах;

5) субвенция на выполнение инвестиционных программ (проектов);

6) прочие дополнительные дотации и прочие субвенции.

Также отметим, что субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах относится к поступлениям специального фонда местных бюджетов в соответствии с п.п. 21 п. 2 ст. 69 БКУ.

Условия и механизм предоставления этой субвенции определены в Порядке и условиях предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах, утвержденных постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 52 (далее — Порядок № 52).

Главным распорядителем указанной субвенции в соответствии с п. 2 этого Порядка является Укравтодор, а ответственными исполнителями бюджетной программы — Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские, районные госадминистрации и органы местного самоуправления, для бюджетов которых в государственном бюджете определен объем субвенции.

Заказчиков работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах соответствующего региона определяют Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации с учетом соответствующих предложений райгосадминистраций и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что решения по утверждению обобщенного перечня объектов строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах соответствующего региона в пределах объемов субвенции принимают Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации с учетом предложений райгосадминистраций и органов местного самоуправления (п. 3 Порядка № 52).

Копию такого решения следует подать до 15 марта Укравтодору вместе с обобщенным перечнем. В случае необходимости в указанные перечни могут быть внесены соответствующие изменения.

Перечисление субвенции осуществляется согласно ст. 1031 БКУ и Порядку перечисления межбюджетных трансфертов, утвержденному постановлением КМУ от 15.12.2010 г. № 1132.

Теперь определимся с дорогами в сельской местности и видами работ, которые в вашем случае следует провести.

В соответствии с Конвенцией «О дорожном движении» от 08.11.68 г. термин «дорога» обозначает всю полосу отведения любой дороги или улицы, открытой для движения.

Различают автодорогу, железнодорожный, трамвайный, водный, морской, воздушный, речной путь и т. п.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV (далее — Закон № 2862) автомобильная дорога — это линейный комплекс инженерных сооружений, предназначенный для непрерывного, безопасного и удобного движения транспортных средств; улица — это автомобильная дорога, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, прокладки наземных и подземных инженерных сетей в пределах населенных пунктов.

Также отметим, что дорожное покрытие — это укрепленные верхние слои дороги, воспринимающие нагрузку от транспортных средств.

Отметим, что дороги с земляным покрытием, о которых идет речь в вопросе, тоже являются автомобильной дорогой, поскольку в соответствии с Законом № 2862 земляное полотно — это грунтовая конструкция автомобильной дороги.

Как определено в ст. 1 Закона Украины «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» от 18.09.91 г. № 1562-XII, автомобильные дороги являются государственной собственностью, кроме сельских дорог, порядок управления которыми устанавливается Кабмином.

Такой порядок на сегодняшний день определен Порядком безвозмездной передачи в коммунальную собственность объектов социальной сферы, жилищного фонда, в том числе незавершенного строительства, а также внутрихозяйственных мелиоративных систем коллективных сельскохозяйственных предприятий, не подлежавших делению на части в процессе реорганизации этих предприятий и переданных на баланс предприятий-правопреемников, утвержденным постановлением КМУ от 13.08.2003 г. № 1253. Но в вашем случае руководствоваться этим Порядком нельзя, ведь дороги не состоят на балансе ни у одной организации или предприятия.

Как указано в ст. 16 Закона № 2862, улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью.

Более того, согласно п. 2 ст. 19 Закона № 2862 основными обязанностями органов местного самоуправления в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов, в частности, является организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов по установленным для них строительным нормам, государственным стандартам и нормам.

Следовательно, сельская дорога является коммунальной собственностью, находится в ведении сельского совета и сельский совет должен осуществлять строительство, реконструкцию, ремонт и содержание сельских дорог.

В связи с этим считать дороги «бесхозными» неправильно.

Это подтверждается и разъяснением Минюста «Некоторые аспекты приобретения права собственности на объекты бесхозного недвижимого имущества» от 13.10.2011 г.

Так, в этом разъяснении Минюст отметил: при рассмотрении проблематики приобретения права собственности на объекты бесхозного недвижимого имущества возникает потребность в определении самого понятия «бесхозная вещь».

Из содержания ч. 1 ст. 335 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV следует, что только то имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, может считаться бесхозным.

В вашем же случае, как уже указывалось выше, сельские дороги в соответствии с действующим законодательством находятся в коммунальной собственности. То есть эти дороги имеют собственника, но их ни одно учреждение на балансе не учитывает.

Для того чтобы осуществить указанные функции, дороги должны быть взяты на баланс сельского совета и закреплены за соответствующим предприятием на праве хозяйственного ведения.

Это подтверждается письмом Госказначейства от 11.01.2007 г. № 3.4-06/35-257, в котором определено, что орган местного самоуправления должен закрепить своим решением объекты за соответствующим предприятием на праве полного хозяйственного ведения.

Взятие на учет сельских дорог сельскими советами отражается по дебету субсчета 103 «Здания и сооружения» и кредиту субсчета 401 «Фонд в необоротных активах по их видам».

Также отметим, что согласно п. 2 Единых правил ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны, утвержденных постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198, ремонт и содержание дорожных объектов (кроме железнодорожных переездов), находящихся в общегосударственной собственности, осуществляется дорожно-эксплуатационными организациями, которые относятся к сфере управления Укравтодора, а находящихся в коммунальной собственности — соответствующими коммунальными дорожно-эксплуатационными организациями.

Для принятия дорог на баланс сельского совета необходимо провести их оценку в соответствии с требованиями Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658).

Как было указано выше, сельские дороги принимаются на учет по субсчету 103 «Здания и сооружения», а имуществом, которое может оцениваться, в соответствии с Законом № 2658 считаются объекты в материальной форме, здания и сооружения (включая их неотъемлемые части), машины, оборудование, транспортные средства и т. п.; паи, ценные бумаги; нематериальные активы, в том числе объекты права интеллектуальной собственности; целостные имущественные комплексы всех форм собственности.

Таким образом, действие Закона № 2658 распространяется и на проведение оценки дорог.

Оценка имущества, имущественных прав в соответствии с Законом № 2658 — это процесс определения их стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, указанными в ст. 9 данного Закона, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности.

Согласно ст. 5 Закона № 2658 субъектами оценочной деятельности являются:

— субъекты хозяйствования — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с данным Законом;

— органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, имеющимся в коммунальной собственности, в составе которых работают оценщики.

Следовательно, если сельский совет имеет указанные полномочия на осуществление оценочной деятельности и в составе сельского совета работает оценщик, то он имеет право провести оценку дорог. Если же таких полномочий сельский совет не имеет и не имеет в своем составе оценщика, то для оценки дорог следует обратиться к соответствующему субъекту хозяйствования — оценщику, имеющему сертификат субъекта оценочной деятельности.

После оценки дорог их можно будет принять на баланс по той стоимости, которую определит оценщик. Также в орган Госказначейства сельский совет должен подать справку о поступлении в натуральной форме.

О непосредственном проведении капитального ремонта дорог отметим следующее.

В соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV (далее — Закон № 687) строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственными стандартами, нормами и правилами в порядке, определенном Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI.

При этом согласно ст. 1 Закона № 687 к объектам архитектуры относятся дома и сооружения жилищно-гражданского, коммунального, промышленного и другого назначения, их комплексы, объекты благоустройства, садово-парковой и ландшафтной архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства, территории (части территорий) административно-территориальных единиц и населенных пунктов. А как определено в ст. 13 Закона Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV, к объектам благоустройства населенных пунктов, в частности, относятся улицы, дороги, переулки, подъемы, проезды, пешеходные и велосипедные дорожки.

Следовательно, дороги являются объектом благоустройства и для их капитального ремонта в первую очередь требуются изготовление и утверждение проекта.

Как определено в ст. 7 Закона № 687, проект объекта архитектуры разрабатывается под руководством либо с обязательным участием главного архитектора проекта и/или главного инженера проекта, имеющих соответствующий квалификационный сертификат.

Проект объекта архитектуры заверяется подписью и скрепляется личной печатью главного архитектора проекта и/или главного инженера проекта, имеющих квалификационный сертификат.

Отметим, что утверждение проектов объектов архитектуры, которые сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, осуществляется согласно Порядку утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденному постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560.

Также напомним, что в случае, если строительство, расширение, реконструкция и техническое переоснащение предприятий, зданий и сооружений, ремонт жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрация памятников архитектуры и градостроительства осуществляются с привлечением бюджетных средств, обязательно применяются Правила определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.

При проведении капитального ремонта дорог следует руководствоваться Порядком проведения ремонта и содержания объектов благоустройства населенных пунктов, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 23.09.2003 г. № 154 (далее — Порядок № 154).

Обратим внимание на п. 1.4 этого Порядка, в котором указано: к капитальному ремонту объектов благоустройства населенных пунктов относятся работы, направленные на возобновление их эксплуатационных характеристик, увеличение прочности и несущей способности конструктивных элементов, а также увеличение габаритов объектов и отдельных их частей в пределах норм.

Номенклатура работ по капитальному ремонту объектов благоустройства населенных пунктов приведена в приложении 1 к Порядку № 154.

Так, к капитальному ремонту, например, относится:

— исправление земляного полотна с доведением его геометрических параметров до норм, соответствующих категории улицы (дороги);

— ликвидация повреждений земляного полотна и дорожных одежд на вспученных, оползневых, обвальных и других участках, восстановление или устройство дренажей, водонепроницаемых и изолирующих прослоек под дорожным основанием;

— дополнительное укрепление откосов земляного полотна, ремонт подпорных стен и другие работы по обеспечению устойчивости земляного полотна;

— устройство земляного полотна и дорожной одежды на участках спрямления проезжей части и увеличения радиусов горизонтальных и вертикальных кривых;

— укрепление обочины дороги щебеночно-гранитными и вяжущими материалами, устройство или восстановление укрепительных полос по краям усовершенствованных покрытий;

— асфальтирование проезжей части, тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек с использованием на основании существующих булыжных мостовых, асфальтобетонных, цементобетонных, щебеночных, гравийных и других покрытий и т. п.

Расходы по капитальному ремонту дорог в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, следует осуществлять по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов».

Также напомним, что согласно п. 7.2 Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации необоротных активов происходит изменение их стоимости.

Следовательно, если, например, на дороге будет проложено асфальтовое покрытие, то стоимость дороги следует увеличить, ведь в данном случае имеет место дооборудование дороги.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше