Темы статей
Выбрать темы

Жилой дом приватизирован: как сельсовету списать его с баланса

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ЖИЛОЙ ДОМ ПРИВАТИЗИРОВАН: КАК СЕЛЬСОВЕТУ СПИСАТЬ ЕГО C БАЛАНСА

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Как списать c баланса сельского совета приватизированные жилые дома? Все жители домов имеют свидетельства о праве собственности на квартиры в этих домах.

(Донецкая обл.)

 

Правовые основы приватизации государственного жилищного фонда, его дальнейшего использования и содержания определяет Закон Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19.06.92 г. № 2482-XII (далее — Закон № 2482).

Определим основные понятия согласно этому Закону.

Приватизация государственного жилищного фонда  — это отчуждение квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, предназначенных для проживания семей и одиноких лиц, комнат в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного фонда в интересах граждан Украины.

Государственный жилищный фонд  — это жилищный фонд местных Советов народных депутатов и жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций, учреждений.

К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, жилые помещения в общежитиях (жилые комнаты, жилые блоки (секции)), комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, которые используются гражданами на условиях найма.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона № 2482 содержание приватизированных квартир (домов), жилых помещений в общежитиях осуществляется за счет средств их собственников согласно правилам, которые утверждаются Кабмином, независимо от форм собственности на них.

Но при этом следует отметить, что согласно п. 7 ст. 10 Закона № 2482 и п. 1 Порядка участия в организации и финансировании ремонта приватизированных жилых домов их бывших собственников, утвержденного постановлением КМУ от 08.10.92 г. № 572 (далее — Порядок № 572), бывшие собственники многоквартирных домов (исполкомы местных Советов народных депутатов, местные государственные администрации в городах Киеве и Севастополе, предприятия, организации, учреждения, в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении которых они находились) обязаны принимать участие в работах по ремонту, потребность в котором возникла после приватизации квартир. Объем этих работ определяется количеством приватизированных квартир дома и сроком его эксплуатации от окончания строительства или реконструкции до проведения первого ремонта после приватизации.

Если в доме приватизированы все квартиры, прежний его собственник финансирует проведение только первого после приватизации ремонта в размерах, указанных в приложении к Порядку № 572.

Передача квартир (домов), жилых помещений в собственность граждан осуществляется в соответствии с требованиями Положения о порядке передачи квартир (домов), жилых помещений в общежитиях в собственность граждан, утвержденного приказом Министерства по вопросам ЖКХ от 16.12.2009 г. № 396.

Согласно п. 14 этого Положения передача квартир (домов), жилых помещений в общежитиях, которые на момент вступления в силу Закона Украины «Об обеспечении реализации жилищных прав жильцов общежитий» от 04.09.2008 г. № 500-VI находились в коммунальной собственности, комнат в коммунальных квартирах в собственность граждан осуществляется на основании решений соответствующих органов приватизации, которые принимаются не позднее месяца со дня получения заявления гражданина.

Сельский совет может передать жилой дом на баланс объединения собственников многоквартирного дома (далее — ОСМД) или другого юридического лица, устав которого предусматривает возможность содержания и обслуживания жилого дома.

Такая передача происходит в соответствии с Порядком передачи жилищного комплекса или его части с баланса на баланс, утвержденным постановлением КМУ от 11.10.2002 г. № 1521 (далее — Порядок № 1521).

Остановимся на основных моментах.

Жилищным комплексом в соответствии со ст. 1 Закона Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III является единый комплекс недвижимого имущества, который образован земельным участком в установленных пределах, размещенным на нем жилым многоквартирным домом или его частью вместе с сооружениями и инженерными сетями, которые образуют целостный имущественный комплекс. То есть, по сути, это жилой многоквартирный дом.

Для приема-передачи жилищного комплекса или его части с баланса одного учреждения на баланс другого создается соответствующая комиссия в составе представителей прежнего балансодержателя и представителей ОСМД или другого юридического лица, на баланс которого передается дом. Комиссию возглавляет представитель стороны, принимающей здание на баланс.

Комиссия должна определить техническое состояние жилищного комплекса или его части в соответствии с требованиями законодательства и составить акт приема-передачи согласно приложению к Порядку № 1521.

Экземпляр акта приема-передачи, подписанный членами комиссии и утвержденный руководством каждой стороны (подписи скрепляются печатью), предоставляется каждой из сторон, принимающих участие в приеме-передаче.

Именно дата подписания акта приема-передачи считается датой передачи дома с баланса на баланс.

Также отметим, что передача жилищного комплекса или его части с баланса на баланс проводится вместе с планом земельного участка, техническим паспортом дома и соответствующей технической документацией (инвентарное дело, акт приемки в эксплуатацию, планы внешних сетей и т. п.) в двухмесячный срок после поступления соответствующего обращения от объединения.

Если по каким-либо причинам план земельного участка, технический паспорт или техническая документация на момент приема-передачи здания отсутствуют, то такие документы изготовляются или восстанавливаются за счет предприятия, учреждения или организации, с баланса которых передается дом. При этом восстановление или изготовление соответствующих документов должно состояться в течение месяца после поступления соответствующего обращения от стороны, принимающей дом.

Также остановимся на том, кто должен принять решение о списании с баланса жилищного здания и передаче его на баланс ОСМД или другого юридического лица.

В соответствии со ст. 29 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, в частности, относятся:

— управление в пределах, определенных советом, имуществом, принадлежащим к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;

— подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений относительно порядка и условий отчуждения коммунального имущества, проектов местных программ приватизации и перечня объектов коммунальной собственности, которые не подлежат приватизации; организации выполнения этих программ; подготовки и внесения на рассмотрение совета предложений по определению сфер хозяйственной деятельности и перечня объектов, которые могут предоставляться в концессию; представления совету письменных отчетов о ходе и результатах отчуждения коммунального имущества.

Кроме того, согласно ст. 30 Закона № 280 к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов, в частности, относится:

— управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению;

— учет в соответствии с законом жилищного фонда, осуществление контроля за его использованием.

Следовательно, решения о списании с баланса сельского совета жилого дома и передаче дома на баланс ОСМД или другому юридическому лицу принимаются самим же сельским советом.

По поводу документального оформления списания с баланса сельского совета жилого дома и передачи его на баланс ОСМД отметим следующее.

Поскольку в этом случае дом не ликвидируется, а передается другому юридическому лицу и будет эксплуатироваться и в дальнейшем, такая операция оформляется актом приема-передачи основных средств. Его форма утверждена приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше