Темы статей
Выбрать темы

Вопросы списания основных средств

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ВОПРОСЫ СПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

При списании морально устаревших и не пригодных для дальнейшего использования электробытовых приборов и компьютерной техники возникли следующие вопросы:

1. Обязательно ли для списания электробытовых приборов получать заключение эксперта? Может ли быть экспертом ФЛП, занимающийся ремонтом бытовой техники, или штатный электрик учреждения?

2. Как определить наличие драгоценных и цветных металлов в компьютерной технике, если сведений об этом в техническом паспорте нет?

(Полтавская обл.)

Вопросы, касающиеся порядка списания государственного и коммунального имущества, поступают в нашу редакцию регулярно. И это вполне закономерно, ведь списание необоротных активов с баланса бюджетных учреждений — дело серьезное. Да и соблюдение порядка их списания традиционно находится под пристальным вниманием контролирующих органов. Поэтому, чтобы оградить вас от неприятностей, приведем некоторые важные нюансы процедуры списания не пригодного для дальнейшего использования имущества с баланса учреждения.

Рассмотрим каждый из вопросов, поступивших от вас, уважаемые читатели, отдельно.

1. В первую очередь напомним, что механизм списания объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), основных средств и других необоротных материальных активов, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

Для установления факта непригодности имущества и неэффективности проведения его ремонта или невозможности использования другим способом, а также для оформления документов на списание создается комиссия по списанию имущества. Председателем такой комиссии обычно является заместитель руководителя учреждения, а членами — главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб, а также привлеченные по требованию вышестоящей организации ее представители и другие специалисты (п. 9 Порядка № 1314).

Получение заключения эксперта в соответствующей сфере деятельности является обязательным только при списании автомобилей, котлов, подъемников и другого оборудования, которое находится под надзором государственных инспекций. В остальных же случаях для установления факта непригодности и неэффективности проведения ремонта имущества заключение эксперта не требуется. Это следует из положений пп. 10 и 11 Порядка № 1314.

В то же время в состав комиссии по списанию при необходимости могут привлекаться специалисты, компетентные в соответствующей сфере (в том числе штатный электрик). Если в штате учреждения отсутствуют специалисты соответствующего направления или квалификации, а члены комиссии не владеют достаточными знаниями и навыками для объективной оценки состояния объектов основных средств, имеет смысл пригласить такого специалиста со стороны. Причем никаких ограничений относительно того, кто может быть экспертом в вопросах по списанию государственного и коммунального имущества (кроме объектов, которые находятся под надзором государственных инспекций), действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому при списании электробытовых приборов в случае возникновения такой необходимости вы можете воспользоваться услугами физического лица — предпринимателя, занимающегося ремонтом бытовой техники, или другого компетентного лица.

Напомним также, что оплата экспертных заключений, рекомендаций и т. п. проводится по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 10 п.п. 2.2.4 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333).

2. Что касается списания с баланса учреждения компьютерной техники, то следует отметить, что вопросы отражения в бухгалтерском учете операций, связанных со списанием таких основных средств, подробно освещены в публикации «Списание компьютерной и офисной техники» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 39).

Следует иметь в виду, что морально устаревшую компьютерную технику, пригодную для дальнейшего использования, можно передавать в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим ее закреплением за соответствующими учреждениями и организациями (п. 4 Порядка № 1314).

Если комиссией компьютерная техника все же признана не пригодной для дальнейшего использования, ремонта или восстановления, необходимо изъять из нее все пригодные узлы, детали, материалы и агрегаты, а также те, которые содержат драгоценные металлы и камни. При этом под контролем комиссии по списанию следует определить количество и вес таких материальных ценностей, сдать их на склад и оприходовать на соответствующие балансовые счета. Это требование зафиксировано в п.п. 6 п. 13 Порядка № 1314.

Помните: уничтожение, сдача на лом цветных и черных металлов техники, которая содержит драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей запрещаются (п. 26 Порядка № 1314).

Как обращаться с драгоценными металлами и драгоценными камнями, изделиями из них и содержащими их материалами, определено Инструкцией о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и содержащих их материалов, утвержденной приказом Минфина от 06.04.98 г. № 84 (далее — Инструкция № 84). В частности, особенностям учета драгоценных металлов и драгоценных камней в составе основных средств (в том числе в составе бытовых приборов и компьютерной техники) посвящен разд. ХІ этой Инструкции.

Данные о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в основных средствах приводятся в технической документации (паспортах, формулярах, руководстве по эксплуатации, справочниках и т. п.). В случае же отсутствия такой информации (средства иностранного производства, устаревшее оборудование отечественного производства и т. п.) содержание драгоценных металлов и драгоценных камней определяют по информации разработчиков, производителей либо комиссией учреждения на основании аналогов и расчетов (п. 11.3 Инструкции № 84).

В отдельных случаях, когда комиссия определить содержание драгоценных металлов не имеет возможности из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, содержание таких материалов в основных средствах следует определять после списания и переработки (п. 11.4 Инструкции № 84). При этом учреждения, которые не имеют собственной производственной базы для демонтажа техники, должны передавать списанную технику субъектам хозяйствования, получившим лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по сбору, первичной обработке лома и отходов с содержанием драгоценных металлов, с обязательным оформлением документа о содержании драгоценных металлов в переданной технике. Результаты демонтажа оборудования и оснащения и содержание драгоценных металлов в ломе и отходах должны быть оформлены соответствующими актами комиссии учреждения, которому принадлежат такие отходы. На это указывает п7.10 Инструкции № 84.

Обращаем внимание: убытки, нанесенные учреждению работниками хищением, уничтожением (порчей), недостачей или сверхнормативными потерями материалов, изготовленных с использованием драгоценных металлов, а также отходов и лома, которые содержат драгоценные металлы, определяются в двойном размере стоимости драгоценных металлов. Стоимость драгоценных металлов в таком случае устанавливают по рыночным ценам, действующим на день выявления нанесенных убытков. Такой порядок определения размера убытков предусмотрен п. «а» ст. 1 Закона Украины «Об определении размера убытков, нанесенных предприятию, учреждению, организации хищением, уничтожением (порчей), недостачей или потерей драгоценных металлов, драгоценных камней и валютных ценностей» от 06.06.95 г. № 217/95-ВР (далее — Закон № 217)

Суммы, взысканные в соответствии со ст. 1 данного Закона, следует направлять в первую очередь на возмещение убытков, нанесенных учреждению, а остальные — перечислять в Государственный бюджет Украины. Более того, такие убытки, нанесенные работниками учреждению, возмещаются независимо от привлечения виновных лиц к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности (ст. 5 Закона № 217).

Итак, не торопитесь отправлять устаревшую компьютерную технику и электробытовые приборы в мусор. Сначала удостоверьтесь, что такое оборудование или его части не могут быть использованы, скажем, для ремонта подобной техники, а также обязательно проведите изъятие всех деталей из драгоценных и цветных металлов.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше