Темы статей
Выбрать темы

О штатных расписаниях общеобразовательных учебных заведений

Редакция ББ
Письмо от 06.12.2012 г. № 2/2-13-3587

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

О ШТАТНЫХ РАСПИСАНИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Письмо от 06.12.2012 г. № 2/2-13-3587

 

В Департаменте общего среднего и дошкольного образования рассмотрено обращение <…> по поводу разъяснения отдельных вопросов, связанных со штатным расписанием общеобразовательных учебных заведений, и информируем о следующем.

Согласно Типовым штатным нормативам общеобразовательных учебных заведений, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 06.12.2010 г. № 1205, штатное расписание школы формирует руководитель этого учебного заведения, который может при формировании включать вакантные должности. При этом названия должностей, в том числе вакантных, должны соответствовать наименованиям должностей, указанных в упомянутом выше документе.

Штатное расписание школы разрабатывается в пределах фонда заработной платы, утвержденного центральным и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Действительно, введение той или иной должности имеет свои ограничения и условия. Так, должность заместителя директора школы по хозяйственной работе вводится в городских школах и школах поселков городского типа с количеством учащихся свыше 600 и в сельских — с количеством учащихся свыше 400 человек.

Должность заведующего хозяйством вводится в городских и поселковых школах с количеством учащихся от 100 до 600 и в сельских — с количеством учащихся от 80 до 400 человек при наличии восьми и более классов. В школах I ступени такая должность вводится при количестве шести и более классов.

Следовательно, в случае когда в сельском общеобразовательном учебном заведении учится меньше указанного количества учащихся, должности заместителя директора школы по хозяйственной работе и заведующего хозяйством не предусмотрены. Исполнение обязанностей по таким должностям может быть возложено на других работников.

Тарифные разряды работников отраслей бюджетной сферы определены постановлением Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» (с изменениями и дополнениями) и приказом Министерства образования и науки Украины от 26.09.2005 г. № 557 «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников начальных заведений учреждений образования и научных учреждений».

Согласно приложению 11 к указанному выше приказу МОН Украины ведущим специалистам устанавливается 10-й тарифный разряд, а специалистам без категории и I, II категорий — 7-й, 9-й и 8-й тарифные разряды соответственно. Должностные оклады инженера-электронщика и инженера по охране труда определяются по указанным тарифным разрядам.

Предоставление определения понятию «санитарно-очистительное сооружение» не относится к компетенции Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины.

 

Директор Департамента О. Ересько

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ

ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:
РАЗЪЯСНЯЕТ МОНМС

01.09.2012 г. вступили в силу Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты № 1205).

Напомним, что порядок формирования штатных расписаний согласно этим нормативам рассматривался в статье «Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения по новым требованиям» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 19, с. 14). Тогда мы обращали внимание, что отдельные вопросы, связанные с применением Типовых штатов № 1205, требуют дополнительных разъяснений со стороны МОНмолодежьспорта. О них идет речь в комментируемом письме.

 

Порядок введения в штатное расписание вакантных должностей

В штатное расписание школы вводятся вакантные должности. Правильно ли при определении фонда оплаты труда по вакантным должностям с квалификационными категориями в расчет фонда оплаты труда включать средние оклады в пределах тарификации по наименьшей категории (без категории)? Можно ли по вакантным должностям, для которых предусмотрено несколько размеров окладов в зависимости от квалификационных требований, в расчет фонда оплаты труда принимать оклады, которые предусмотрены минимальными квалификационными требованиями?

В КЗоТе, а также в других нормативных документах определение понятию «вакантная должность» не дано. Между тем однозначно можно утверждать, что вакантная должность — это предусмотренная штатным расписанием учреждения должность, которая свободна, т. е. не занята каким-либо конкретным работником (в том числе совместителем), состоящим с учреждением в трудовых отношениях. Если же работник отсутствует в связи с болезнью, командировкой, отпуском (в том числе по уходу за ребенком до 3 лет), должность, которую он занимает, не является вакантной (за такими работниками сохраняется место работы).

Должности работников общеобразовательных учебных заведений вводятся в штатное расписание в соответствии с Типовыми штатами № 1205. В штатное расписание могут быть введены только те должности, которые предусмотрены для конкретного заведения этими Типовыми штатами.

При этом законодательство не требует, чтобы все единицы, предусмотренные в штатном расписании, были заполнены. Так, если планируется в скором времени принять работника на конкретную должность, то при формировании штатного расписания следует предусмотреть для него и вакантную должность. Нельзя принимать на работу нового работника (в том числе совместителя), если в штатном расписании нет вакантных должностей.

Норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности по мере их возникновения, законодательство не содержит. Таким образом, руководитель вправе внести в штатное расписание должности, даже если прием на них работников планируется осуществить спустя некоторое время.

При этом, поскольку штатное расписание — это документ, который не только устанавливает структуру и штаты учебного заведения, но еще и служит основой для расчета фонда заработной платы, то закономерно возникает вопрос: как планировать фонд оплаты труда по вакантным должностям, для которых предусмотрено несколько размеров окладов в зависимости от квалификационных требований?

Следует отметить, что ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Не дало его и МОНмолодежьспорта. Поэтому выскажем свою точку зрения.

Согласно п. 2 Типовых штатов № 1205 штатное расписание общеобразовательного учебного заведения разрабатывается в рамках утвержденного центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления фонда заработной платы. Аналогичное требование установлено и Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Если планировать фонд оплаты труда по вакантным должностям так, как предлагается в вопросе (по минимальным окладам), то прием работника с более высоким окладом вызовет необходимость в изыскании дополнительных средств. Если же планировать вакантную должность с более высоким окладом, то это может быть расценено как необоснованное завышение потребности в ассигнованиях.

Считаем, что в этом вопросе руководителю учебного заведения прежде всего следует определиться, какой именно квалификации нужен работник. Например, руководитель четко знает, что требуется бухгалтер с большим опытом работы I категории. Соответственно в штатном расписании заведения следует указать не просто базовое наименование должности (бухгалтер), а ввести должность именно бухгалтера I категории. Соответственно в этом случае проблем с определением должностного оклада и включением его в расчет фонда оплаты труда не будет.

 

Если для школы не предусмотрена должность заместителя директора по хозяйственной работе (заведующего хозяйством)

В зависимости от количества учеников Типовыми штатами № 1205 предусмотрено введение только одной из должностей: заместителя директора по хозяйственной работе или заведующего хозяйством. При этом если количество учеников в сельской школе составляет менее 80 человек, то не вводится ни должность заместителя директора по хозяйственной работе, ни должность заведующего хозяйством. Кто в таком случае должен выполнять такие обязанности?

Конкретного ответа МОНмолодежьспорта не дало и на этот вопрос, только подтвердив тот факт, что для сельской школы с количеством учеников менее 80, не предусмотрена ни должность заместителя директора по хозяйственной работе, ни должность заведующего хозяйством.

Выполнение обязанностей, предусмотренных для таких должностей, может быть возложено руководителем учебного заведения на других работников путем издания соответствующего приказа. На какого именно работника будут возложены такие обязанности — решать директору учебного заведения.

Со своей стороны, заметим, что обязанности по заведованию хозяйством не могут быть возложены на самого директора учебного заведения, так как эти обязанности предполагают материальную ответственность. Так, согласно п. 6.7 Инструкции по учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, по месту сбережения все необоротные активы должны пребывать на ответственном хранении у материально ответственных лиц, которые назначаются приказом руководителя учреждения. С должностными лицами, которые отвечают за сохранность необоротных активов, заключается письменный договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В связи с тем, что руководитель учреждения не может заключить договор о полной материальной ответственности сам с собой, он не может являться материально ответственным лицом, а соответственно не может выполнять обязанности по заведованию хозяйством.

Поскольку обязанности по заведованию хозяйством в данном случае выполняются по должности, которая не предусмотрена штатным расписанием и не является вакантной, то и установить доплаты, установленные п.п. «а» п.п. 3 п. 4 приказа Мин­образования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557), нельзя. В этом случае дополнительная оплата предусмотрена Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Так, согласно п. 57 этой Инструкции за заведование хозяйством помощникам директоров по хозяйственной части или заведующим хозяйством и другим работникам общеобразовательных школ (при отсутствии в штатах этих должностей) производится дополнительная оплата в размере 10 % должностного оклада. При этом заметим, что если такие обязанности будут возложены на педагогического работника, размер доплаты не будет зависеть от недельной учебной нагрузки.

 

Должностной оклад инженера-электронщика и инженера по охране труда

Вопрос: Типовыми штатами № 1205 предусмотрено введение в штатные расписания должности инженера-электронщика и инженера по охране труда, которые согласно Классификатору профессий относятся к категории «Профессионалы». Как устанавливать должностной оклад работникам, занимающим такие должности (приказом № 557 порядок установления должностных окладов таких работников не определен)?

Типовыми штатами № 1205 должности инженера-электронщика и инженера по охране труда* для общеобразовательных учебных заведений предусмотрены впервые. Поэтому одним из первых вопросов при формировании штатного расписания по новым требованиям был вопрос об установлении должностных окладов для работников, занимающих такие должности, тем более что конкретные условия установления должностных окладов для них не определены приказом № 557.

* Напомним, что в Типовых штатах № 1205 определено профессиональное название работы «специалист по охране труда», но в Классификаторе профессий ДК 003:2010, утвержденном приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 28.07.2010 г. № 327 (далее — Классификатор профессий), такое профессиональное название работы отсутствует. Вместе с тем предусмотрено профессиональное название работы «инженер по охране труда».

Как следует из комментируемого письма, МОНмолодежьспорта считает, что должностные оклады таким работникам следует устанавливать согласно приложению 11 к приказу № 557, как для специалистов, несмотря на то что инженер-электронщик и инженер по охране труда согласно Классификатору профессий относятся к категории «профессионалы» (см. таблицу):

 

Квалификационная категория

Тарифный разряд

Специалисты:

Ведущий

10

Первой категории

9

Второй категории

8

Без категории

7

 

Что относят к санитарно-очистным сооружениям?

Типовыми штатами № 1205 установлено, что в школах, которые имеют санитарно-очистные сооружения, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий вводится из расчета 1 штатная единица в смену. Действующим законодательством не дано определение понятию «санитарно-очистные сооружения». Что относится к таким сооружениям?

Вне сомнения, что определение понятия «санитарно-очистные сооружения» не относится к компетенции МОНмолодежьспорта. Однако мы предполагали, что это Министерство, как разработчик Типовых штатов № 1205, исходило из каких-то соображений, вводя должность рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий именно в зависимости от того, имеет ли учебное заведение санитарно-очистные сооружения или нет.

Напомним, что аналогичная по содержанию норма была и в Методических рекомендациях по вопросам порядка формирования штатов общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, доведенных письмом Минобразования от 19.06.2001 г. № 1/9-234.

При этом в них уточнялся тип санитарно-очистных сооружений, а именно КУ или БИО-25. Исходя из технических характеристик такие сооружения являются специальными инженерными конструкциями, предназначенными для проведения последовательной очистки сточных вод от загрязняющих веществ.

В соответствии с п. 2.24 Государственных санитарных норм и правил содержания территорий населенных пунктов, утвержденных приказом МОЗ от 17.03.2011 г. № 145, локальные очистные сооружения объектов предусматриваются при отсутствии инженерных сетей городской (поселковой, сельской) канализации или при расположении объектов на расстоянии не менее 500 м от ближайшего коллектора сточных вод.

 

Светлана МЕРЕНКОВА,
 ведущий государственный финансовый инспектор
 Харьковской объединенной
 государственной финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше